ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-14852/2023
г. Челябинск
13 декабря 2023 года
Дело № А76-25958/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Технологии Снабжения» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2023 по делу
№ А76-25958/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Технологии Снабжения» - Кузеванов С.С. (доверенность от 11.01.2022, диплом, паспорт), Ческидов Д.В. (доверенность от 05.04.2023, диплом, паспорт);
Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области - Киреева О.В. (доверенность от 07.11.2023, диплом, служебное удостоверение № 368888), Плетнева О.А. (доверенность от 29.12.2022, диплом, служебное удостоверение № 517643);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Киреева О.В. (доверенность от 14.12.2022, диплом, служебное удостоверение № 368888).
Представители Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью «Технологии Снабжения» (далее – заявитель, ООО «ТехноСнаб», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недейсвительным решение Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 22 по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, МИФНС России № 22 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган) от 04.05.2021 № 4564. Просит обязать налоговый орган исключить из КРСБ (а равно любого иного источника учета информации о состоянии действительных налоговых обязательств истца) незаконные доначисления по состоянию на дату незаконного включения указанных сведений в данные регистры, а именно:
- пени по налогам и сборам, неправомерно начисленные в период наличия переплаты в бюджете и списанные в размере 56 289 руб. 67 коп. (в том числе путем зачета в общей сумме 39 797,16 руб. на основании следующих решений: № 43472 от 09.06.2021 на сумму 246,87 руб.; № 43473 от 09.06.2021 на сумму 347,64 руб.; № 43476 от 09.06.2021 на сумму 439,81 руб.; № 43477 от 09.06.2021 на сумму 1581,4 руб.; № 43478 от 09.06.2021 на сумму 25101,38 руб.; № 43567 от 09.06.2021 на сумму 1780,84 руб.; № 43574 от 09.06.2021 на сумму 7642,76 руб.; № 43578 от 09.06.2021 на сумму 2285,85 руб.; № 45618 от 17.06.2021 на сумму 20,4 руб.; № 45619 от 17.06.2021 на сумму 350,21 руб.; и путем списания с расчетного счета заявителя в размере 16 492, 51 руб. (в том числе: в сумме 3452,64 руб. по решениям о взыскании № 13748 от 26.11.2018, № 13759 от 27.11.2018, № 13771 от 03.12.2018 (выписка банка от 29.12.2018), в сумме 3093,67 руб. по решениям о взыскании № 3861 от 11.03.2019, № 4023 от 11.03.2019, № 4858 от 11.04.2019 (выписка банка от 30.04.2018), в сумме 1602,66 руб. по решениям о взыскании № 5440 от 27.04.2019, № 6200 от 05.06.2019 (выписка банка от 20.06.2019), в сумме 4078,69 руб. по решениям о взыскании № 8607 от 19.08.2019, № 8066 от 02.09.2019 (выписка банка от 17.10.2019, в сумме 4264,85 руб. по решениям о взыскании № 11862 от 25.10.2019, № 12000 от 28.10.2019, № 13000 от 29.11.2019 (выписка банка от 26.12.2019);
- штрафы, неправомерно начисленные в размере 21 118 руб. 00 коп. (в том числе решения от 11.01.2021 №№ 4793-4795 на сумму 9032,60 руб.; решения от 12.11.2018 № 9254, № 9255 на сумму 200 руб.; решение от 11.05.2021 № 1635 частично на сумму 11 885,4 руб.);
- пени по сборам, неправомерно начисленные и неотмененные 19 739 руб. 44 коп. (в том числе ПФР 10 922,36 руб., ФСС 6041,73 руб., ФОМС 2775,35 руб.);
- пени, неправомерно начисленные по результатам выездной налоговой проверки и списанные, в отношении которых ответчиком своевременно не исполнено решение суда об их отмене в размере 65 365 руб. 57 коп. (Решение УФНС РФ по Челябинской области № 17-2-10/1/000320@);
Также заявитель просит взыскать с МИФНС России № 22 по Челябинской области в пользу ООО «ТехноСнаб» пени, штрафы, проценты по п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 197 265 руб. 45 коп., обязать налоговый орган произвести зачет на сумму неправомерно списанных пени по налогам и сборам в размере 16 492 руб. 51 коп., отменить принудительное взыскание несуществующей задолженности в сумме 162 512 руб. 68 коп. и направить соответствующие постановления в ФССП России с указанием причины отмены «в связи с незаконным вынесением постановлений» (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области (далее – МИФНС России № 15 по Челябинской области), Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее – УФНС России по Челябинской области).
Решением суда от 15.09.2023 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение МИФНС России № 22 по Челябинской области от 04.05.2021 № 4564 в части отказа в возврате излишне уплаченных сумм пеней в размере 140 734 руб. 33 коп. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Также с ООО «ТехноСнаб» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 9641 руб.
ООО «ТехноСнаб», не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования по существу и признавая тем самым незаконность действий налогового органа, исключил возможность реального восстановления нарушенных прав заявителя. Признание незаконными оспариваемых действий инспекции без возложения на налоговый орган обязанности совершить определенные действия (в данном случае по возврату списанных денежных средств) не восстанавливает права и законные интересы заявителя. Обязанность инспекции по возврату необоснованно списанных денежных средств в данном случае рассматривается как правовосстанавливающая мера, применимая судом по исковому заявлению налогоплательщика. Заявитель настаивает на выдаче исполнительного листа о взыскании указанной задолженности для соблюдения баланса интересов сторон.
Податель жалобы считает необоснованным возложение на него существенной доли расходов по уплате государственной пошлины.
Податель жалобы также указывает на наличие причинно-следственной связи между арестом имущества заявителя и погашением доначисленной недоимки.
По мнению подателя жалобы, налоговым органом не представлены доказательства надлежащего восстановления прав заявителя в части отмены, незаконно вынесенных постановлений по статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
К дате судебного заседания со стороны МИФНС России № 22 по Челябинской области в материалы дела поступил отзыв, который приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель УФНС России по Челябинской области представил в материалы дела письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО «ТехноСнаб» поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель МИФНС России № 22 по Челябинской области и УФНС России по Челябинской области в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.04.2021 ООО «ТехноСнаб» обратилось с заявлением в МИФНС России № 22 по Челябинской области о возврате излишне взысканной суммы пеней в размере 424 024 руб. 73 коп.
Налоговым органом 04.05.2021 направлено сообщение № 4564 об отказе в возврате заявленной суммы с указанием на отсутствие переплаты в КРСБ.
Налогоплательщик путем направления обращения от 25.05.2021 с указанием на его направление в УФНС по Челябинской области обжаловал полученное сообщение № 4564.
Инспекция по указанному обращению направила ответ налогоплательщику от 11.06.2021 с указанием на уменьшение пени на сумму 352 734 руб. 38 коп. и проведение инспекцией 09.06.2021 зачета числящейся переплаты в сумме 183 319 руб. 10 коп.
Не согласившись с действиями налогового органа, ООО «ТехноСнаб» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции признал недействительным решение инспекции от 04.05.2021 в части отказа в возврате излишне уплаченных 140 734 руб. 33 коп. Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, суд исходил из того, что налоговым органом в полной мере совершены действия по надлежащей корректировке обязательств заявителя, восстановлению его прав, с учетом наличия у налогоплательщика отрицательного сальдо, отраженного на едином налоговом счете налогоплательщика на момент его открытия, оснований для взыскания указанных заявителем сумм в пользу налогоплательщика не имеется.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, пеней и штрафов, которому корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 указанной статьи, процентов на эту сумму (пункт 2 статьи 79 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ) введен институт Единого налогового счета и понятие «Единый налоговый платеж».
Таким образом, с 01.01.2023 изменился порядок перечисления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации - вместо нескольких платежных поручений на перечисление платежей в бюджет необходимо заполнить один платежный документ. Положения об уточнении налоговых платежей при неверном заполнении платежных поручений отменены, новая редакция статьи 45 НК РФ положения об уточнении платежей в бюджет не содержит.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесёнными в Кодекс и Бюджетный кодекс Российской Федерации, вступающими в силу с 1 января 2023 года, денежные средства в уплату налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, входящих в состав ЕНП, а также иных платежей, администрируемых налоговыми органами, перечисляются на отдельный казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый органу Федерального казначейства, с указанием соответствующего кода бюджетной классификации.
С 1 января 2023 года перечисление платежей, администрируемых налоговыми органами по главе 182, на счет 03100643000000016900, открытый УФК по Челябинской области (далее - счет 03100), не допускается.
Таким образом, с 01.01.2023 уточнение КБК, ОКТМО, вида платежа и тд. невозможно, в связи с закрытием учета по соответствующим обязательствам и введением единого КБК ЕНП: 18201061201010000510, на который осуществляются поступления налогов и сборов (за исключением налогов, не входящих в ЕНС - Приложение № 1 письма ФНС России от 30.12.2022 № 8-8-02/0048@ «О направлении образцов ПД и списка КБК на 2023 год» (приложение № 2 к пояснениям).
Судом первой инстанции установлено, что в отношении ООО «ТехноСнаб» МИФНС России № 15 по Челябинской области проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой 30.03.2018 вынесено решение № 3 о привлечении налогоплательщика к ответственности с доначислением НДС, штрафа и пени.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2021 года по делу № А76-25957/2018, вступившим в законную силу 06.04.2021, указанное решение налогового органа признано незаконным.
В период рассмотрения дела судом (2 года и 7 месяцев) налоговый орган на недоимку, начисленную по результатам выездной налоговой проверки, продолжал начисление пеней, а также проводил их взыскание с расчетных счетов налогоплательщика в порядке статей 46, 47 НК РФ. После вступления в законную силу решения по делу № А76-25957/2018 налоговым органом не совершены действия по сторнированию доначисленных по решению МИФНС России № 15 по Челябинской области сумм налогов, в результате чего налогоплательщику неправомерно начислены пени на данную недоимку, которые уплачивались заявителем добровольно и взыскивались инспекцией на основании статей 69, 79 НК РФ.
Данные действия налогового органа привели к излишней уплате налогоплательщиком пеней в сумме 140 734 руб. 33 коп., в возврате которой налоговым органом отказано сообщением № 4564 от 04.05.2021.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение МИФНС России № 22 по Челябинской области № 4564 от 04.05.2021 в части отказа в возврате излишне уплаченных сумм пени в размере 140 734 руб. 33 коп.
Судом с целью установления надлежащего отражения налоговых обязательств налогоплательщика после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2021 по делу № А76-25957/2018, а также с целью установления своевременного внесения корректировочных проводок в части начисления и сторнирования сумм пеней в карточке расчетов с бюджетом и едином налоговом счете судом вынесено определение об обязании общества, инспекции и УФНС РФ по Челябинской области провести сверку расчетов с бюджетом, сверку начисленной за период рассмотрения дела № А76-25957/2018 сумм пеней, уплаченных и взысканных, а также с целью приведения налоговых обязательств в соответствие с действительными обязательствами налогоплательщика.
По результатам исследования полученный в результате сверки материалов судом установлено, что инспекцией во II квартале 2023 проведены мероприятия по уменьшению налоговых обязательств и отмене решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на общую сумму 47 457 руб., в том числе:
- 20.04.2023 произведено уменьшение начислений по решению о привлечении к ответственности по результатам выездной налоговой проверки от 30.03.2018 № 3 на сумму 4 966 руб.;
- 25.04.2023 произведено уменьшение двойного начисления по НДФЛ за I квартал 2018 года и за полугодие 2018 года на общую сумму 21 373 руб.;
- 28.04.2023 отменены решения от 11.01.2021 №№ 4793 - 4795 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) на общую сумму штрафных санкций в размере 9032 руб. 60 коп., в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации
- 16.05.2023 отменены решения от 12.11.2018 № 9254, № 9255 на общую сумму 200 руб., в соответствии со статьей 31 НК РФ;
- 28.05.2023 произведено уменьшение штрафных санкций по НДФЛ на сумму 11 885,4 руб.
Кроме того, 22.06.2023 приведены корректировки налоговых обязательств налогоплательщика на общую сумму 138 725 руб. 69 коп., в том числе восстановлена переплата свыше 3-х лет на сумму на сумму 65 365 руб. 57 коп., произведён перерасчет пени по налоговым обязательствам на общую сумму 73 360 руб. 12 коп., с учетом даты их фактического исполнения.
В первом полугодии 2023 года инспекцией с налогоплательщиком проведены мероприятия по уменьшению налоговых обязательств и отмене решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на общую сумму 49 422 руб. 70 коп., в том числе:
- 17.02.2023 проведено уменьшение начислений штрафных санкций по решению от 10.01.2022 № 6282 на сумму 1965 руб. 70 коп., в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ сумма зачтена в счет погашения задолженности по НДФЛ по виду платежа «штраф»;
- 20.04.2023 произведено уменьшение начислений по решению о привлечении к ответственности по результатам выездной налоговой проверки от 30.03.2018 № 3 на сумму 4966 руб., в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ сумма в размере 3438 руб. зачтена в счет погашения задолженности по транспортному налогу с организаций за 2021 год по сроку уплаты 30.04.2021, 02.08.2021, 08.11.2021, 01.03.2022; 1528 руб. зачтены в счет погашения задолженности по страховым взносам, доначисленным по камеральной налоговой проверке решением от 29.10.2021 № 4729;
- 25.04.2023 произведено уменьшение двойного начисления по НДФЛ за 1 квартал 2018 года и за полугодие 2018 года на общую сумму 21 373 руб., в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ сумма зачтена в счет погашения задолженности по страховым взносам, доначисленным по камеральной налоговой проверке решением от 29.10.2021 № 4729;
- 28.04.2023 отменены решения от 11.01.2021 №№ 4793 - 4795 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) на общую сумму штрафных санкций в размере 9032 руб. 60 коп., в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ сумма зачтена в счет погашения задолженности по НДФЛ по виду платежа «штраф»;
- 16.05.2023 отменены решения от 12.11.2018 № № 9254, 9255 на общую сумму 200 руб., в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ сумма зачтена в счет погашения задолженности по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах по виду платежа «штраф»;
- 28.05.2023 произведено уменьшение штрафных санкций по НДФЛ на сумму 11 885,40 руб., в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ сумма зачтена в счет погашения задолженности по НДФЛ по виду платежа «штраф».
Кроме того, 22.06.2023 приведена корректировка отдельной карточки налоговых обязанностей по пени на общую сумму 138 725 руб. 69 коп., уменьшена совокупная задолженность по виду платежа «пени», в том числе:
- восстановлена переплата свыше 3-х лет на сумму 65 365,57 руб.
- произведён перерасчет пени по налоговым обязательствам на общую сумму 73 360 руб. 12 коп. с учетом даты их фактического исполнения.
По состоянию на 01.01.2023 у налогоплательщика числилось отрицательное сальдо по ЕНС в общей сумме 4 973 140 руб. 35 коп. (в том числе налог - 2 889 486 руб. 97 коп.; пени - 1 676 172 руб. 14 коп., штраф - 405 981 руб. 24 коп., государственная пошлина - 1500 руб.).
По состоянию на 04.08.2023 у налогоплательщика числится отрицательное сальдо ЕНС в общей сумме 4 881 799 руб. 33 коп. (в том числе налог - 2 825 821 руб. 37 коп.; пени - 1 672 880 руб. 42 коп., штраф - 383 097 руб. 54 коп.).
В соответствии пунктом 8 статьи 45 НК РФ в июле 2023 произведены зачеты денежных средств, поступивших на Единый Налоговый Платеж (далее – ЕНП), в счет погашения задолженности по страховым взносам, доначисленных по камеральной налоговой проверке, решением от 29.10.2021 № 4730. Также решением инспекции от 25.08.2023 о внесении изменений в решение от 11.05.2021 № 1635 в отношении НДФЛ (ОКТМО 75652435) сумма пени уменьшена с 248 569 руб. до 227 995 руб. 11 коп. (на 20 573 руб. 89 коп.). Решением инспекции от 25.08.2023 о внесении изменений в решения от 29.10.2021 № 4729/4730 в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма пени увеличилась на 26 075 руб. 36 коп. Поскольку данный перерасчет привел к ухудшению положения налогоплательщика, изменения в решения не производились. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование сумма пени уменьшена с 220 331 руб. 63 коп. до 210 803 руб. 57 коп. (на 9528 руб. 06 коп.). По страховым взносам на обязательное социальное страхование сумма пени уменьшена с 74 540 руб. 38 коп. до 73 787 руб. 95 коп. (на 752 руб. 43 коп.).
Также налоговым органом в ходе сверки выявлено, что по итогам 2018 года по налогу на прибыль организаций налогоплательщиком получена прибыль в меньшем объеме, чем были произведены начисления по отчетным периодам.
В связи с несвоевременной оплатой начислений за 1 квартал 2018 года и 9 месяцев 2018 года, а также отсутствием уплаты за полугодие 2018, инспекцией начислена пеня на всю сумму задолженности, без учета уменьшения исчисленной суммы налога по итогам 2018 года.
В результате проведенного перерасчета, сумма пени по налогу на прибыль, зачисляемому в областные бюджеты уменьшена с 3762 руб. 65 коп. до 1151 руб. 33 коп. (на 2 611 руб. 32 коп.), по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет с 441 руб. 34 коп. до 182 руб. 49 коп. (на 258 руб. 85 коп.), в связи с чем УФНС России по Челябинской области вынесено решение о проведении корректировки начисленной суммы пени от 29.08.2023 № 17-2-10/1/004830@.
Инспекцией в материалы деда представлены корректировочные расчеты пени и выписки из единого налогового счета, подтверждающие корректировку (вручную) карточки расчетов с бюджетом с учетом сторнирования с даты вступления в законную силу решения суда по делу А76-25957/2018, что повлияло на размер отрицательного сальдо налогоплательщика, отраженный в едином налоговом счете на начало его открытия (01.01.2023). То есть сведения, содержащиеся в ЕНС налогоплательщика, приведены в соответствие с его обязательствами.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно счел, что налоговым органом в полной мере восстановлены нарушенные права налогоплательщика, основания для взыскания из бюджета указанных заявителем и уже зачтенных инспекцией сумм отсутствуют. Учитывая введение положений относительно работы Единого налогового счета, с 01.01.2023 у налогового органа не имеется возможности уточнений платежей, взысканных в период с 29.12.2018 по 28.12.2019, в счет погашения задолженности по налогам и страховым взносам с вида платежа «пени» на вид платежа «налог» с уточнением КБК.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для обязания инспекции исключить из КРСБ незаконно начисленные суммы является неисполнимым, из материалов дела следует, что налоговым органом в полной мере совершены действия по надлежащей корректировке обязательств заявителя.
Требование заявителя о взыскании излишне уплаченных сумм пеней в размере 140 734 руб. 33 коп. также не подлежит удовлетворению. Налоговым органом 03.07.2023 произведено начисление и возврат процентов на сумму излишне взысканных денежных средств на сумму 56 531 руб. 12 коп. Денежные средства зачислены на расчетный счет налогоплательщика в ПАО «ВТБ» платежным поручением УФК от 05.07.2023 № 465858. Требование о возврате излишне взысканного имеет иную правовую природу, нежели проценты, начисленные и выплаченные налогоплательщику на основании п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
За период с 17.02.2023 по 22.06.2023 налоговым органом произведены зачеты сумм налогов, пени и штрафов, в том числе за счет сумм излишне взысканных пеней произведено погашение задолженности на общую сумму 228 712 руб. 99 коп., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) на общую сумму 8327 руб. 40 коп.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года на общую сумму 14 644 руб. 74 коп.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) на общую сумму
40 693 руб. 46 коп.;
- по транспортному налогу с организаций за 2021 год в сумме 3438 руб.;
- по виду платежа «пени» на общую сумму 138 725 руб. 69 коп.;
- по налогу на доходы физических лиц (штраф) на общую сумму
22 883 руб. 70 коп.
Операции по указанным зачетам уменьшенных сумм налогов, сборов, пени и штрафов отражены на Едином Налоговом Счете (далее - ЕНС) ООО «ТехноСнаб».
В части указания заявителя на обязание судом ответчика отменить принудительное взыскание несуществующей задолженности в размере
162 512,68 руб. суд первой инстанции отметил следующее.
На исполнении в Сосновском РОСП УФССП России по Челябинской области (далее - Сосновский РОСП) находится 8 постановлений о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 6 137 373,73 руб.:
- от 06.10.2020 № 746004209 на сумму 103 291,58 руб.;
- от 21.01.2021 № 746000072 на сумму 142 787,53 руб.;
- от 26.01.2021 № 746000088 на сумму 32 631,61 руб.;
- от 28.09.2021 № 746002708 на сумму 5 000 руб.;
- от 13.10.2021 № 746002775 на сумму 1 345 018,96 руб.;
- от 09.11.2021 № 746002869 на сумму 6 935,49 руб.;
- от 12.05.2022 № 746001111 на сумму 2 015 529,33 руб.;
- от 04.08.2022 № 746001612 на сумму 2 486 179,23 руб.
В ходе проведения анализа задолженности, включенной в указанные постановления, выявлено следующее:
- в постановление от 06.10.2020 № 746004209 неправомерно включена задолженность по НДФЛ в сумме 21 373 руб.;
- в постановление от 04.08.2022 № 746001612 неправомерно включена задолженность по НДФЛ в сумме 1 965,7 руб. (штраф).
Учитывая вышеизложенное, а также уменьшение задолженности по вышеуказанным постановлениям в Сосновский РОСП 01.06.2023 направлено письмо об остатке задолженности по постановлениям по состоянию на 01.06.2023 с указанием остатка долга в размере 4511,8 тыс. руб.
С учетом проведенных в июне корректировок данных налоговых обязательств 27.07.2023 и 03.08.2023 в Сосновский РОСП направлены письма об изменении задолженности по постановлениям:
- от 12.05.2022 № 746001111 остаток задолженности составил 1 951 863 руб. 73 коп.;
- от 04.08.2022 № 746001612 остаток задолженности составил 2 482 213 руб. 53 коп.;
- от 13.10.2021 № 746002775 остаток задолженности составил 195 251 руб. 01 коп.
Таким образом, в 2023 году общая сумма уменьшений задолженности по постановлениям составила 234 640 руб. 27 коп., что превышает сумму
(162 512 руб. 68 коп.), указанную заявителем.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, заявленные требования предпринимателя об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные суммы не подлежали удовлетворению на дату вынесения обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судом исчислена и взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина как сумма государственной пошлины по имущественным и не имущественным требованиям, в удовлетворении которых отказано. Судом отказано в удовлетворении требований о взыскании пеней и штрафов в общей сумме 140 734 руб. 33 коп., обязании произвести зачет на сумму 16 492 руб. 51 коп., отменить принудительное взыскание несуществующей задолженности в сумме 162 512 руб. 68 коп. и направить соответствующие постановления в ФССП России. Требования о взыскании процентов по п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 56 531 руб. 12 коп. фактически удовлетворены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 ООО «ТехноСнаб» предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлина за подачу апелляционной жалобы на срок до даты вынесения окончательного судебного акта судом апелляционной инстанции.
На дату рассмотрения апелляционной жалобы доказательства уплаты государственной пошлины не представлены, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2023 по делу № А76-25958/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Технологии Снабжения» – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Технологии Снабжения» (ОГРН 1107418000326, ИНН 7418019987) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере
1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.Е. Калашник
Судьи: А.А. Арямов
В.В. Баканов