ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№18АП-10505/2010
№18-АП-10506/2010
г.Челябинск
08 ноября 2010 г. Дело №А07-9000/2010
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем Курочкиной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционных жалоб Территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района Республики Башкортостан, администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2010 по делу №А07-9000/2010 (судья Искандаров У.С.),
У С Т А Н О В И Л:
открытое акционерное общество Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (далее – ОАО АНК «Башнефть», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к территориальному финансовому управлению Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района (далее – заинтересованное лицо, управление, ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района) о признании бездействий по возврату исполнительных документов без исполнения не соответствующими пунктам 2, 7 ст.245.5 и п.5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Также заявитель просил обязать ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (далее – администрация, Администрация муниципального района) с момента принятия решения по настоящему делу до момента погашения задолженности по исполнительному документу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация муниципального района.
До принятия решения по существу спора заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации уточнил заявленные требования, сформулировав их следующим образом: 1) признать незаконными действия Территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района, состоящих в необоснованном возврате уведомлением №111 от 23.03.2010 исполнительных документов без исполнения; 2) обязать Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района принять к исполнению исполнительный лист №128598 от 20.10.2004 и исполнить Постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2004 по делу А07-19009/2003, с учетом принятых Арбитражным судом Республики Башкортостан по данному делу определений от 28.03.2007, 27.11.2007, 24.12.2007 о взыскании в пользу ОАО АНК «Башнефть» 18 610650, 38 руб. – долга в порядке и в сроки, предусмотренные ст.245.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) с момента получения исполнительных документов по делу №А07-19009/2003; 3) при нарушении администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан требований, установленных п.п.3, 6, 7 ст.245.5 БК РФ обязать Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района в соответствии с абз.6 п.3, п.6, п.7 ст.245.5 БК РФ немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (за исключением операции по исполнению по исполнению исполнительных документов) до момента погашения задолженности по исполнительному листу №128598 от 20.10.2004 о взыскании 18 610 650 руб. – долга; 4) в соответствии с ч.2 ст.16, ст.322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), ст.242.5 БК РФ за неисполнение обязанности по исполнению действий, указанных в исполнительном листе №128598 от 20.10.2004 наложить на Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района судебный штраф в порядке и в размере, установленном ст.119 АПК РФ. Уточнение судом принято.
До принятия решения по существу спора ОАО АНК «Башнефть» отказалось от исковых требований в части обязания Территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района в соответствии с абз. 6 п.3, п.6, п.7 ст.245.5 БК РФ при нарушении администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан требований, установленных п.п.3,6,7 ст.245.5 БК РФ немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (за исключением операции по исполнению по исполнению исполнительных документов) до момента погашения задолженности по исполнительному листу №128598 от 20.10.2004 о взыскании 18 610 650 руб. – долга. Отказ судом принят.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2010 (резолютивная часть решения объявлена 31.08.2010) признаны незаконными действия ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района РБ, состоящие в необоснованном возврате уведомлением №111 от 23.03.2010 исполнительных документов без исполнения. Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района Республики Башкортостан обязано принять к исполнению исполнительный лист №128598 от 20.10.2004 и исполнить Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2004 по делу №А07-190009/2003-Г-МИТ, с учетом принятых Арбитражным судом Республики Башкортостан по данному делу определений от 28.03.2007, от 27.11.2007, от 24.12.2007 о взыскании в пользу ОАО АНК «Башнефть» 18 610 650, 38 руб. – долга, в порядке и сроки, предусмотренные ст.242.5 БК РФ с момента получения исполнительных документов по делу №А07-19009/2003-Г-МИТ. На Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района Республики Башкортостан наложен штраф в размере 17000 руб. за неисполнение обязанности по исполнению действий, указанных в исполнительном листе №128598 от 20.10.2004 и неисполнение постановления Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 20.10.2004 по делу №А07-19009/2003-Г-МИТ в соответствии с ч.2 ст.16, ст.332 АПК РФ, ст.242.5 БК РФ. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района не согласилось с судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района не может принять исполнительный лист к исполнению в связи с изменением органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых сетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, к которому в соответствии со ст.242.5 БК РФ направляется исполнительный лист. На основании постановления главы администрации МР Буздякский район от 04.06.2010 №361 таким органом является администрация муниципального района и с 07.06.2010 в управлении закрыт лицевой счет администрации. Такой счет открыт в самой администрации муниципального района. Администрацией муниципального образования соглашения на кассовое обслуживание исполнения местного бюджета к договору на оказание услуг управлением по составлению и исполнению местного бюджета не заключалось, и таким образом, управление не является органом по исполнению судебных решений, как не является и главным распорядителем бюджетных средств муниципального района. Также считает, что на управление необоснованно наложен штраф, поскольку ст.233 АПК РФ предусматривает наложение штрафа на банк или кредитную организацию, тогда как ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района не является кредитной организацией.
Администрация муниципального района также не согласилась с решением суда первой инстанции, и обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при уточнении требований истец одновременно изменил предмет и основание иска, что не предусмотрено законом. ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района не является главным распорядителем и получателем средств муниципального бюджета, поскольку в силу п.1 ст. 158 БК РФ главным распорядителем средств является орган местного самоуправления. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод управления о том, что в судебных актах не указано, что исполнение решения суда производится за счет денежных средств муниципального бюджета, чем нарушил требования п.1 ст.242.2 БК РФ, обязывающего обращать взыскание за счет средств муниципального бюджета только по исполнительному документу, содержащему такое указание. Суд первой инстанции проигнорировал положение п.п.4, 5ст.242.2 БК РФ, в соответствии с которыми документы для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования, тогда как территориальное управление таким органом не является. Также указывает на то, что в соответствии с п.5 ст.242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется только за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом муниципального образования, а такое решение не принято.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Поскольку апелляционные жалобы не содержат каких-либо возражений в отношении обжалуемого судебного акта в части прекращения производства по одному из заявленных требований, и принимая во внимание отсутствие возражений заявителя против пересмотра судебного акта исключительно в обжалованной части, в соответствии с ч.5 ст.268 АПК РФ, решение суда первой инстанции проверяется на предмет его законности обоснованности лишь в части удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Изложенный в апелляционной жалобе администрации довод о нарушении судом положений ст.49 АПК РФ ввиду принятия уточненных требований заявителя, содержащих, по мнению администрации, одновременное изменение предмета и оснований первоначально заявленных требований, подлежит отклонению.
Во-первых, представленное заявителем в суд 12.07.2010 уточнение заявленных требований (т.1 л.д.62-64) не содержит дополнительных самостоятельных требований по сравнению с первоначально заявленными требованиями, так как обязание заинтересованного лица устранить допущенные нарушения в случае признания его действий незаконными является обязанностью суда (п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ), а наложение судебного штрафа, предусмотренного ст.ст.119, 332 АПК РФ, относится к праву суда, возможность реализации которого не поставлена в зависимость от заявления такого требования стороной по делу в самостоятельном порядке.
Во-вторых, текст уточненного заявления ОАО АНК «Башнефть» не содержит дополнительных оснований, заявленных изначально требований.
Оценивая иные доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района является территориальным органом Министерства финансов Республики Башкортостан, обеспечивающим деятельность по управлению финансами на территории муниципального образования муниципальный район Буздякский район Республики Башкортостан, включая осуществление полномочий по обеспечению своевременного обслуживания и погашения муниципальных долговых обязательств (п.2.1 Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 17.11.1998 №УП-778, п.п.1.1, 2.21 Положения о Территориальном финансовом управлении Министерства финансов Республики Башкортостан на территории муниципального района Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министра финансов Республики Башкортостан от 21.12.2005 №324л/с).
Между ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района и Муниципальным районом Буздякский район Республики Башкортостан в лице Главы администрации района подписан договор об оказании услуг территориальным финансовым управлением Министерства финансов Республики Башкортостан на территории муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан по составлению и исполнению местного бюджета, в соответствии с условиями которого ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района приняло обязательства по обеспечению составления и исполнения бюджета муниципального района, обеспечению составления и исполнения местного бюджета в пределах компетенции муниципального района, составлению и исполнению местного бюджета и осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств на безвозмездной основе (т.1 л.д.141-144). Пунктом 2.1 указанного договора к полномочиям ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района отнесено, в том числе, осуществление кассового обслуживания исполнения местного бюджета на основании дополнительно заключенного соглашения, в том числе открытие и закрытие счетов бюджета муниципального района. Доказательств расторжения этого договора в материалах дела не имеется.
Постановлением федерального Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2004 по делу №А07-19009/2003 удовлетворены требования ОАО АНК «Башнефть», с Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Буздякского района Республики Башкортостан в пользу ОАО АНК «Башнефть» взыскано 18610650 руб. 38 коп. Обществу выдан исполнительный лист на взыскание с администрации района в пользу ОАО АНК «Башнефть» задолженности в размере 18610650,38 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2007 по делу №А07-19009/2003 произведена замена должника по исполнительному листу администрации Буздякского района Республики Башкортостан на правопреемника – администрацию муниципального района Буздякский района Республики Башкортостан. ОАО АНК «Башнефть» выдан новый исполнительный лист по делу №А07-19009/2003, за номером №128598.
01.03.2010 ОАО АНК «Башнефть» исполнительный лист №128598 от 20.04.2004 письмом №15/355-юр направило на исполнение в Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района Республики Башкортостан с приложением судебных актов, и документов подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление.
ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района Республики Башкортостан уведомлением №111 от 23.03.2010 возвратило обществу исполнительный лист и приложенные документы, в связи с несоответствием представленных документов требованиям ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав на следующие основания для возврата исполнительного документа: 1) в постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2004 и в определении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2007 о замене должника по делу №А07-19009/2003 не указано, что исполнение решения суда производится за счет средств муниципального бюджета; 2) Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района Республики Башкортостан не является органом по исполнению судебных решений, не является главным распорядителем бюджетных средств муниципального района, поскольку отсутствует соглашение на кассовое обслуживание исполнения местного бюджета, в том числе на открытие и закрытие счетов бюджетов муниципального района к договору на оказание услуг ТФУ Буздякского района по составлению и исполнению местного бюджета.
Считая, что действия Территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района Республики Башкортостан не соответствуют закону, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии действий ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района Республики Башкортостан требованиям закона в части возврата исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (п.1). К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (п.2). Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. В случае возврата в суд исполнительных документов по указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта основаниям взыскателю направляется уведомление с приложением всех поступивших от него документов (п.3). Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5).
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, регламентирован ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 указанной нормы предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В соответствии с п.п.3, 4 и к ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом в уведомлении в качестве оснований для возвращения исполнительного документа указано: в постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2004 и в определении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2007 о замене должника по делу №А07-19009/2003 не указано, что исполнение решения суда производится за счет средств муниципального бюджета; ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района РБ не является органом по исполнению судебных решений, не является главным распорядителем бюджетных средств муниципального района, поскольку отсутствует соглашение на кассовое обслуживание исполнения местного бюджета, в том числе на открытие и закрытие счетов бюджетов муниципального района к договору на оказание услуг ТФУ Буздякского района по составлению и исполнению местного бюджета.
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, общество предъявляло исполнительный лист от 20.10.2004 к исполнению с соблюдением установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации требований к форме исполнительного документа и порядку его предъявления.
Также судом первой инстанции правомерно указано, что в уведомлении управления о возвращении исполнительного листа без исполнения отсутствуют предусмотренные п.3 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основания для возврата обществу поступивших на исполнение документов.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечена правомерность направления для исполнения исполнительного листа именно в адрес Территориального финансового управления на территории Буздякского района Республики Башкортостан, являвшегося органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета администрации.
Ссылка заявителей апелляционных жалоб на то обстоятельство, что в соответствии с постановлением главы администрации от 04.06.2010 №361, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов администрации, является администрация, не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, указанное постановление датировано позже получения обществом оспоренного уведомления №111 от 23.03.2010, а во-вторых, текст указанного постановления не представлялся в материалы дела ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
В материалы дела в суде первой инстанции представлялся Акт приема-передачи юридических дел получателей средств бюджета муниципального района от 07.06.2010 (т.1 л.д.145-152), из которого следует, что ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района переданы Администрации юридические дела получателей средств бюджета муниципального района (включая Администрацию) в связи с организацией кассового исполнения бюджета муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан финансово-бюджетным отделом Администрации в соответствии со ст.154 Бюджетного кодекса Российской Федерации и согласно плана мероприятий по внедрению указанного проекта. Текст этого акта не содержит ссылки на постановление от 04.06.2010 №361, также как не позволяет сделать вывод о прекращении обязательств заинтересованного лица по договору об оказании услуг по составлению и исполнению местного бюджета. Более того, указанный акт подтверждает фактическое осуществление заинтересованным лицом кассового обслуживания исполнения местного бюджета (по крайней мере, до момента составления такого акта), не взирая на отсутствие дополнительного соглашения, предусмотренного условиями договора об оказании услуг по составлению и исполнению местного бюджета.
Указанные обстоятельства свидетельствуют также о несостоятельности довода апелляционной жалобы ТФУ МФ РБ на территории Буздякского района о неисполнимости обжалованного судебного акта в части обязания его принять исполнительный документ к исполнению по причине передачи им полномочий на открытие и ведение лицевого счета администрации.
Довод заявителей апелляционных жалоб о несоответствии представленных заявителем с исполнительным листом документов требованиям п.1 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия в приложенных судебных актах по делу №А07-19009/03 специального указания на необходимость исполнения судебных актов за счет денежных средств муниципального бюджета также подлежит отклонению, поскольку указанная норма такого требования к документам, представляемым с исполнительным листом в соответствии с п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не содержит.
В этой связи не может быть принят судом содержащийся в апелляционных жалобах довод о соответствии закону изложенных в уведомлении №111 от 23.03.2010 оснований для возврата исполнительного документа.
Поскольку указанные основания для возврата не соответствуют закону, и незаконный возврат исполнительного документа ограничивает права заявителя в части получения подлежащей взысканию на основании этого документа суммы долга, оспоренные действия ТФУ МФ на территории Буздякского района признаны судом первой инстанции незаконными при наличии достаточных оснований.
Удовлетворение заявленных требований в части обязания принять исполнительный лист к исполнению, также произведено при наличии достаточных оснований и в соответствии с требованиями п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ.
Содержащиеся в апелляционной жалобе администрации ссылки на положения ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку эти положения направлены на урегулирование иных правоотношений, возникающих при исполнении судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Не может быть принят судом апелляционной инстанции и довод ТФУ МФ на территории Буздякского района о том, что его нельзя отнести к субъектам ответственности, установленной статьей 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является ни банком, ни иной кредитной организацией.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Установление нормами действующего законодательства конкретного субъекта ответственности является гарантией правовой защиты от неправомерного привлечения лица к любому из видов ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 АПК РФ установлены три субъекта, на которые арбитражным судом может быть наложен судебный штраф в случаях, предусмотренных в АПК РФ – граждане, должностные лица и организации.
Согласно п.1 ст.332 АПК РФ, за неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств с должника при наличии денежных средств на его счетах на банк или иную кредитную организацию, которые осуществляют обслуживание счетов этого должника и которым взыскателем или судебным приставом-исполнителем предъявлен к исполнению исполнительный лист, арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
Таким образом, данная норма не предусматривает альтернативы при выборе субъекта ответственности. Ответственность, предусмотренная в пункте 1 статьи 332 АПК РФ, устанавливается в отношении конкретного лица, осуществляющего обслуживание счетов должника.
Учитывая, что ТФУ МФ на территории Буздякского района является лицом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета администрации, за счет средств на котором подлежат исполнению требования исполнительного документа, то есть относится к лицам, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, это лицо следует признать субъектом ответственности, предусмотренной ч.1 ст.332 АПК РФ.
Доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа (в том числе по причине отсутствия денежных средств на счете) в материалах дела не имеется. Отсрочка либо рассрочка исполнения судебного акта должнику не предоставлялась.
С учетом этих обстоятельств, а также принимая во внимание то, что заявителем начиная с 2004 года неоднократно предпринимались попытки предъявить исполнительный лист к исполнению ТФУ МФ на территории Буздякского района и при этом исполнительный лист возвращался без исполнения по аналогичным основаниям (т.1 л.д.68-74), у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований в части наложения на ТФУ МФ на территории Буздякского района судебного штрафа.
Размер примененного судом штрафа (17000 руб.) соответствует установленной ст.119 АПК РФ мере ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в обжалованной части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене определения, судом не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта в обжалованной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2010 по делу №А07-9000/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Буздякского района Республики Башкортостан, администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: О.Б. Тимохин
В.Ю. Костин