НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 № 18АП-13055/15

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13055/2015

г. Челябинск

07 декабря 2015 года

Дело № А47-13027/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2015 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Столяренко Г.М.,

судей Забутыриной Л.В., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Седухиной И.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Оренбургской области» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2015 по делу № А47-13027/2014 (судья Калашникова А.В.).

Индивидуальный предприниматель ФИО1, (далее – ИП ФИО1, истец), ИНН <***>, ОГРН <***>, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области», ответчик), ИНН <***>, ОГРН <***>, о взыскании 106 321 руб.

Определением арбитражного суда от 18.12.2014 иск принят к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

Определением от 02.03.2015 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2015 иск удовлетворен.

В апелляционных жалобах Минобороны России (третье лицо) и ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» (ответчик) просили решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

По мнению Минобороны России, наличие оснований для взыскания денежных средств в пользу ИП ФИО2 не доказано. Третье лицо указало, что договоры на изготовление и установку надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны заключены между ИП ФИО1 и ФИО3 (далее – ФИО3), акты приемки выполненных работ подписаны между ФИО3 и родственниками или законными представителями умерших (погибших). Предприниматель ФИО3, специализирующийся в области резки, обработки, отделки камня для памятников и оказании услуг по организации похорон, мог самостоятельно оказать содействие и осуществить изготовление и установку памятников и обратиться с заявлением о возмещении соответствующих расходов. В отличие от ФИО3 деятельность ИП ФИО1 по организации похорон и предоставлению связанных с этим услуг ни в качестве основного, ни в качестве дополнительного вида деятельности не зарегистрирована. При таких обстоятельствах целесообразность заключения договоров с ИП ФИО1 об уступке права требования денежных средств от Минобороны России для возмещения расходов отсутствует.

ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» указало, что не брало на себя обязательств по оплате услуг, оказанных истцом ФИО3, в связи с чем не является надлежащим ответчиком. ИП ФИО1 не заключал договоров с родственниками умерших, не имеет права требовать компенсации расходов по изготовлению и установке памятников. Договоры заключены между заявителями и ФИО3, именно он должен обратиться за выплатой компенсации к ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области». Не подтверждена родственная связь между подписантами договоров и умершими; отсутствие документов послужило одним из оснований отказа в выплате истцу компенсации. Суд не учел, что истец не представил все необходимые документы для получения компенсации. Принятие обжалуемого решения может повлечь двойные выплаты из бюджета на возмещение затрат по изготовлению и установке памятников.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились. Минобороны России в апелляционной жалобе заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1, сославшись на то, что в 2012-2013 г. осуществил изготовление и установку надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны на основании договоров с гражданами, имеющими право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия за счет средств Минобороны России, однако понесенные им затраты не были возмещены в полном объеме, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» денежной компенсации в сумме 106 321 руб. в счет возмещения затрат на установку надгробных памятников 22 умершим (погибшим).

ИП ФИО1 представлены поручения ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» на выплату ему компенсации за изготовление надгробных памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, ветеранам боевых действий на территории других государств от 17.04.2012 11.01.2013, 21.01.2013, 26.02.2013, 26.03.2013 (т. 1, л.д. 12-19); заявление ИП ФИО1 в адрес ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» от 14.03.2014 о возмещении расходов за установку памятников на местах захоронения умерших участников Великой Отечественной войны, оплата за изготовление которых произведена ранее (т. 1, л.д. 22-23); претензия от 26.11.2014 (т. 1, л.д. 25); акты приема выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников, подписанные ФИО3 (заказчик) и ФИО1 (подрядчик), с приложением фотографий изготовленных и установленных памятников (т. 1, л.д. 61-104); расчет иска с указанием имен умерших, договоров, стоимости выполненных работ и оказанных услуг по изготовлению и установке памятников, сведений о произведенной ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» оплате за изготовление памятников, а также сумм неоплаченных расходов по установке памятников (т. 1, л.д. 20-21).

В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Аналогичная норма закреплена в п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 № 5 утвержден «Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников».

Согласно подпункту «г» п. 2 Порядка, порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (п. 35 Порядка).

Родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка (п. 36).

Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле (п. 38 Порядка).

Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (п. 39).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 23749 рублей; остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 29644 рублей. Оплата стоимости услуг по установке надгробных памятников, предоставляемых за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), не должна превышать 20 процентов от вышеуказанных норм расходов денежных средств.

Удовлетворяя исковые требования ИП ФИО1, суд первой инстанции правомерно руководствовался вышеуказанными нормами и исходил из того, что истцом за счет собственных средств изготовлены и установлены надгробные памятники умершим (погибшим) военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на установку памятников за счет средств Минобороны России, ответчиком, в свою очередь, доказательств возмещения его расходов в полном объеме не представлено.

Довод Минобороны России о том, что договоры заключены между ИП ФИО1 и ФИО3, при этом последний мог самостоятельно осуществить изготовление и установку памятников и обратиться с заявлением о возмещении соответствующих расходов, подлежит отклонению.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 был привлечен ФИО3 для выполнения работ, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на установку памятников за счет средств Минобороны России. Оснований полагать, что фактически памятники были изготовлены и установлены ФИО3, а не истцом, не имеется, сведения об осуществлении родственниками умерших или ФИО3 оплаты стоимости выполненных истцом работ не представлено, на данное обстоятельство участвующие в деле лица не ссылались. Согласно доводам истца договоры предусматривали, что оплата работ осуществляется путем получения соответствующей компенсации за счет Минобороны России.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» привело доводы о том, что не брало на себя обязательств по оплате услуг, оказанных ФИО3, в связи с чем не является надлежащим ответчиком, а также, что ИП ФИО1 не заключал договоров с родственниками умерших, а значит не имеет права требовать компенсации расходов по изготовлению и установке памятников.

Соответствующие доводы также подлежат отклонению.

Статья 5 Закона о погребении и похоронном деле предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу. Согласно положениям статьи 6 того же Закона в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. Предприниматель, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.

Закон о ветеранах и Закон о погребении и похоронном деле не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.

Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

Таким образом, ИП ФИО1 как лицо, принявшее на себя обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников умершим и выполнившее данные работы, в отсутствие доказательств их оплаты вправе требовать компенсации понесенных им расходов за счет средств Минобороны России.

Довод ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» о том, что истец не представил все необходимые документы для получения компенсации, подлежит отклонению. Ответчиком не обосновано, непредставление каких документов является препятствием для возмещения расходов ИП ФИО1, понесенных в связи с изготовлением и установкой памятников.

Cуд учитывает, что ответчиком расходы истца частично возмещены, следовательно, он признавал наличие у ИП ФИО1 права на получение соответствующей компенсации. При этом установка памятников на могилах подтверждена документально путем представления соответствующих фотографий, заявленная истцом величина компенсации за выполненные работы не превышает норм расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460, ее размер ответчиком не оспорен, наличие у умерших, которым устанавливались памятники, права на их установку за счет средств Минобороны России не опровергнуто.

Довод ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» о том, что принятие обжалуемого решения может повлечь двойные выплаты из бюджета на возмещение затрат по изготовлению и установке памятников, несостоятелен. Предъявление соответствующего требования иными лицами помимо истца из материалов дела не усматривается, ответчиком не доказано.

В связи с вышеизложенным решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2015 по делу № А47-13027/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Оренбургской области» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Г.М. Столяренко

Судьи: Л.В. Забутырина

А.П. Скобелкин