НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2008 № 18АП-8610/08

А76-10701/2008

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8610/2008

г. Челябинск

«13» января 2008 г. Дело № А76-10701/2008

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Еманжелинске Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2008 по делу № А76-10701/2008 (судья Тиунова Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Еманжелинская передвижная механизированная колонна» (далее – общество, ЗАО «Еманжелинская передвижная механизированная колонна», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Еманжелинске Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, пенсионный фонд, ГУ УПФ РФ в г. Еманжелинске, управление) № 95 от 02.07.2008 о взыскании пени в размере 10877, 29 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.10.2008 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права.

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что общество уплату страховых взносов осуществило в более поздние, чем установлено действующим законодательством сроки, считает также, что управление не пропустило срок для выставления требования №95 от 02.07.2008. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо также указывает на то, что оспариваемое требование направлено обществу одновременно с расчетом суммы пени на задолженность.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «Еманжелинская передвижная механизированная колонна» зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией г. Еманжелинска 30.06.1998 за регистрационным номером 138 (л.д. 15).

Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Еманжелинске Челябинской области выставило требование № 95 от 02.07.2008 об уплате в срок до 18.07.2008 пени в сумме 10 877 рулей 29 копеек, в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9 848 рублей 43 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 028 рублей 86 копеек за 2007 год (л.д.18).

ЗАО «Еманжелинская передвижная механизированная колонна» уплачены страховые взносы за 9 мес. 2007 года – 12.12.2007, что подтверждается платежным поручением от 12.12.2007 № 1593 (л.д. 102), выпиской из лицевого счета за 12.12.2007 (л.д. 103), за 2007 год – 30.04.2008, что подтверждается платежным поручением от 30.04.2008 № 722 (л.д. 108), выпиской из лицевого счета за 30.04.2008 (л.д. 107).

Согласно ведомости уплаты страховых взносов за 2007 год (форма АДВ -11) страхователь имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002, 2003, 2004 г.г. (л.д. 34).

Считая требование № 95 от 02.07.2008 заинтересованного лица незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое требование не соответствует действующему законодательству и нарушает законные права и интересы общества.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса России Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в силу положений ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса России Федерации для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании п. 1 ст. 6 Федерального Закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации N 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее - Закон) общество является страхователем по обязательному пенсионном страхованию, и в силу п. 2 ст. 14 Закона обязан своевременно и полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст. 23 Закона под расчетным периодом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

На основании п. 2 ст. 24 Закона уплата сумм авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование производится ежемесячно в срок, установленные для получения в банке денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете по установленной форме, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

В соответствии со статьей 2 Закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 2 статьи 26 Закона о пенсионном страховании, п. 1, 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса Российской Федерации»).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Такими мерами являются направление налогоплательщику требования об уплате налогов, принятие налоговым органом соответствующих решений о взыскании неуплаченных сумм недоимки (ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьями 25 и 25.1 Закона предусмотрена процедура взыскания недоимки по страховым взносам и пени.

Пунктами 1, 5 ст. 25.1 Закона установлено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от диалоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, вторые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии с п. 2 ст. 25.1 Закона в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.

В соответствии с п. 3 ст. 25.1 Закона форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации также устанавливает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах" сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждены Приказом Минфина РФ от 30.01.2006 N 18 н.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ГУ УПФ РФ в г. Еманжелинске нарушены указанные номы закона, поскольку необходимые сведения о задолженности с расчетом сумм пеней, периоде ее возникновения, даты, с которой начинают начисляться пени и ставку рефинансирования, требование № 95 не содержит (л.д.18), отсутствуют также надлежащие доказательства направления обществу одновременно с требованием расчета суммы пени. Таким образом, при направлении требования № 95 управление не обеспечило возможность обществу убедиться в обоснованности начисления пеней.

Обоснованным является также вывод суда первой инстанции о неправомерности начисления управлением пеней на недоимку 2002-2004г.г. за пределами трехгодичного срока взыскания, поскольку расчет пени, начисленной на недоимку за 2002, 2003, 2004, 9 месяцев 2007 не соотносится с содержанием оспариваемого требования, поскольку не связан с расчетным периодом.

Из совокупности положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановления от 17.12.1996 N 20-П и Определения от 04.07.2002 N 200-О Конституционного Суда Российской Федерации, п. 19 - 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что пени начисляются в случае образования у налогоплательщика недоимки (суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок) за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора по день фактической уплаты недоимки.

Следовательно, пени являются платежом, производным от суммы основного долга, и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены. Условием для прекращения начисления пеней является фактическая уплата недоимки налогоплательщиком или плательщиком сбора. Из сравнительного анализа и системного толкования положений ст. 23, 78, 87, 113 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что давностный срок взыскания налоговых платежей, а также страховых взносов и пеней объективно ограничивается тремя годами.

Согласно статьи 25.1 Закона до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов доводится до сведения страхователя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения. В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу- исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что требование о взыскании пеней за неуплату страховых взносов за 9 месяцев 2007 года не могло быть выставлено за пределами срока - 28.03.2008, поскольку указанный срок является пресекательным для взыскания пеней, в связи с чем, возможность их взыскания утрачена.

На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что вынесенное в нарушение действующего законодательства требование нарушает законные права и интересы общества.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2008 по делу № А76-10701/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Еманжелинске Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья В.Ю. Костин

Судьи: О.Б.Тимохин

Н.Г.Плаксина