НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 № 18АП-9487/15

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9487/2015

г. Челябинск

09 сентября 2015 года

Дело № А07-6522/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимохина О.Б.,

судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2015 года по делу №А07-6522/2015 (судья Ахметова Г.Ф.).

В судебном заседании принял участие представитель Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан - ФИО1 (паспорт, доверенность №01-30/981 от 02.04.2015).

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным пункта 2 протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 19.09.2012 №36 в части принятия на учет с 19.09.2012 ФИО2 в качестве нуждающейся в жилом помещении, о признании незаконным пункта 2 постановления Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 28.09.2012 №939 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части принятия на учет с 19.09.2012 ФИО2 в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязании Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан снять ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2 (далее - ФИО2), Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - комитет).

Решением суда от 18 июня 2015 года (резолютивная часть объявлена 10 июня 2015 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель, не согласившись с таким решением, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования министерства в полном объеме.

В жалобе министерство, со ссылкой на Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 №322 (далее - Порядок №322), указало, что постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства и включения его в список ветеранов Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, влечет за собой включение его в соответствующий республиканский список, а в последствие в проект сводного списка, который формируется комитетом, и выдачу сертификата на строительство или приобретение жилого помещения. Министерство направляет в комитет уточненный список получателей мер социальной поддержки, то есть проверяет документы граждан, вошедших в данный список, поэтому является стороной по делу, права и законные интересы которого нарушены.

Заявитель, ссылаясь на Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон №5-ФЗ), Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ №714), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и решение Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 28.02.2007 №13/з-148 (далее - Решение Совета №13/з-148), которым установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, полагает, что принятие ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является незаконным и необоснованным.

Так, согласно представленным документам ФИО2 зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: Республика Башкортостан, <...>. Общая площадь жилого помещения составляет 58,9 кв.м. По данному адресу зарегистрировано 3 человека, в том числе ФИО2, ее сын и сноха. Следовательно, на одного члена семью ФИО2 приходится по 19,6 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемую для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий и установленную нормативным правовым документом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 22.02.2013 №02-0-1-03/4002/2013-19318 сын ФИО2 - ФИО3, является собственником 1/2 доли указанной квартиры.

По мнению министерства, в нарушение ст. 31, 51 ЖК РФ, ФИО2 постановлением администрации и от 28.09.2012 №939 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на основании протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации от 19.09.2012 №36, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заявитель считает выводы суда о том, что Закон №5-ФЗ является специальным и имеющим приоритет перед ЖК РФ, законодателем не ставится обеспечение жилым помещением участников ВОВ в зависимость от их имущественного положения, основанными на неправильном толковании норм права, поскольку в п. 4 ч. 1 ст. 21 Закона №5-ФЗ речь идет именно о нуждающихся в улучшении жилищных условий. Часть 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. В решении суда понятие «имущественное положение гражданина» отождествляется с понятием «нуждаемость в улучшении жилищных условий», что противоречит положениям Закона №5-ФЗ.

До судебного заседания комитетом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу министерства, по мотивам которого ее доводы поддержаны.

ФИО2 отзыв на жалобу не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте - заявитель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Министерство представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

С учетом мнения явившегося представителя, полученного ходатайства заявителя, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, третьих лиц.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица озвучил возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу; ходатайствует о приобщении к материалам дела данного отзыва.

Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, согласно протоколу №36 от 19.09.2012 общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ФИО2 с 19.09.2012 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа №714 на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ.

Постановлением главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан №939 от 28.09.2012 ФИО2 принята на учет с 19.09.2012 в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа №714 на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ.

Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением, которым просит признать незаконным пункт 2 протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации от 19.09.2012 №36 в части принятия на учет с 19.09.2012 ФИО2 в качестве нуждающейся в жилом помещении, пункт 2 постановления администрации от 28.09.2012 №939 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части принятия на учет с 19.09.2012 ФИО2 в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию снять ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что законодателем не ставится обеспечение жилым помещением участников ВОВ в зависимость от их имущественного положения. Также арбитражный суд сослался на ст. 69 АПК РФ, то есть на преюдицию с гражданским делом №2-801/2014 суда общей юрисдикции. Кроме того, суд установил факт пропуска срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, без уважительных причин, что влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных по существу требований.

Оценив в порядке ст. 71, 198, 200, 201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, постановления и (или) действий (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 3 Порядка №322 министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан определено ответственным за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

В соответствии с подп. 1.5, 3.4 Порядка №322, обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан. Единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется в безналичной форме.

Право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения удостоверяется сертификатом.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ определено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы, следует, что в отношении данной категории граждан ЖК РФ регулируются исключительно порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а основания и условия постановки на учет в свою очередь определены Законом №5-ФЗ, являющегося специальным, и, следовательно, имеющим приоритет перед ЖК РФ, устанавливающим общие правила.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 21 Закона №5-ФЗ семьям погибших (умерших) участников ВОВ предоставляются следующие меры социальной поддержки: члены семей, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Исходя из норм, установленных ст. 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении юридического или физического лица.

Из вышеуказанного следует, что под имущественным положением понимается наличие у лица вещей и материальных ценностей.

Законодателем не ставится обеспечение жилым помещением участников ВОВ в зависимость от их имущественного положения.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 21 Закона №5-ФЗ независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Следовательно, данная норма прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки супруге погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Закона №5-ФЗ для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

Таким образом, супруга погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившая в повторный брак является специальным субъектом жилищных правоотношений, которые регулируются исключительно Законом №5-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Из дела следует, что решением Стерлитамакским районным судом Республики Башкортостан от 30.07.2014 по гражданскому делу №2-801/2014 исковое заявление ФИО2 к министерству о признании незаконным отказа №09-0336 от 26.02.2014 министерства в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета удовлетворено; министерство обязано предоставить ФИО2 меру социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в форме выдачи сертификата на покупку жилья.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 15.01.2015 по гражданскому делу №33-234/2015(33-17072/2014) решение районного суда от 30.07.2014 отменено, по делу вынесено новое решение, которым исковые требования ФИО2 к министерству удовлетворены частично - признан незаконным отказ министерства №09-0336 от 26.02.2014 в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета; в удовлетворении остальной части требований отказано.

При рассмотрении гражданского дела судом общей юрисдикции установлено, что с целью реализовать свое право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета ФИО2 обратилась 04.03.2013 в министерство с заявлением о выбранной форме социальной поддержки в форме сертификата. Письмом №09-02502 от 07.11.2013 ФИО2 поставлена в известность о том, что ей будет дан дополнительный ответ после получения ответа из Прокуратуры Республики Башкортостан. Протоколом №76 от 29.08.2013 общественной комиссии по жилищным вопросам администрации решение общественной комиссии по жилищным вопросам в отношении ФИО2, оформленное протоколом №36 от 19.09.2012, оставлено в силе. Письмом №09-0336 от 26.02.2014 ФИО2 отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, так как ФИО2 является членом семьи собственника жилого помещения. ФИО2 не имеет в собственности жилья, не является квартиросъемщиком, проживает и зарегистрирована в квартире своего сына по адресу: Республика Башкортостан, <...>. Кроме того, ФИО2 состоит в республиканском списке граждан имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Верховным Судом Республики Башкортостан сделан вывод о том, что п. 3 ч. 2 ст. 21 Закона №5-ФЗ предусматривает предоставление мер социальной поддержки ФИО2 как супруге погибшего ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Закона №5-ФЗ для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

На основании вышеизложенного доводы подателя жалобы подлежат отклонению как необоснованные и как основанные на неверном толковании законодательства.

Кроме того, судом верно установлено, что заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции лишь 09.02.2015, а в арбитражный суд - 24.03.2015, то есть с пропуском срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Таким образом, арбитражный суд обоснованно отказал министерству в удовлетворении заявленных требований.

Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.

Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба министерства удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2015 года по делу №А07-6522/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

О.Б. Тимохин

Судьи:

М.Б. Малышев

Н.Г. Плаксина