НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 № А47-15296/2021

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9107/2022

г. Челябинск

16 августа 2022 года

Дело № А47-15296/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2022 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2022 по делу № А47-15296/2021.

Государственное учреждение - Отделения Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области (далее – заявитель, ГУ ОПФР по Оренбургской области, Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сельскохозяйственному кооперативу «Кульминский», п. Коминтерн Кваркенского района Оренбургской области в лице конкурсного управляющего Пахомова Александра Сергеевича (далее конкурсный управляющий Пахомов А.С.) о понуждении ответчика представить в пенсионный фонд по форме СЗВ-КОРР уточняющие сведения по общему трудовому стажу физического лица

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГУ ОПФР по Оренбургской области (далее также – апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 17.05.2022 отменить.

В обоснование доводов жалобы ее податель ссылаясь на положения Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления ПФР от 15.10.2019 № 519п, указывает, что корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производится путем выполнения территориальным органом ПФР по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений.Территориальный орган ПФР вправе дополнить (уточнить) индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в части сведений о стаже только по ликвидированному страхователю, в связи с чем, ОПФР по Оренбургской области не могло самостоятельно внести изменения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лицабез документального подтверждения сведений со стороны работодателя, страхователя.Страховщик действовал в рамках полномочий предоставленных законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует материалов дела и установлено судом первой инстанции, из раздела 1.2 Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Гаврилова В.В. следует, что страхователь СХПК «Кульминский» внес сведения о периоде работы с 01.01.2000 по 31.12.2000, однако согласно записи № 10 в трудовой книжки застрахованного лица, дата увольнения Гаврилова В.В. указана – 17.11.2000.

Управление 17.05.2021 в адрес страхователя направил уведомление о представлении уточняющих сведений (код «У») по общему стажу (код «ОС») за стажевый период с 01.01.2000 по 17.11.2000 по причине расхождений. Уведомление получено – 21.05.2021 (л.д. 20), однако требования не выполнены.

Считая, что общество нарушило требования действующего законодательства, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении ответчика представить в пенсионный фонд по форме СЗВ-КОРР уточняющие сведения по общему трудовому стажу физического лица.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что требование ГУ ОПФР по Оренбургской области об обязании предприятия представить в Пенсионный фонд сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-КОРР уточняющие сведения по общему трудовому стажу физического лица является избыточным средством защиты.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №167-ФЗ) установлена обязанность страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 37 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» (далее – Инструкция), указано, что контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем в ПФ России индивидуальных сведений осуществляется его территориальными органами в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что органы ПФ РФ имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет.

Порядок такой корректировки утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 15.10.2019 №519п.

Согласно пунктов 3, 15 Постановления Правления Пенсионного Фонда РФ от 15.10.2019 №519п (ред. от 28.04.2021) «Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет» территориальные органы ПФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет:

по заявлению зарегистрированного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - заявление);

при выявлении территориальным органом ПФР по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений.

Корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производится путем выполнения территориальным органом ПФР по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений.

В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 № 58956), предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

В соответствии с п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 №211н (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2020 № 58956) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

За нарушение установленных Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации должностные лица страхователя несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (п. 42 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н).

Таким образом, Управление при проверке сведений на застрахованное лицо Гаврилова В.В. пришел к выводу, что об имеющихся расхождениях по общему стажу (код «ОС») за стажевый период с 01.01.2000 по 17.11.2000, поскольку страхователь СХПК «Кульминский» внес сведения о периоде работы с 01.01.2000 по 31.12.2000, однако согласно записи № 10 в трудовой книжки застрахованного лица, дата увольнения Гаврилова В.В. указана – 17.11.2000, уведомление пенсионного фонда об устранении обнаруженных расхождений предприятием не исполнено, в связи с чем Управление указанные недостоверные сведения в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц вносить не должен.

Учитывая вышеизложенное, как верно отмечено судом первой инстанции, требование ГУ ОПФР по Оренбургской области об обязании предприятия представить в Пенсионный фонд сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-КОРР уточняющие сведения по общему трудовому стажу физического лица является избыточным средством защиты, поскольку в случае отсутствия ответа на уведомление о предоставлении уточняющих сведений страхователь мог быть привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ.

При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении требований Фонда является правомерным.

Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в то время как приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Выражая несогласие с решением суда, ответчик не представил доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.

Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2022 по делу № А47-15296/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.П. Скобелкин

Судьи А.А. Арямов

П.Н. Киреев