НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 № 18АП-12092/19

349/2019-58419(1)

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 18АП-12092/2019

г. Челябинск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года. 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,  рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Орион» на решение Арбитражного суда  Челябинской области от 02.07.2019 по делу № А76-16270/2019 (судья Зайцев  С.В.). 

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Орион» - Квачадзе Г.А.  (паспорт, доверенность от 20.08.2019), Бутюгина Е.Е. (паспорт, доверенность от  02.05.2019); 

Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району  города Челябинска - Гаврилов И.А. (удостоверение, доверенность от  28.12.2018), Мартынова Г.Ю. (удостоверение, доверенность от 01.07.2019). 

Общество с ограниченной ответственностью «Орион» (далее – ООО  «Орион», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный  суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой  службы России по Калининскому району города Челябинска (далее – ИФНС  России по Калининскому району г.Челябинска, инспекция, налоговый орган) о  признании незаконным решения от 10.12.2018 № 47678 о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения, о признании  незаконным решения № 1024 от 10.12.2018 об отказе в возмещении суммы  налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.  

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2019 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

С указанным решением суда не согласился налогоплательщик,  обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда  отменить. 

Податель жалобы считает, что судом первой инстанции не полно изучены 


обстоятельства по делу. Указывает, что судом не приняты во внимание доводы  заявителя, подтверждающие, что поставляемое сырье относится к лому и  отходам черных металлов. 

Протокольным определением от 10.09.2019 судом апелляционной  инстанции приобщен к материалам дела отзыв инспекции на апелляционную  жалобу. 

В судебном заседании представители общества изложили доводы,  указанные в апелляционной жалобе, представители инспекции – возражения на  нее. 

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом  апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Обществом «Орион» 24.04.2018 представлена в инспекцию первичная  налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2018 года, в которой сумма налога,  исчисленная обществом к возмещению, составила 1 568 942 рубля. 

По результатам проведения камеральной налоговой проверки на основе  налоговой декларации инспекцией установлена неуплата НДС за 1 квартал 2018  года в сумме 2 192 636 рублей в результате занижения налоговой базы на сумму  стоимости реализуемой в адрес ПАО «Челябинский цинковый завод»  продукции, не относящейся к лому и отходам черных и цветных металлов. 

Нарушения, установленные в ходе камеральной налоговой проверки,  зафиксированы в акте налоговой проверки от 07.08.2018 № 30301. 

По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией вынесены:

- решение от 10.12.2018 № 47678 о привлечении ООО «Орион» к  ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной  части которого обществу начислен НДС за 1 квартал 2018 года в размере  2 192 636 рублей, соответствующие пени в размере 197 685,95 рублей и штраф  по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере  438 527,20 рублей; 

- решение от 10.12.2018 № 1024 об отказе в возмещении полностью  суммы НДС в размере 1 568 942 рубля, заявленной к возмещению. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской  области от 18.03.2019 № 16-07/001373 решения инспекции утверждены. 

Воспользовавшись правом на судебную защиту, налогоплательщик  обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции исходил из того, что реализуемая в адрес ПАО «Челябинский  цинковый завод» продукция, не относится к лому и отходам черных и цветных  металлов. 

Выводы суда являются верными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса  Российской Федерации, объектом налогообложения налогом на добавленную  стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на  территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. 

Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской 


Федерации, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется  налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса  Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации  произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). 

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ,  услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового  кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и  без включения в них налога (п.1 ст.154 Налогового кодекса Российской  Федерации). 

В исключение из данного порядка, согласно пункту 8 статьи 161, пункту  3.1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции,  вступившей в силу с 01.01.2018), при реализации налогоплательщиками НДС  лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его  сплавов, а также сырых шкур животных налоговая база определяется, и налог  исчисляется налоговыми агентами - покупателями (получателями) указанных  товаров, исходя из стоимости реализуемых товаров с учетом налога. 

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 168 Налогового кодекса  Российской Федерации, в выставляемых при реализации лома и отходов счетах- фактурах в графе «ставка НДС» делается соответствующая надпись или  ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». 

Термин «отходы черных или цветных металлов» Налогового кодекса  Российской Федерации не определен. Следовательно, с учетом подхода,  изложенного в пункте 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в  целях применения налога на добавленную стоимость указанный термин должен  применяться в том значении, в каком он используется в соответствующих  отраслях законодательства. 

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления» отходы цветных или черных металлов  представляют собой отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий  из цветных или черных металлов и их сплавов. 

Как следует из материалов проверки, 29.09.2017 между ООО «НЛМК- Калуга» (поставщик) и ООО «Орион» (покупатель) заключен договор поставки   № СБ-5/320/17Д, согласно которому поставщик обязуется поставлять, а  покупатель принимать и оплачивать товар, согласно дополнительным  соглашениям. 

Согласно п.1.2 договора, наименование, ассортимент, количество,  условия доставки, период и/или сроки поставки, грузополучатель и цена товара  согласовываются сторонами на каждую конкретную поставку в  дополнительных соглашениях к договору. 

Согласно дополнительным соглашениям к договору поставки от  29.09.2017 № СБ-5/320/17Д, ООО «НЛМК-Калуга» передает в собственность  ООО «Орион» окатыши железосодержащие СТО 72809061-004-2015. 

Согласно техническим условиям, указанным в стандарте ООО «НЛМК- Калуга» на продукцию, окатыши железосодержащие СТО 72809061-004-2015 


изготавливаются из минеральных шламов электроплавильных печей (пункт  4.2.1 технических условий), связующим материалом является влага,  поступающая в процессе окомковывания шламов (пункт 4.2.3 технических  условий), фракционный состав окатышей железосодержащих составляет от 0 до  30 мм (пункт 4.2.6 технических условий). 

Из информации, предоставленной ООО «НЛМК-Калуга» в адрес  инспекции (письмо от 18.05.2018 № 1/355), следует, что поставляемые в адрес  ООО «Орион» товары - окатыши железосодержащие не являются ломом и  отходами черных (цветных) металлов (шихтовыми слитками). 

Приобретенные у ООО «НЛМК-Калуга» окатыши железосодержащие  СТО 72809061-004-2015 ООО «Орион» оприходует на 41 счете «Товары». 

Всего ООО «Орион» по счетам-фактурам, выставленным ООО «НЛМК- Калуга» в адрес ООО «Орион» в 1 квартале 2018 года, предъявлен к вычету  НДС в размере 447 787,00 рублей. 

В дальнейшем, в соответствии с договором поставки от 23.11.2017   № К815, ООО «Орион», не изменяя ни вида, ни состава продукции,  приобретенной у ООО «НЛМК-Калуга», реализует её в адрес ПАО  «Челябинский цинковый завод» под видом лома в виде цинка в шлаке, с  указанием в графе: «Налоговая ставка» счета-фактуры надписи: «НДС  исчисляется налоговым агентом». 

Отгрузка продукции (окатышей) на складские площадки ПАО  «Челябинский цинковый завод» производилась автомобильным транспортом  ООО «Орион» также в таре МКР без какой-либо сортировки и переработки  товара. Таким образом, указанная продукция перепродавалась в адрес ПАО  «Челябинский цинковый завод» без изменения ее физико-химических свойств,  что не оспаривается налогоплательщиком. 

Всего в адрес ПАО «Челябинский цинковый завод», согласно  представленным налогоплательщиком документам, реализовано цинка в шлаке  в 1 квартале 2018 года на сумму 20 897 655,25 рублей. 

Факт реализации продукции в неизменном виде подтверждается самим  руководителем ООО «Орион» Серединским Д.М. в ходе допроса, а также  результатами осмотра складских помещений общества по адресу: г.Челябинск,  ул. Механическая, 26А, проведенного инспекцией 03.07.2018, в ходе которого  налоговым органом фотоматериалами зафиксировано, что приобретенная у  ООО «НЛМК-Калуга» и реализуемая в адрес ПАО «Челябинский цинковый  завод» продукция идентична. При этом, по фотографиям, сделанным в ходе  осмотра, визуально определяется, что хранящееся в МКР сырье представляет  собой именно гранулы (комочки сферической формы), а не мелкодисперсные  твердые частицы в виде порошка. Со слов руководителя ООО «Орион»  Серединского Д.М., товар (окатыши железосодержащие) готов для  перепродажи ПАО «Челябинский цинковый завод». 

ООО «НЛМК-Калуга» в письме от 24.10.2018 № 1/729 подтвердило  производство и реализацию в адрес ООО «Орион» окатышей  железосодержащих, пояснив, при этом, что СТО 72809061-004-2015 допустимо  наличие в продукте мелкодисперсных фракций, обусловленных разрушением 


окатышей при длительном хранении и в процессе транспортировки ввиду  отсутствия связующих компонентов при изготовлении. 

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному  выводу, что реализуемая в адрес ПАО «Челябинский цинковый завод»  продукция - окатыши железосодержащие, не относится к лому и отходам  черных и цветных металлов. 

Податель жалобы ссылается на заключение эксперта Южно-уральской  торгово-промышленной палаты от 10.09.2018 № 026-05-1520, согласно  которому предоставленное сырье не соответствует определению «окатыши  железосодержащие», так как представляет собой тонкодисперсные твердые  частицы в виде порошка, прочных комочков сферической формы (окатышей) не  наблюдается; сырье, образцы которого представлены для исследования,  относятся к отходам при очистке технологических и аспирационных газов  сталеплавильного производства и соответствуют п.3.1 и п.4.2.2 СТО 7280961- 004-2015 «шламы газоочистки». 

Суд апелляционной инстанции относится к указанному заключению  критически, поскольку образцы сырья, которые были исследованы экспертом,  не относятся к приобретенному обществом спорному товару. 

Довод подателя жалобы, что исходя из содержания приемо-сдаточного  акта ПАО «Челябинский цинковый завод» приобретал у ООО «Орион» «цинк в  шлаке», а также то обстоятельство, что документы на отгрузку в графе  «Сведения о грузе» содержат указание на «Шлаки металлургические для  переплавки», судебной коллегией отклонен. 

Согласно письму ПАО «Челябинский цинковый завод» от 04.09.2018   № 1407565, в котором ПАО «Челябинский цинковый завод» указало, что в его  адрес поступало сырье в виде мелкодисперсной пыли. 

С учетом изложенного, приобретенный для перепродажи товар, не  подвергаясь воздействию, не может быть измене по номенклатуре без  изменения его вида или состава и реализовываться под видом лома. 

Решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4  статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной  инстанции не установлено. 

Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной  жалобы относятся на заявителя, в соответствии со статьей 110 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.07.2019 по делу   № А76-16270/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Орион» - без удовлетворения. 


Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Орион» из  федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп.,  излишне уплаченную по платёжному поручению № 311 от 01.07.2019. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со  дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд  первой инстанции. 

Председательствующий судья А.П. Скобелкин 

Судьи Е.В. Бояршинова 

 Н.А. Иванова