НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 № А47-5/2023

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11067/2023

г. Челябинск

13 сентября 2023 года

Дело № А47-5/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Калашника С.Е.,

судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2023 по делу № А47-5/2023.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Общество с ограниченной ответственностью «Виктория» (далее - заявитель, общество «Виктория») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России № 15 по Оренбургской области, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными и отмене решений об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 38090 от 16.08.2022, № 43579 от 12.10.2022, признании за обществом «Виктория» право требования возврата излишне уплаченных сумм по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации за исключением конс. групп по расчетному периоду - 3 квартал 2019 года в размере 21 449 руб., в размере 121 548 руб.

Решением суда от 16.06.2023 заявленные требования удовлетворены, решения МИФНС России № 15 по Оренбургской области об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 38090 от 16.08.2022, № 43579 от 12.10.2022 признаны недействительными. Судом возложена обязанность на МИФНС России № 15 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества «Виктория». Также с МИФНС России № 15 по Оренбургской области в пользу общества «Виктория» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС России № 15 по Оренбургской области обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, податель жалобы указал на отсутствие оснований по удовлетворению заявлений о возврате излишне уплаченных сумм по налогу на прибыль.

Также апеллянт отмечает, что суд не указал каким образом необходимо устранить допущенные нарушения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество «Виктория» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.11.2012, имеет ИНН 5611066660, является плательщиком налога на прибыль организаций.

19.07.2019 обществом «Виктория» предоставлена декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2019 года предоставлена, согласно декларации в федеральный бюджет подлежит доплате налог на прибыль организаций в размере 24 468 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит доплате налог на прибыль организаций в размере 138 652 руб.

По платежному поручению от 01.08.2019 № 15 обществом «Виктория» произведена уплата в бюджет налога на прибыль организаций в федеральный бюджет за 2 квартал 2019 года в размере 24 468 руб. (платеж банком произведен 02.08.2019).

По платежному поручению от 01.08.2019 № 14 обществом «Виктория» произведена уплата в бюджет налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации за 2 квартал 2019 года в размере 138 652 руб. (платеж банком произведен 02.08.2019).

Согласно справке № 58563 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 02.09.2019, у заявителя отсутствует как переплата, так и задолженность по налогу на прибыль организаций.

Согласно справке № 71464 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 05.11.2019, у заявителя имеется переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 20 676 руб., переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, составляет 117 164 руб.

15.11.2019 обществом «Виктория» предоставлена декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2019 года (номер корректировки 1), согласно декларации в федеральный бюджет подлежит уменьшению налог на прибыль организаций в размере 50 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит уменьшению налог на прибыль организаций в размере 280 руб.

21.10.2019 обществом «Виктория» предоставлена декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2019 года, согласно декларации в федеральный бюджет подлежит уменьшению налог на прибыль организаций в размере 20 676 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит уменьшению налог на прибыль организаций в размере 117 164 руб.

18.11.2019 обществом «Виктория» предоставлена декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2019 года (номер корректировки 1), согласно декларации в федеральный бюджет подлежит доплате налог на прибыль организаций в размере 2 437 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит доплате налог на прибыль организаций в размере 13 807 руб.

30.01.2020 обществом «Виктория» предоставлена декларация по налогу на прибыль организаций за 2019 год, согласно декларации в федеральный бюджет подлежит доплате налог на прибыль организаций в размере 198 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит доплате налог на прибыль организаций в размере 1 105 руб.

09.02.2020 обществом «Виктория» предоставлена декларация по налогу на прибыль организаций за 2019 год (номер корректировки 1), согласно декларации в федеральный бюджет подлежит доплате налог на прибыль организаций в размере 195 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит доплате налог на прибыль организаций в размере 1 105 руб.

Согласно справке № 2022-82469 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27.07.2022, у заявителя имеется переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 21 449 руб., переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, составляет 121 548 руб.

11.08.2022 общество «Виктория» обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 21 449 руб.

12.10.2022 инспекцией принято решение об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 43579, причина отказа - нарушен срок подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты) (заявление подано по истечении 3-х лет с даты уплаты п. 7 ст. 78).

11.08.2022 общество «Виктория» обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 121 548 руб.

16.08.2022 инспекцией принято решение об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 38090, причина отказа - нарушен срок подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты) (переплата более 3-х лет).

Общество «Виктория» обратилось с заявлениями в прокуратуру г.Оренбурга о применении мер прокурорского реагирования в отношении незаконных действий сотрудников инспекции. Прокуратурой г.Оренбурга заявления общества «Виктория» для рассмотрения в рамках компетенции направлены в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, решением которого от 21.11.2022 № 13-27/18921@ решения инспекции признаны правомерными.

Не согласившись с вынесенными инспекцией решениями, общество «Виктория» обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций заявителем поданы в пределах установленного Налоговым кодексом трехлетнего срока, на дату подачи заявлений у общества имелась переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 21 449 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 121 548 руб.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, пеней и штрафов.

Нормами статьи 78 и 79 НК РФ, в редакции действовавшей в спорный период, установлен порядок возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (подпункты 2 и 6 статьи 78 НК РФ).

В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, из содержания данных положений Налогового кодекса следует, что для реализации предусмотренного статьей 21 НК РФ права налогоплательщик должен обратиться в соответствии со статьей 78 НК РФ в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате или зачете переплаты.

Срок для обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога следует исчислять со дня уплаты суммы налога в бюджет. Иного законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

В тоже время, пропуск срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, не ограничивает право налогоплательщика на взыскание сумм переплаты в судебном порядке.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 № 6219/06 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает два самостоятельных возможных действия для налогоплательщика, который имеет намерение возвратить из бюджета сумму излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты суммы налога в бюджет либо путем обращения в суд в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

По обстоятельствам рассматриваемого спора суд первой инстанции установил, что общество «Виктория» обратилось за возвратом излишне уплаченного за полугодие 2019 года налога на прибыль организаций в налоговый орган.

Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 НК РФ, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Следовательно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

В соответствии с пунктом 4 статьи 289 НК РФ налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, именно со дня фактического представления в инспекцию первичной налоговой декларации по налогу на прибыль налогоплательщик имеет возможность достоверно знать о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет с учетом авансовых платежей, в том числе исчисляемых по итогам отчетных периодов, и, соответственно, при выявлении переплаты налога, обратиться к налоговому органу за возвратом излишне уплаченной суммы налога.

Судом первой инстанции верно установлено, что обществом «Виктория» налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2019 год предоставлена 30.01.2020. Следовательно, трехлетний срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного заявителем в 2019 году налога на прибыль организаций истекает 30.01.2023.

Тогда как общество «Виктория» обратилось 11.08.2022 в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 21 449 руб., излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 121 548 руб.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций обществом «Виктория» поданы в пределах установленного Налоговым кодексом трехлетнего срока, на дату подачи заявлений у заявителя имелась переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 21 449 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 121 548 руб.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя на инспекцию судом первой инстанции правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Несогласие заинтересованного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и заинтересованным лицом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.06.2023 по делу № А47-5/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.Е. Калашник

Судьи: А.А. Арямов

А.П. Скобелкин