НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 № А47-14914/2021

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10750/2022

г. Челябинск

14 сентября 2022 года

Дело № А47-14914/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2022 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Томилиной В.А.,

судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания
Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2022 по делу № А47-14914/2021.

В судебном заседании, организованном посредством видео-конференц-связи при участии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:

Прокуратуры Оренбургской области - заместитель начальника гражданско-судебного отдела Прокуратуры Оренбургской области - Филипповская Ольга Николаевна (служебное удостоверение), Тютина Наталья Владимировна (служебное удостоверение);

Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Дом Советов - заместитель начальника управления Яковлева Ольга Сергеевна (доверенность №12-13/657 от 17.01.2022, диплом), начальник управления по представлению земельных участков министерства Быстрова Александра Сергеевна (доверенность №12-13/12109 от 13.05.2022, служебное удостоверение), начальник отдела Фролова Юлия Николаевна (доверенность от 25.04.2022, паспорт);

государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» – Махмутов Сагит Раисович (доверенность №14/132 от 20.07.2021, копия диплома).

Первый заместитель прокурора Оренбургской области старший советник юстиции Е.Г. Шейрер (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 20.09.2021 № 2154/р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 25.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 2875-р, от 22.04.2022 № 741-р, от 29.04.2022 № 795-р), то есть с учетом изменений внесенных в оспариваемое распоряжение, в том числе и после принятия заявления к производству (с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции уточненного искового требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (далее – третье лицо, ГУП «ОКЭС»).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2022 (резолютивная часть от 09.06.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.

С вынесенным решением не согласился Прокурор и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Прокурор (далее также – податель жалобы) просит решение суда отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции оставлено без надлежащего внимания, что распоряжение МПР Оренбургской области от 20.09.2021 № 2154-р об условиях приватизации ГУП «ОКЭС» издано без правового основания. Вывод арбитражного суда об отсутствии оснований для ретроспективного применения последствий решения Оренбургского областного суда от 07.12.2021 не соответствует выводам, изложенным в решении, нивелирует суть судебной защиты и не отвечает задачам судопроизводства в арбитражных суда, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Апеллянт указывает, что основания для оптимизации количества унитарных предприятий не раскрываются, какое-либо иное обоснование приватизации отсутствует. Неоднократная ссылка Министерством на руководство Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 27.04.2012 № Пр-1092 п. 1Г также несостоятельна, поскольку данное поручение снято с 01.10.2012 с контроля. Кроме этого, сущность данного поручения сводится лишь к представлению со стороны Правительства Российской Федерации предложений по ускорению преобразования государственных (муниципальных) унитарных предприятий и хозяйственные общества либо казенные предприятия и не носит императивно-категоричную направленность.

В заявлении неоднократно указывалось, что в нарушение статьи 6 Закона Оренбургской области от 28.06.2004 № 1278/197-III-ОЗ «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области» прогнозные планы (программы) приватизации Оренбургской области на 2020 и 2021 годы не содержат социально-экономическое обоснование приватизации ГУП «ОКЭС» (в том числе сведения о целесообразности приватизации предприятия, имеющего бюджетную эффективность и социальную значимость), информацию о прогнозе влияния приватизации предприятия на структурные изменения в экономике региона.

Вместе с тем, суд первой инстанции надлежащим образом данные доводы не проверил, оценку им не дал, ограничившись лишь выводом об отсутствии нарушений принципов, установленных ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178, Закон о приватизации), что свидетельствует о неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Кроме того, апеллянт также указывает, что судом первой инстанции необоснованно признан допустимым ошибочный расчет балансовой стоимости, подлежащих приватизации активов ГУП «ОКЭС».

Податель жалобы также обращает внимание апелляционного суда на то, что в обжалуемом решении не дана оценка доводу Прокуратуры о включении в состав приватизируемого имущества 57 объектов недвижимого имущества, до государственной регистрации на них прав.

Министерством в рамках осуществления приватизации ГУП «ОКЭС» 22.04.2022 издано распоряжение № 741-р «О внесении изменений в распоряжение Министерства от 20.09.2021 № 2154-р».

В результате чего в состав приватизируемого имущества ГУП «ОКЭС» включено 51 объектов недвижимого имущества (№№ 620-625, 627-628, 634-643, №№ 7716-7762), право государственной собственности Оренбургской области и право хозяйственного ведения предприятия, на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке. Из содержания вышеуказанного подраздела распоряжения усматривается, что перечисленные объекты приняты к учету в собственность Оренбургской области и переданы в ГУП «ОКЭС» в период с 2000 по 2010 годы, т.е. после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Указанное, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о преждевременности издания распоряжения об условиях приватизации предприятия, несоблюдении процедуры подготовки к приватизации имущественного комплекса (письмо Росреестра от 07.02.2019 №14-01281/19), нарушении прав Оренбургской области

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 07.09.2022.

До начала судебного заседания Министерство представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании представитель заявителя, изложенные в апелляционной жалобе доводы, поддержал в полном объеме, представитель заинтересованного лица по доводам апелляционной жалобы возразил, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица также по доводам апелляционной жалобы возразил.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Законом Оренбургской области от 20.12.2019 № 2010/527-VI-OЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждена Программа приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2020 год и основные направления приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 и 2022 годы согласно приложению 22 к указанному Закону.

Раздел II Программы определяет областное имущество, приватизация которого планируется в 2020 году. В указанный раздел включен перечень государственных унитарных предприятий Оренбургской области, которые планируется приватизировать в 2020 году, а именно - ГУП «ОКЭС».

Начатые в 2020 году мероприятия по приватизации ГУП «ОКЭС» по объективным причинам не были завершены в изначально запланированный срок, в связи с чем, при планировании мероприятий по приватизации на последующий плановый период 2021-2023 годы осуществлено продление сроков проведения мероприятий по приватизации ГУП «ОКЭС».

Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области издано распоряжение №2154-р от 20.09.2021 «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть», согласно которому во исполнение Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2020 год, утвержденного Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», на основании Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона Оренбургской области «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области» и Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020 года № 5-ук, с учетом аудиторского заключения ООО «Аудиторская фирма «Слог-Аудит» № 3 ОЗ от 22 марта 2021 года государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» приватизируется путем преобразования в акционерное общество «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» с уставным капиталом 6 122 134 000 рублей, состоящим из 61 221 340 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

Согласно пунктам 2, 3 данного распоряжения утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» согласно приложению № 1; утвержден перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» согласно приложению № 2.

28.09.2021 прокуратурой Оренбургской области вынесен протест №7/1-18-2021 на распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р об условиях приватизации, ввиду его противоречия федеральному и областному законодательству.

Министерством был рассмотрен протест прокуратуры и дан ответ от 13.10.2021 №АС-12-22/26813, в котором указано, что довод о нарушении ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон №178-ФЗ), согласно которому в оспариваемом распоряжении не определен председатель совета директоров, признан обоснованным, в связи с чем, распоряжением министерства от 13.10.2021 №2335-р внесены изменения в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р об условиях приватизации, в части определения состава совета директоров предприятия.

Распоряжением министерства от 25.11.2021 №2716-р внесены изменения в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р об условиях приватизации, в части включения инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Распоряжением министерства от 07.12.2021 №2875-р в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р внесены изменения, в том числе, касающиеся исключения объектов газоснабжения из перечня имущества, подлежащего приватизации, и включения их в перечень объектов, не подлежащих приватизации.

Распоряжением министерства от 07.12.2021 № 2875-р в преамбулу распоряжения от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» внесены изменения, а именно «слова «Во исполнение Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2020 год, утвержденного Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» заменены словами «Во исполнение Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2020 год, утвержденного Законом Оренбургской области 20 декабря 2019 года № 2010/527-VI-OЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год, утвержденного Законом Оренбургской области 18 декабря 2020 года № 2558/716-VI-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Распоряжением министерства от 22.04.2022 № 741-р в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 15.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 № 2875-р) внесены изменения, в части включения в состав объектов подлежащих приватизации: земельных участков, которые заняты объектами недвижимости, используемых предприятием на основании разрешений на размещение, объектов недвижимости (ТП и других), находящихся у предприятия на праве хозяйственного ведения.

Уставный капитал ГУП «ОКЭС» определен в размере 5 579 421 000 руб., состоящий из 55 794 210 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

В соответствии с внесенными изменениями:

- в части земельных участков: подраздел 1.1.1 Земельные участки и объекты природопользования раздела 1. Основные средства приложения № 1.1 «Перечень объектов подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» приложения № 1 «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»» изложен в новой редакции, а именно включено 1066 земельных участков (из которых: 54 - земельные участки, используемые предприятием на праве аренды, 1012 - земельные участки, используемые на основании разрешений на размещение соответствующих объектов, на которых расположены объекты недвижимости предприятия).

- в части объектов недвижимости: из раздела 1 «Объекты, находящиеся у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения» приложения № 2 «Перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» исключены пункты № 1 - № 134.

В приложении № 1 «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»»:

- подраздел 1.2.1 «Здания (помещения в зданиях)» раздела 1.2 «Здания (помещения в зданиях) и сооружения (части сооружений)» дополнен новыми пунктами № 620 - № 704 (85 объектов);

- подраздел «Передаточные устройства» раздела 1.3.2. «Передаточные устройства, машины и оборудование» раздела 1.3 «Машины, оборудование, инвентарь» дополнен новыми пунктами № 10 867 - № 10 868 (2 объекта);

- раздел 5 «Доходные вложения в материальные ценности» дополнен новыми пунктами № 7716 - № 7762 (47 объектов).

Таким образом, в указанной части доводы заявителя, изложенные в заявлении от 25.11.2021 № 8-53а-2021, с учетом ходатайства об уточнении от 02.202.2022 № 8-53а-2021 (т.д. 6, л. д 2-10), в части состава приватизируемого имущества заявителем признана, указанные недостатки устранены.

Вместе с тем, не включены в состав приватизируемого имущества 49 земельных участков, из которых:

- 35 - используемые на основании разрешения на размещение объектов движимого имущества;

- 11 - в границах которых отсутствуют объекты недвижимого имущества;

- 3 - находящиеся в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора, в долевой собственности Оренбургской области и муниципального образования г. Оренбург, и аренде ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» с расчетом обязательств пропорционально размеру доли, обремененные правами третьих лиц (на земельном участке помимо объектов недвижимости предприятия расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам).

Распоряжением министерства от 29.04.2022 № 795-р в распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р внесены изменения, утвержден Устав согласно приложению к настоящему распоряжению.

В суде первой инстанции представители Министерства пояснили, что Распоряжением министерства от 29.04.2022 № 795-р утверждена редакция Устава с измененным размером уставного капитала в сумме 5 579 421 000 руб., что обусловлено изменением состава приватизируемого имущества с учетом доводов Прокуратуры.

Письмом от 20.12.2021 № АС-12-22/33313 министерство предложило прокуратуре рассмотреть вопрос об урегулировании спора, учитывая внесенные изменения в оспариваемое распоряжение об условиях приватизации. Указанное предложение было оставлено без удовлетворения со стороны заявителя.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемого ненормативного правового акта и отсутствием доказательств нарушения прав заявителя.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

В настоящем случае, с учетом уточнения заявленных требований, оспаривается распоряжение Министерства от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 25.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 2875-р, от 22.04.2022 № 741-р, от 29.04.2022 № 795-р.

Исходя из названных норм и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации лицо, заявляя требование о признании незаконными действий уполномоченного органа, должно доказать нарушение своих прав или законных интересов и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

Из материалов дела усматривается, что Министерство в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Оренбургской области от 28.06.2004 № 1278/197-III-ОЗ «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области» является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным в сфере приватизации государственного имущества, к компетенции которого отнесены, в том числе, следующие полномочия: представление Правительству Оренбургской области подготовленного проекта прогнозного плана (программы) приватизации на плановый период; осуществление реализации и исполнения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества в соответствии с федеральным законодательством о приватизации, министерство принимает решения о способах приватизации государственного имущества, издает распоряжения и иные акты, выполняет функции продавца государственного имущества, в том числе земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, координирует в соответствии с законодательством деятельность других органов в данной сфере.

Таким образом, оспариваемое распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» принято министерством в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно статье 1 Закона № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Способы приватизации определены в статье 13 Закона № 178-ФЗ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 названного Закона к числу таковых относится преобразование унитарного предприятия в акционерное общество.

В силу пункта 1 статьи 37 Закона № 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 названного Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Распоряжением от 22.04.2022 № 741-р в оспариваемое распоряжение от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (в редакции распоряжений от 13.10.2021 № 2335-р, от 25.11.2021 № 2716-р, от 07.12.2021 № 2875-р) внесены изменения, в части включения в состав объектов подлежащих приватизации: земельных участков, которые заняты объектами недвижимости, используемых предприятием на основании разрешений на размещение, объектов недвижимости (ТП и других), находящихся у предприятия на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с внесенными изменениями:

- в части земельных участков: подраздел 1.1.1. Земельные участки и объекты природопользования раздела 1. Основные средства приложения № 1.1. «Перечень объектов подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» приложения № 1 «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»» изложен в новой редакции, а именно включено 1066 земельных участков (из которых: 54 - земельные участки, используемые предприятием на праве аренды, 1012 - земельные участки, используемые на основании разрешений на размещение соответствующих объектов, на которых расположены объекты недвижимости предприятия).

- в части объектов недвижимости: из раздела 1 «Объекты, находящиеся у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения» приложения № 2 «Перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» исключены пункты № 1 - № 134.

В приложении № 1 «Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»»:

- подраздел 1.2.1. «Здания (помещения в зданиях)» раздела 1.2. «Здания (помещения в зданиях) и сооружения (части сооружений)» дополнен новыми пунктами № 620 - № 704 (85 объектов);

- подраздел «Передаточные устройства» раздела 1.3.2. «Передаточные устройства, машины и оборудование» раздела 1.3 «Машины, оборудование, инвентарь» дополнен новыми пунктами № 10 867 - № 10 868 (2 объекта);

- раздел 5 «Доходные вложения в материальные ценности» дополнен новыми пунктами № 7716 - № 7762 (47 объектов).

Не включены в состав приватизируемого имущества 49 земельных участков, из которых:

- 35 - используемые на основании разрешения на размещение объектов движимого имущества;

- 11 - в границах которых отсутствуют объекты недвижимого имущества;

- 3 - находящиеся в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора, в долевой собственности Оренбургской области и муниципального образования г. Оренбург, и аренде ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» с расчетом обязательств пропорционально размеру доли, обремененные правами третьих лиц (на земельном участке помимо объектов недвижимости предприятия расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам).

Не включение указанных земельных участков обусловлено следующим:

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1 статьи 28 Закона № 178-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 28 Закона № 178-ФЗ приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

- находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

- занимаемых объектами недвижимости, указанными в п. 1 ст. 28, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Объекты предприятия, размещение которых на земельных участках осуществляется на основании разрешений, отвечают признакам п. 5 Перечня.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в границах 46 земельных участков либо отсутствуют объекты недвижимости (и такой свободный земельный участок не предоставлен предприятию на праве аренды), либо расположены объекты движимого имущества, включение таких земельных участков, в состав приватизируемого имущества противоречит пунктам 1 и 2 ст. 28 Закона № 178-ФЗ.

Основанием приобретения земельного участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора является неделимость указанного земельного участка и нахождение в его границах объектов недвижимости, принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения, а другим лицам на ином виде права.

Как указывалось ранее, приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иное предусмотрено подпунктом 1 пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором закреплено, что при отчуждении части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка, отчуждение названного недвижимого имущества проводится без земельного участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона № 178-ФЗ при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Передача земельного участка в собственность создаваемого хозяйственного общества приведет к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, определенного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, включение 3 земельных участков, находящихся в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора, земельных участков на которых расположены объекты, принадлежащие третьим лицам, противоречит нормам земельного законодательства и Закона № 178-ФЗ.

Также предприятием используются земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности Оренбургской области и муниципального образования г. Оренбург, и аренде предприятия с расчетом обязательств пропорционально размеру доли.

Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности Оренбургской области и муниципального образования г. Оренбург не могут быть включены в состав приватизируемого имущества.

С учетом внесенных министерством изменений (в части включения в перечень объектов, подлежащих приватизации) произошло увеличение основных средств предприятия, соответственно также внесены изменения, предусматривающие увеличение размера уставного капитала.

В отношении довода о не включении в перечень имущества подлежащего приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0216011:787, 56:39:0105021:1, 56:44:0202007:9933, 56:44:0202002:18, 56:42:0231002:25, суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией Министерства, исходя из следующего.

Указанные в приложении к письму ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» от 13.05.2022 № 09/2457 земельные участки находятся либо в федеральной, либо в муниципальной, либо в частной форме собственности, с обременением (некоторых) объектами недвижимости, принадлежащими третьим лицам, правом постоянного (бессрочного) пользования.

В границах земельных участков с нижеследующими кадастровыми номерами расположены многоквартирные дома:

- 56:44:0202007:9933 (местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Транспортная, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала 56:44:0202007) - многоквартирный дом с местоположением г. Оренбург, ул. Есимова, д. 7А;

- 56:44:0202002:18 (обл. Оренбургская, г. Оренбург, 18 микрорайон СВЖР) - многоквартирный дом с местоположением: г. Оренбург, ул. Диагностики, д. 3/1;

- 56:42:0231002:25 (местоположение: обл. Оренбургская, г. Новотроицк, пр-кт. Комсомольский, дом № 4) - многоквартирный дом с местоположением: г. Новотроицк, пр-кт. Комсомольский, дом № 4.

Вид разрешенного использования указанных земельных участков подтверждает их формирование для целей размещения многоквартирных домов.

Размещение в границах участков многоквартирных домов подтверждается данными официального сервиса Росреестра «Публичная кадастровая карта».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», приведенным в п.п. 66, 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснениям, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является неделимым.

Осуществлять раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, не представляется возможным.

Земельный участок с кадастровым номером 56:39:0105021:1 (местоположение: обл. Оренбургская, г. Гай, ул. Ленина, 43) площадью 6 682 кв.м, относится к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена, и передан в долгосрочную аренду ПАО «Гайский горно-обогатительный комбинат».

На указанном земельном участке расположено здание «Дворец горняков» площадью 5 455 кв.м, находящееся в частной собственности, протяженное сооружение - тепловые сети, трансформаторная подстанция площадью 42,2 кв.м.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство не уполномочено на распоряжение данным земельным участком.

Следовательно, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции от том, что основания для разграничения указанного земельного участка в собственность Оренбургской области, из числа предусмотренных ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ, отсутствуют.

Земельный участок с кадастровым номером 56:44:0216011:787 (местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, г. Оренбург, пр-кт. Гагарина), в границах которого расположено здание ТП № 1254, находится в частной собственности физических лиц.

Указанный земельный участок сформирован как самостоятельный объект права и поставлен на государственный кадастровый учет 08.04.2021 из земельного участка частной формы собственности с кадастровым номером 56:44:0216011:49.

На момент принятия распоряжения об условиях приватизации предприятия, земельный участок не существовал как объект права.

Тот факт, что все вышеуказанные земельные участки не относятся к собственности Оренбургской области, исключает возможность распоряжения ими (в том числе осуществлять преобразование, формирование земельных участков) Министерством.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для включения указанных земельных участков в состав приватизируемого имущества отсутствуют.

Судом первой инстанции также принято во внимание, что решением Оренбургского областного суда от 07.12.2021 по делу №3а-1762/2021, оставленным без изменения Четвертым апелляционным судом общей юрисдикции от 15.03.2022 по делу № 66а-619/2022, административное исковое заявление Прокурора Оренбургской области удовлетворено.

Так, суд решил признать не действующими Раздел II приложения № 21 «Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год и основные направления приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2022 и 2023 годы», утвержденный законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», принятый постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 декабря 2020 года № 2558, в части слов: «Мероприятия по приватизации, начатые ранее и не завершенные в 2020 году, подлежат завершению (продолжению) в последующие годы на основании Программы приватизации» - со дня вступления решения в законную силу.».

Как следует из судебных актов суда общей юрисдикции, в разделе 1 Прогнозного плана (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год указано, что в Программу приватизации на 2021 год планируется включить одно хозяйственное общество, доля в уставном капитале которого находится в собственности Оренбургской области.

Между тем, второй абзац приложения II, помимо поименованного в перечне планируемого к приватизации в 2021 году одного общества, дополнен указанием на продолжение мероприятий по приватизации государственного имущества, начатых ранее и не завершенные в 2020 году.

В разделе III Прогнозного плана определен прогноз поступлений в областной бюджет денежных средств от продажи государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, а также затрат на проведение предпродажной подготовки по приватизации областного имущества.

Суд первой инстанции в решении по делу №3а-1762/2021 с учетом анализа приведенных норм федерального законодательства и законодательства Оренбургской области, пришел к выводу, о том, что оспариваемое нормативное положение в системе действующего правового регулирования не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, так как его содержание не обеспечивает однозначное понимание относительно объектов приватизации государственного имущества в планируемом периоде в соотношении к прогнозируемым поступлениям в бюджет от продажи государственного имущества и затрат на проведение мероприятий по приватизации, приводит к возможности его произвольного применения, что является основанием для признания оспариваемого положения недействующим и руководствуясь разъяснениями, содержащихся в абзаце 3 пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» решил признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В суде первой инстанции Прокурор настаивал на том, что мероприятия по приватизации ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» в 2021 году проводились без законных оснований, а именно без включения в план (программу) приватизации на 2021 год сведений о приватизации указанного предприятия, и настаивает на том, что нормативный правовой акт должен быть признан недействительным с момента его принятия, а не с момента вступления решения суда в законную силу (15.03.2022).

Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.

Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, исходя из вышеуказанных разъяснений, суду, признающему нормативный правовой акт не действующим, принадлежит право определения конкретного момента, с которого данный акт следует признавать не действующим.

В рассматриваемом случае, судом первой инстанции верно установлено, что нормативный акт признан не действующим судом общей юрисдикции с момента вступления решения в законную силу – в данном случае 15.03.2022.

Заявитель не вправе самостоятельно изменять содержание судебного акта, в том числе, трактовать его буквальное содержание, иначе, чем это написано в самом судебном акте.

Таким образом, оснований для ретроспективного применения последствий признания Оренбургским областным судом, Четвертым апелляционным судом общей юрисдикции, не действующим Раздела II приложения № 21 «Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год и основные направления приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2022 и 2023 годы», утвержденный законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», принятый постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 декабря 2020 года № 2558 в оспоренной части, не имеется.

Следовательно, доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению по изложенным выше мотивам.

Оспариваемые положения нормативного акта признаны не действующими с даты вынесения апелляционного определения (15.03.2022), а не с момента принятия оспариваемого нормативного акта.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжения Министерства от 05.08.2020 № 1852-р «О подготовке к приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть», от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» приняты на основании действующей на момент их принятия Программы приватизации.

Законом Оренбургской области от 16.12.2021 № 153/55-VII-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области от 18.12.2020 №2558/716-VI-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Приложение № 21 «Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2021 год и основные направления приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, на 2022 и 2023 годы» изложено в новой редакции (перечень имущества сгруппирован по видам экономической деятельности, способ и срок приватизации указан в отношении каждого хозяйствующего субъекта, также указано, что в программу приватизации включены предприятие и хозяйственные общества, приватизация которых не завершена в предыдущем периоде).

Внесение изменений было обусловлено устранением тех недостатков в нормах Закона Оренбургской области, на которые было указано в решении Оренбургского областного суда, а именно, что оспариваемые нормы не отвечают критерию формальной определенности, а их содержание не обеспечивает однозначное понимание относительно объектов, подлежащих приватизации в планируемом периоде.

В силу пункта 1 статьи 31 Закона № 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными названным Законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, установлены статьей 30.1 Закона № 178-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона № 178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).

Приватизация объектов электросетевого хозяйства допускается при условии обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами.

По смыслу пунктов 3 и 6 статьи 30.1 Закона № 178-ФЗ целью обременения имущества эксплуатационным обязательством является защита потребителей энергии (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2019 № 305-ЭС18-13450).

Обременением устанавливается обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3); а также указывается максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем не предоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в п. 1 указанной статьи имущества (пункт 6).

Довод прокуратуры о нарушении п. 6 ст. 30.1 Закона № 178-ФЗ, поскольку условиями утвержденных эксплуатационных обязательств не предусмотрен допустимый объем не предоставления соответствующих услуг, превышение которого является существенным нарушением эксплуатационного обязательства, отклоняется апелляционной коллегией исходя из следующего.

Министерством экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области утверждена инвестиционная программа ГУП «ОКЭС» на 2020-2024 годы (от 31.10.2019 № 11/4749).

Распоряжением министерства от 25.11.2021 № 271 б-р внесены изменения в оспариваемое распоряжение об условиях приватизации, в части включения инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

В п. 3 условий эксплуатационных обязательств АО «Оренбургкоммунэлектросеть», создаваемого в порядке преобразования ГУП «ОКЭС», утвержденных распоряжением министерства от 25.11.2021 № 271 б-р, определено, что ответственность перед потребителями, гарантирующими поставщиками, энергетическими компаниями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качества устанавливается в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

В эксплуатационных обязательствах указан максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем не предоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства:

для первой и второй категории надежности электроснабжения допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть больше соответствующих величин, предусмотренных третьей категорией надежности электроснабжения;

для третьей категории надежности электроснабжения допустимое число отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Объем потребления электрической энергии определяется либо на основании показаний приборов учета, либо на основании расчетов (в случае внедоговорного потребления электрической энергии, потреблении электрической энергии в отсутствие приборов учета), то есть за фактически принятое количество электрической энергии.

Объем услуг зависит непосредственно от нужд потребителя, мощности его энергопринимающих устройств, количества часов использования энергопринимающего оборудования, потребности и необходимости оказания услуг самому потребителю (то есть зависит от субъективных факторов потребителей).

Максимальный период прекращения и допустимый объем непредоставления указаны в эксплуатационных обязательствах в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.

Таким образом, исходя из вышеуказанных правовых актов, максимальный период прекращения электроснабжения и допустимый объем не предоставления электрической энергии в эксплуатационных обязательствах выражен в часах.

Довод заявителя о противоречиях в общей стоимости земельных участков приватизируемого предприятия также подлежит отклонению.

Во исполнение распоряжения Министерства от 05.08.2020 № 1852-р «О подготовке к приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» предприятием в ноябре 2020 года запрошены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельные участки, сформированные и используемые для размещения объектов капитального строительства, находящихся на балансе предприятия и закрепленных на праве хозяйственного ведения.

Полученная предприятием информация о характеристиках земельных участков (в том числе, кадастровой стоимости) учтена предприятием при подготовке документов во исполнение распоряжения министерства от 05.08.2020 № 1852-р и использована аудитором (ООО «Аудиторская фирма «Слог-Аудит») при подготовке аудиторского заключения по результатам проверки промежуточной финансовой отчетности ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть».

Отбор аудитора произведен министерством в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Результаты исполнения контракта - аудиторское заключение и письменная информация по результатам проведения аудита промежуточного бухгалтерского баланса и результатов инвентаризации имущества и обязательств ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» по состоянию на 31.01.2021 представлены аудитором в соответствии с условиями контракта и техническим заданием.

Аудит проводился с целью подтвердить: состав имущественного комплекса ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть»; достоверность результатов инвентаризации имущества, в том числе прав на результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности, его обязательств, в том числе мобилизационных заданий, сервитутов, полноту и правильности учета такого имущества, прав на результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности и его обязательств, их отражения в промежуточной бухгалтерской отчетности; правильность составления промежуточного бухгалтерского баланса. Техническим заданием установлены формы, которые в обязательном порядке должны содержаться в письменной информации аудитора. Одной из таких форм являются сведения о земельных участках. Содержащаяся в приложении №6 к отчету аудитора информация о кадастровой стоимости земельных участках соответствует данным выписок из ЕГРН на ноябрь 2020 года.

В 2020 году в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и постановлением Правительства Оренбургской области от 28.09.2017 № 693-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области» проведена государственная кадастровая стоимость земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Результаты утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 15.10.2020 № 858-пп, которое применяется для целей, установленных законодательством с 1 января 2021 года.

Целью аудита не являлось подтверждение достоверности и правильности отражения кадастровой стоимости используемых предприятием земельных участков, которые не учитываются в составе внеоборотных активов, информация о них не отражена в промежуточном бухгалтерском балансе предприятия на 31.01.2021 (в соответствии с учетной политикой ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» используется забалансовый учет земельных участков), в связи с чем, в письменной информации аудитора использованы данные о кадастровой стоимости земельных участков, подготовленные на основании данных ЕГРН от ноября 2020 года.

Стоимость земельных участков, входящих в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания хозяйственного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 3 статьи 11 Закона № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о приватизации расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, определенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

В распоряжении об условиях приватизации при формировании состава подлежащих приватизации земельных участков стоимость земельных участков принята равной их кадастровой стоимости по состоянию на 31.01.2021 (дата составления промежуточного баланса).

Размер кадастровой стоимости всех земельных участков, включенных в состав приватизируемого имущества, указан в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости данных участков по состоянию на 31.01.2021, а также балансовой стоимости объектов (движимого и недвижимого имущества), вошедших в состав приватизируемого имущества.

Довод заявителя о необходимости использования данных последнего бухгалтерского баланса по состоянию на 30.09.2021 является необоснованным, противоречащим требованиям ст. 11 Закона № 178-ФЗ.

Кроме того, с даты проведения инвентаризации имущества ГУП «ОКЭС» по состоянию на 31.01.2021 министерством принимались решения о закреплении за предприятием специализированного имущества (объекты электросетевого хозяйства), принятого в собственность Оренбургской области из муниципальной собственности, а также собственности юридических и физических лиц, с целью передачи их на квалифицированное обслуживание ГУП «ОКЭС», приняты решения о передаче от ГУП «ОКЭС» имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности.

С учетом произошедших с 31.01.2021 по 01.09.2021 изменений в составе основных средств, для отражения полного состава подлежащего приватизации имущества, министерством в расчете балансовой стоимости подлежащих приватизации активов по строке «Основные средства» учтена сумма 4 430 512 тыс. руб. (рассчитана следующим образом: сумма основных средств на 31.01.2021 - 4 380 708 тыс. руб. увеличена на 64 114 тыс. руб. (размер основных средств, принятых предприятием на баланс) и уменьшена на 14 310 тыс. руб. (размер основных средств, снятых с баланса).

В соответствии с распоряжением Министерства № 2154-р в десятидневный срок с даты государственной регистрации акционерного общества «Оренбургкоммунэлектросеть» руководителю созданного акционерного общества поручено подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП «ОКЭС» и представить его в министерство для утверждения.

В передаточном акте должно быть указано, что государственное унитарное предприятие передало, а созданное акционерное общество приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс.

В данном акте также указывается на то, что он является документом, подтверждающим правопреемство акционерного общества с учетом всех изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые должниками.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первая бухгалтерская (финансовая) отчетность созданного путем реорганизации юридического лица составляется на основе утвержденного передаточного акта и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период до даты государственной регистрации возникшего в результате реорганизации юридического лица.

В соответствии с законодательством о вступительной бухгалтерской отчетности созданного в результате реорганизации акционерного общества на дату государственной регистрации юридического лица данные об имуществе, обязательствах должны быть заполнены на основе утвержденного в установленном порядке передаточного акта, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованного унитарного предприятия, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.

Таким образом, все хозяйственные операции, произведенные в период с даты составления промежуточного бухгалтерского баланса (в случае ГУП «ОКЭС» - по состоянию на 31.01.2021) до даты государственной регистрации акционерного общества будут отражены в бухгалтерской отчетности акционерного общества, составленной на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица.

Доказательств того, что распоряжение министерства содержит недостоверную информацию о кадастровой стоимости земельных участков и об их суммарной стоимости, материалы дела не содержат и заявителем не представлены.

Довод апеллянта о нарушении п. 3 ст. 11 Закона №178-ФЗ при утверждении устава акционерного общества, в части отсутствия в Уставе общества конкретного перечня вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, для принятия которых требуется квалифицированное большинство, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.

В соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208) устав акционерного общества содержит в себе перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания (п. 15.2), совета директоров общества (п. 16.12 - 16.12.25), исполнительного органа (п. 17.2), порядок принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органов управления обществом (п. 15.4, 16.20), сроки проведения годового общего собрания акционеров.

Применительно к порядку принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органов управления обществом, определено, что решение принимается большинством голосов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пункт 3 ст. 11 Закона № 208-ФЗ допускает, но не обязывает, включение в устав общества перечня вопросов, решение по которым принимается органами управления общества единогласно.

Перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества единогласно, определен Законом № 208-ФЗ.

Из материалов дела следует, что приватизация предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество, 100% акций которого находятся в государственной собственности Оренбургской области.

Согласно п. 2 статьи 39 Закона о приватизации в случае, если в государственной или муниципальной собственности находятся не закрепленные за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями 100 процентов акций акционерного общества, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов его уставного капитала, полномочия высшего органа управления общества осуществляются от имени соответствующего собственника акций акционерного общества, собственника доли в обществе с ограниченной ответственностью в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров, общего собрания участников общества не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров, общего собрания участников общества.

Пунктом 3 ст. 47 Закона № 208-ФЗ определено, что в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.

При этом положения главы VII. Общее собрание акционеров, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

Вместе с тем, согласно п. 15.2 Устава общества установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции Общего собрания акционеров.

Пунктом 15.4 Устава установлено, что решение Общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций Общества, принимающих участие в собрании, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Такая модель регулирования спорных отношений, содержащая отсылку к требованиям законодательства об акционерных обществах, в части определения круга вопросов, для принятия которых необходимо квалифицированное большинство, не противоречит действующему законодательству.

Довод заявителя о не размещении информации о распоряжениях на сайте torgi.gov.ru, судом не принимается, поскольку само по себе не размещение распоряжений на указанном сайте не влечет за собой недействительность данных ненормативных актов, поскольку такое последствие действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, судом не выявлено нарушений принципов, установленных ст. 2 Закона № 178-ФЗ принципов приватизации государственного/муниципального имущества.

Довод Прокуратуры о включении в состав приватизируемого имущества 57 объектов недвижимого имущества, до государственной регистрации на них прав, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку законодательством не установлен запрет на приватизацию незарегистрированного, но ранее фактически переданного унитарному предприятию имущества.

Так, отсутствие зарегистрированного права на объекты, включенные в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП «ОКЭС», не является препятствием для последующей регистрации на них права собственности акционерного общества, так как споры о праве на данные объекты отсутствуют.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Программой приватизации запланировано преобразование государственного унитарного предприятия в акционерное общество, 100% акций которого буду находиться в собственности Оренбургской области, что исключает продажу предприятия в частную собственность.

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие совокупности предусмотренных статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания оспариваемого распоряжения недействительным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости в отказе удовлетворения заявления.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных Прокурором требований и отмены решения суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, по мнению апелляционной коллегии, не имеется.

На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для распределения государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2022 по делу № А47-14914/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья В.А. Томилина

Судьи А.С. Жернаков

Ю.С. Колясникова