НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 № 18АП-12631/13

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-12631/2013

г. Челябинск

11 февраля 2014 г.

Дело № А07-11322/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышева М.Б., Костина В.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УралОпт» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.10.2013 по делу № А07-11322/2013 (судья Валеев К.В.).

Общество с ограниченной ответственностью «УралОпт» (далее – заявитель, общество, ООО «УралОпт») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2013 № 3/198/Ю по делу № 08-09/198Ю/2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «УралОпт» просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что дело об административном правонарушении было рассмотрено административным органом без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, что, по мнению заявителя, является существенным процессуальным нарушением порядка привлечения к ответственности и служит основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа.

Кроме того, общество ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.

Податель жалобы указал, что действия общества, хотя формально и содержали признаки административного правонарушения, однако, не представляли существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям в области государственного регулирования рынка алкоголя, поскольку обществом своевременно исполнена обязанность по представлению декларации об объемах поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам № 5, 6, 7.

До начала судебного заседания заинтересованное лицо представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

Как указывает в отзыве управление, общество в нарушение требований законодательства не представило декларацию об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме № 8 за 1 квартал 2013 г.

Совершенное правонарушение посягает на установленный порядок в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, затрагивает интересы государства и граждан, в связи с чем довод о малозначительности совершенного обществом правонарушения, по мнению заинтересованного лица, является несостоятельным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, обществом заявлено о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество за проверяемый отчетный период осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции в соответствии с данными декларации по формам согласно приложениям № 5, 6, 7 к Правилам за 1 квартал 2013 года, представленными ООО «УралОпт» в электронной форме.

Административным органом проведена проверка соблюдения заявителем сроков представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На основании материалов проверки специалистом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления вынесено определение от 25.04.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по делу № 08-09/198Ю/2013 (л.д. 20-22).

В ходе административного расследования Управлением установлено, что в нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) и пункта 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила № 815), обществом несвоевременно представлена декларация № 8 об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2013 года.

По результатам проверки при непосредственном обнаружении правонарушения в отсутствие законного представителя ООО «УралОпт», надлежащим образом извещенного о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении извещением от 25.04.2013 (л.д. 23-24), телеграммой от 16.05.2013 № 263/39601 об отложении составления протокола об административном правонарушении (л.д. 29-31), составлен протокол об административном правонарушении от 20.05.2013 № 2/198Ю/2013 в отношении ООО «УралОпт» (л.д. 38-44).

Постановлением о назначении административного наказания от 03.06.2013 № 3/198Ю по делу № 08-09/198Ю/2013, вынесенным руководителем Управления, ООО «УралОпт» привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 53-60).

Не согласившись с данным постановлением, ООО «УралОпт» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ. Кроме того, судом первой инстанции установлено отсутствие существенных нарушений процедуры проведения проверки и привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции является ошибочными, не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В силу частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

При этом под оборотом алкогольной продукции в пункте 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ понимается ее закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Пунктом 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ к числу алкогольной продукции отнесена пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 названного Закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Указанные Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил, в число которых входят декларации:

об объеме производства и оборота этилового спирта (форма № 1);

об объеме использования этилового спирта (форма № 2);

об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 3);

об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 4);

об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 5);

об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 6);

об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 7);

об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 8);

о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции (форма № 9);

об использовании производственных мощностей (форма № 10);

об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (форма № 11);

об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (форма № 12).

Так, согласно пункту 10 Правил, организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме перевозки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 8 к Правилам.

В силу п. 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, декларация № 8 за I квартал 2013 года должна быть представлена обществом в Управление не позднее 10 апреля 2013 года включительно.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 8) за I квартал 2013 при установленном сроке подачи декларации не позднее 10.04.2013 в административный орган по состоянию на 03.06.2013 не представлена.

Обществом данный факт не оспаривается.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Административное правонарушение представляет собой совершенное лицом виновное и противоправное деяние, подпадающее под признаки конкретной статьи КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В силу ст. 15.13. КоАП РФ, в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Поскольку, исходя из буквального толкования нормы, диспозицией статьи 15.13 КоАП РФ, действующей в апреле 2013 г., охватывается лишь уклонение от подачи (несвоевременное представление, искажение) деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, то соответствующие действия (бездействие) в отношении иных видов деклараций не входят в объективную стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.

Статья 15.13 КоАП РФ в ранее действующей редакции не содержит указания на противоправное деяние, выраженное в нарушении срока представления декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции, являющейся самостоятельным видом декларации.

Расширительное толкование названной нормы не допустимо.

Более того, в п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, искажение и(или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и(или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 существенно расширен перечень представляемых деклараций, в частности добавлена декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма № 8), представление которой ранее действовавшими правилами не было предусмотрено.

Кроме того, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам № 5, 6, 7 представлены заявителем в Управление своевременно.

Учитывая вышеизложенное непредставление обществом в установленные сроки декларации об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме № 8 за I квартал 2013 года не образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ, соответственно состав данного правонарушения в действиях заявителя отсутствует.

Таким образом, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «УралОпт» подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.10.2013 по делу № А07-11322/2013 отменить.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «УралОпт» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 03.06.2013 № 3/198/Ю по делу № 08-09/198Ю/2013 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «УралОпт» по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Е.В. Бояршинова

Судьи: М.Б. Малышев

В.Ю. Костин