ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№18АП-11585/2009
г. Челябинск
11 января 2010г. Дело №А76-16463/2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждение Челябинское региональное отделение фонда социального страхования в лице Троицкого филиала №13 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2009 делу №А76-16463/2009 (судья Котляров Н.Е.), при участии: от Государственного учреждение Челябинское региональное отделение фонда социального страхования в лице Троицкого филиала №13 – Шмарневой М.В. (доверенность №80 от 24.12.2009); от открытого акционерного общества «Рефсервис» в лице Рефрижераторного вагонного депо «Троицк» - филиала ОАО «Рефсервис» - Белоусовой А.В. (доверенность №РЮ-5/58 от 074.05.2009),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Рефсервис» в лице Рефрижераторного вагонного депо «Троицк» - филиала ОАО «Рефсервис» (далее – заявитель, ОАО «Рефсервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения №14 от 09.07.2009, вынесенного Государственным учреждением – Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Троицкого филиала №13 (далее – ГУ ЧРО ФСС РФ, заинтересованное лицо, Фонд) о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, в части непринятия к зачету расходов в сумме 923250 руб. 12 коп., а также об обязании Фонд принять к зачету расходы, понесенные заявителем на цели обязательного социального страхования в размере 923250 руб. 12 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.10.2009 требования ОАО «Рефсервис» удовлетворены, решение ГУ ЧРО ФСС РФ от 09.07.2009 №14 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования ЗАО «Пластик» признано недействительным в части непринятия к зачету расходов в сумме 923250 руб. 12 коп. На Фонд возложена обязанность принять к зачету указанные расходы.
ГУ ЧРО ФСС РФ не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что расходование средств на цели обязательного социального страхования производится через бухгалтерию страхователя. Юридическое лицо подлежит регистрации в качестве страхователя в органах фонда по месту нахождения своего обособленного структурного подразделения. В Троицком филиале №13 ГУ ЧРО ФСС РФ ОАО «Рефсервис» зарегистрировано по месту нахождения свого обособленного структурного подразделения Рефрижераторного вагонного депо «Троицк», тогда как работники заявителя, расходы на оплату листков нетрудоспособности которых отражены заявителем в расчетных ведомостях формы 4ФСС РФ за период с марта по июль 2008 года, работали в обособленном структурном подразделении ОАО «Рефсервис» Рефрижераторный эксплуатационный участок «Черепаново», которое зарегистрировано в качестве страхователя в другом органе Фонда. Полагает также не доказанным факт передачи имущества и обязательств ликвидированного филиала Рефрижераторный эксплуатационный участок «Черепаново» в филиал Рефрижераторное вагонное депо «Троицк» по распоряжению директора заявителя от 22.02.2008 №РЮ-1/41. Считает, что спорные расходы могут быть заявлены заявителем к зачету в счет средств обязательного социального страхования либо по месту регистрации филиала Рефрижераторный эксплуатационный участок «Черепаново» (поскольку он с регистрации в органах Фонда не снят), либо по месту регистрации самого юридического лица.
Представитель ГУ ЧРО ФСС РФ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ОАО «Рефсирвис» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве 17.02.2006 за основным государственным регистрационным номером 1067746290435 и имеет обособленное структурное подразделение – филиал Рефрижераторное вагонное депо «Троицк» (далее – РВД «Троицк»), расположенное в г. Троицке Челябинской области. Заявитель зарегистрирован в качестве страхователя по месту нахождения указанного структурного подразделения в Троицком филиале №13 ГУ ЧРО ФСС РФ.
В период с 06.04.2009 по 17.04.2009 Фондом проведена документальная проверка филиала ОАО «Рефсервис» Рефрижераторное вагонное депо «Троицк» по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ, за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
В ходе проверки в том числе зафиксирован факт включения страхователем в расчетную ведомость формы 4ФСС за период с марта по июль 2008 года расходов в сумме 923250 руб. на выплату пособий по листам нетрудоспособности работников иного филиала ОАО «Рефсервис» - Рефрижераторный эксплуатационный участок «Черепаново» (далее – РЭУ «Черепаново»), зарегистрированного в качестве страхователя по месту его нахождения в Филиале №24 Государственного учреждения Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Поскольку РЭУ «Черепаново» не зарегистрирован в качестве страхователя в Троицком филиале №13 ГУ ЧРО ФСС РФ, Фондом сделан вывод об отсутствии оснований для принятия указанных расходов к зачету. Итоги проверки отражены в акте от 05.06.2009 №30С/С.
Результаты проверки и поступившие от заявителя возражения рассмотрены Фондом в присутствии представителей заявителя 08.07.2009, что нашло отражение в протоколе о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 08.07.2009.
09.07.2009 Фондом вынесено решение от №14 о непринятии к зачету расходов страхователя – плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели обязательного социального страхования, которым решено не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем – плательщиком единого социального налога в том числе в сумме 923250 руб. 12 коп., а также предложено страхователю отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования и представить в территориальный орган Федеральной налоговой службы России уточненный расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Общество не согласилось с решением Фонда в указанной части и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии у Фонда оснований для непринятия к зачету произведенных заявителем расходов в сумме 923250 руб. 12 коп.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, филиал ОАО «Рефсервис» РЭУ «Черепаново» ликвидирован на основании решения Совета директоров общества от 01.10.2007, о чем в Устав общества внесены соответствующие изменения, зарегистрированные в установленном порядке.
Трудовые договоры с работниками филиала расторгнуты в соответствии со ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с уведомлением МИФНС РФ №2 по Новосибирской области от 27.03.2008 ОАО «Рефсервис» снято с учета по месту нахождения своего филиала РЭУ «Черепаново» 27.03.2008.
Имущество и обязательства ликвидированного филиала решено передать по передаточному акту РВД «Троицк» в соответствии с п.4.1 Распоряжения директора ОАО «Рефсервис» от 22.02.2008 №РЮ-1/41.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам РЭУ «Черепаново» в соответствии с листами нетрудоспособности в сумме 923250 руб. 12 коп. произведена филиалом ОАО «Рефсервис» РВД «Троицк», в связи с чем указанная сумма отражена в Расчетной ведомости по форме 4ФСС за период с марта по июль 2008 года, сданной в орган ФСС по месту нахождения этого филиала, как расходы, подлежащие зачету в счет уплаченного обществом единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
Основанием для отказа Фондом в принятии таких расходов к зачету послужил единственный вывод о неподтверждении права работников на получение пособия, поскольку РЭУ «Черепаново» филиал ОАО «Рефсервис» не является страхователем Троицкого филиала №13 ГУ ЧРО ФСС РФ.
Между тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона №165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон №165-ФЗ), обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации – иных категорий граждан.
Статьей 6 этого же закона предусмотрено, что страхователями в системе обязательного социального страхования являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Юридические лица, имеющие обособленные структурные подразделения, подлежат регистрации в качестве страхователей в региональном отделении Фонда (филиале регионального отделения Фонда) по месту нахождения данных обособленных подразделений (пп.1 п.1, п.3 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 №27).
Поскольку в силу положений ст.ст.48, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации обособленные структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства) не являются самостоятельными юридическими лицами и не могут самостоятельно обладать правами и нести обязанности, страхователем в правоотношения, связанных с обязательным социальным страхованием, является само юридическое лицо (в рассматриваемой ситуации – ОАО «Рефсервис»), реализующее свои права и исполняющее свои обязанности в том числе через свои обособленные структурные подразделения.
В силу ст.9 Закона №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у работодателя и застрахованных лиц с момента заключения с работником трудового договора.
В обязанности страхователя входит выплата определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (п.2 ст.12 Закона №165-ФЗ).
Одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность. Страховым обеспечением такого риска является пособие по временной нетрудоспособности (ст.ст.7, 8 Закона №165-ФЗ).
Согласно ст.22 Закона №165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N13-6 (далее – Положение), выплата пособий по временной нетрудоспособности работающим гражданам производится по месту работы за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.9 Положения, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия.
Листок нетрудоспособности выдается в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N21 и Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 206/21 (далее – Инструкция).
В силу п. 1.1 Инструкции по предъявлению листка нетрудоспособности, который является документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы (учебы), в соответствии с действующим законодательством, назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Анализ указанных положений позволяет прийти к выводу о возникновении у самого работодателя (юридического лица) обязанности по выплате через свою бухгалтерию пособий по временной нетрудоспособности своим работникам (в том числе работникам своих обособленных структурных подразделений) при представлении надлежащим образом оформленных листков временной нетрудоспособности. При этом законодательных ограничений в части места выплаты указанных пособий работникам обособленных структурных подразделений в случае ликвидации таких подразделений (по месту регистрации обособленных структурных подразделений, либо по месту регистрации самого юридического лица) не установлено.
Так как каких-либо нарушений при оформлении листков нетрудоспособности выявлено не было, заявитель правомерно осуществил выплату страхового обеспечения работникам своего ликвидированного обособленного структурного подразделения в соответствии со своими локальными актами через свою бухгалтерию по месту нахождения другого своего обособленного структурного подразделения.
При этом фактическая передача имущества ликвидированного филиала заявителя РЭУ «Черепаново» другому филиала – РВД «Троицк» в соответствии с п.4.1 Распоряжения директора ОАО «Рефсервис» от 22.02.2008 №РЮ-1/41, для целей решения вопроса о правомерности осуществления обществом выплаты пособий по временной нетрудоспособности правового значения не имеет.
В силу пункта 27 Положения о Фонде социального страхования контроль за правильным и рациональным расходованием средств государственного социального страхования на предприятиях возложен на Фонд социального страхования.
Контроль за расходованием средств обязательного социального страхования осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхователей – плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе добровольно уплачивающих в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, истребования у них документов, получения от страхователей объяснений, проверки данных учета и отчетности (п. 8.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного страхования, утверждена Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 22).
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона №165-ФЗ, пунктом 8.4 Инструкции, расходы, произведенные страхователями – плательщиками единого социального налога с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда могут не приниматься к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
Таким образом, ГУ ЧРО ФСС РФ вправе не принять к зачету лишь расходы заявителя, произведенные с нарушением закона или не подтвержденные документально.
Каких-либо нарушений в части документального подтверждения произведенных заявителем расходов на средства обязательного социального страхования, равно как и в части законности осуществления таких расходов документальной проверкой органа ФСС не установлено.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии у Фонда правовых оснований для отказа заявителю в принятии произведенных им расходов в сумме 923250 руб. 12 коп. к зачету в счет средств ФСС РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части судом апелляционной инстанции отклоняются как не основанные на законе.
Таким образом, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2009 по делу №А76-16463/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждение Челябинское региональное отделение фонда социального страхования в лице Троицкого филиала №13 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи О.Б. Тимохин
Н.Г. Плаксина