НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 № А34-19297/2022

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-12230/2023

г. Челябинск

09 октября 2023 года

Дело № А34-19297/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Плаксиной Н.Г., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганавтотранс» на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.07.2023 по делу № А34-19297/2022.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Курганавтотранс» - ФИО1 (доверенность от 17.07.2023, диплом), ФИО2 (доверенность от 10.05.2023, диплом),

Управления Федеральной налоговой службы по г. Кургану – ФИО3 (доверенность от 09.01.2023).

Общество с ограниченной ответственностью «Курганавтотранс» (далее - заявитель, общество, ООО «Курганавтотранс») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным/незаконным решения (письма) от 29.08.2022 N 11-12/01/59548@ ИФНС России по г. Кургану об отказе в неприменении повышающего коэффициента при расчете транспортного налога в отношении транспортного средства Porsche Panamera GTS (VIN <***>).

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

ООО «Курганавтотранс», не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что автомобиль марки Porsche Panamera GTS отсутствует в перечне легковых автомобилей для налогового периода 2021 г. В последующих налоговых периодах в соответствующий перечень включен рассматриваемый автомобиль. Полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о возможности применения повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога на спорный автомобиль в отсутствие спорной модели автомобиля в перечне, что порождает неопределенность, сомнения и неясность норм налогового законодательства, что недопустимо. Отмечает, что цена автомобиля по договору лизинга составила менее 10 млн. руб.

В представленном отзыве налоговый орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в адрес ООО «Курганавтотранс» направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога N 2672703 от 13.05.2022, где указан повышающий коэффициент 3, применяемый к автомобилю Porsche Panamera GTS, таким образом, сумма налога за 2021 год за указанный автомобиль составила 206 856 руб.

19.07.2022 налоговым органом в адрес общества направлено требование N 56996 от об уплате в том числе транспортного налога за 2021 год, срок исполнения - 11.08.2022.

02.08.2022 ООО «Курганавтотранс» направило в налоговый орган обращение о неправомерности применения повышающего коэффициента при расчете транспортного налога в отношении транспортного средства Porsche Panamera GTS.

Письмом от 29.08.2022 N 11-12/01/59548@ налоговый орган в ответе на обращение общества разъяснил позиции налогового органа по порядку исчисления транспортного налога.

Не согласившись с приведенными в письме разъяснениями, ООО «Курганавтотранс» обратилось с заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции согласился с позицией налогового органа, кроме того, указал, что оспариваемым письмом права общества не нарушены, поскольку обществу разъяснена позиция налогового органа.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей включительно, сумма транспортного налога исчисляется с применением повышающего коэффициента 3, значение которого зависит от средней стоимости автомобиля и года его выпуска.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в редакции, действовавшей в момент возникновения обязанности по уплате транспортного налога за 2021 год)

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 N 316.

Судом установлено, что на официальном интернет-сайте Министерства промышленности и торговли России опубликован Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей для налогового периода 2021 года (далее – Перечень), где включены транспортные средства марки «Porsche» модели (версии) «Panamera» с типом двигателя «бензин» и объемом двигателя 3996 см? относятся к легковым автомобилям средней стоимостью от 10 миллионов рублей при условии, что с года выпуска указанных транспортных средств прошло 3 года.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.07.2017 № 03-05-04-04/44504 указывается на то, что исчисление транспортного налога с применением повышающего коэффициента в отношении легковых автомобилей обосновано в случае, если в Перечне содержится описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД МВД России о данной марке автомобиля, а также для обратной ситуации.

Общество указывает, что в данном случае повышающий коэффициент при исчислении транспортного налога не подлежит применению, поскольку автомобиль Porsche Panamera GTS с объемом двигателя 3996 см? в Перечень на 2021 год не включен.

Суд отмечает, что при установлении конкретного налога федеральный законодатель, исходя из необходимости ясного и непротиворечивого урегулирования законом всех существенных элементов налогообложения, самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога параметры его элементов, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, а также порядок исчисления налога, обеспечивающий расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2015 года № 19-П, от 28 ноября 2017 года № 34-П, от 21 декабря 2018 года № 47-П и др.).

Определение понятного и непротиворечивого порядка уплаты налога не исключает из правил налогообложения категорий, содержание которых в составе различных правоотношений определяет их корреспонденция с нормативно установленными критериями без полного перечисления элементов соответствующей категории, в том числе применительно к видам деятельности, со спецификой которых связаны особенности налогового обязательства.

Конституционно-правовое требование определенности правового регулирования в такого рода случаях, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, может быть обеспечено выявлением взаимосвязей среди правовых предписаний, в частности в судебном разъяснении их применения (постановления от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 14 апреля 2008 года №7-П, от 5 марта 2013 года № 5-П, от 23 мая 2013 года № 11-П и от 28 ноября 2017 года № 34-П, от 31 марта 2022 года № 13-П). При этом, хотя все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса), это не снимает с него обязанности учитывать такие взаимосвязи.

Оценивая рассматриваемые взаимосвязи, суд приходит к выводу, что автомобиль Porsche Panamera GTS, тип двигателя «бензин», объем двигателя 3996 см?, год выпуска 2019 г., относится к марке легковых автомобилей Porsche модели (версии) Panamera с типом двигателя «бензин» и объемом двигателя 3996 см?, который включен в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде (2021 год) (позиция 128 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет), и соответствует обязательным критериям, установленным пунктом 2 статьи 362 НК РФ, для определения транспортного налога с повышающим коэффициентом 3, при этом дополнительная комплектация автомобиля (GTS) не изменила базовые характеристики марки, модели, типа и объема двигателя, а также периода эксплуатации автомобиля, которые учтены исполнительным органом власти при формировании Перечня на 2021 г.

В определении Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС22-8615 от 26.08.2022 по делу № А40-40762/2021 изложена правовая позиция, что отсутствие в Перечне детализированного описания соответствующей марки и модели автомобиля либо автомобиля более дорогостоящей комплектации не освобождает налогоплательщика от применения повышенного коэффициента, при соответствии принадлежащего на праве собственности транспортного средства обязательным критериям, установленным Налоговым кодексом.

Доводы общества о включении в соответствующий Перечень на 2023 год отдельно Porsche Panamera, автомобиля Porsche Panamera GTS, Panamera 4S E-Hybrid, Panamera Turbo S и др. свидетельствует исключительно о реализации уполномоченным органом права на конкретизацию моделей (версий) конкретных марок легковых автомобилей, при исчислении транспортного налога на которые подлежит применению повышающий коэффициент.

Ссылка общества на договор лизинга судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Соответственно, условия договора, в частности указание цены товара определяется по свободному усмотрению сторон и не могут быть приняты при определении размера публично-правовой обязанности налогоплательщика по транспортному налогу на основании Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 28.02.2014 N 316.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Буквальное содержание письма налогового органа от 29.08.2022 № 11-12/01/59548 свидетельствует о том, что обществу был разъяснен порядок определения транспортного налога на принадлежащий ему автомобиль, а также подход налогового органа относительно применения повышающего коэффициента, что само по себе каких-либо правовых обязанностей для налогоплательщика не создавало, равно как и не нарушало его права.

На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления общества.

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Судебные расходы распределены в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 24.07.2023 по делу № А34-19297/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганавтотранс» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Курганавтотранс» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 07.08.2023 № 1926 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Е.В. Бояршинова

Судьи Н.Г. Плаксина

А.П. Скобелкин