НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 № 18АП-10388/16

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10388/2016

г. Челябинск

02 сентября 2016 года

Дело № А76-10496/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2016 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 июля 2016г. по делу № А76-10496/2016 (судья Трапезникова Н.Г.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Евразия-Плюс» –  ФИО1 (доверенность от 21.03.2014 №4),

Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №9 –  ФИО2 (доверенность от 19.05.2016 №142).

Общество с ограниченной ответственностью «Гарант - Евразия - Плюс» (далее – заявитель, ООО «Гарант-Евразия-Плюс», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, ГУ ЧРО ФСС РФ, Фонд) о признании недействительным решения от 08.02.2016 №39 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.07.2016 (резолютивная часть объявлена 07.07.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение ГУ ЧРО ФСС РФ от 08.02.2016 №39, а также суд взыскал с заинтересованного лица расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

ГУ ЧРО ФСС РФ с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ООО «Гарант - Евразия - Плюс» деятельностью по разработке программ для ЭВМ (баз данных) не занимается. Из представленных заявителем документов следует, что общество осуществляет установку и сопровождение электронного периодического справочника «Система Гарант», обучает клиентов правообладателя по работе с ним, а также осуществляет рекламные акции с целью расширения круга пользователя программным продуктом.

Ни в акте камеральной проверки, ни в решении не содержится выводов об оказании заявителем услуг по адаптации программного продукта, а также установке, тестированию и сопровождению адаптированного программного продукта. Данные акты и решение содержат пояснения о том, что доход в 2014г. и за 9 месяцев 2015г. получен ООО «Гарант - Евразия - Плюс» от реализации и оказания услуг по установке и сопровождению программных продуктов «Системы Гарант», а доходов от разработки и (или) адаптации этого продукта не имеется.

Право на применение пониженных тарифов предоставлено только тем организациям, которые являются не только торговыми посредниками на рынке, а занимаются разработкой и развитием отрасли информационных технологий в Российской Федерации, внедряют новые программные разработки и продукты.

До начала судебного заседания от ООО «Гарант-Евразия-Плюс» в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против доводов жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, ГУ ЧРО ФСС РФ в отношении ООО «Гарант - Евразия - Плюс» была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2015 по 30.09.2015.

В ходе проверки установлено, что ООО «Гарант - Евразия - Плюс» неправомерно применило пониженный тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ), о чем составлен акт камеральной проверки от 24.12.2015 №1663лт (л.д.51-54).

По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение от 08.02.2016 №39 о привлечении ООО «Гарант - Евразия - Плюс» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым заявителю начислены страховые взносы в сумме 24 569 руб. 98 коп., пени в сумме 138 руб. 88 коп., штраф в сумме 4 914 руб. (л.д. 7-11).

Полагая, что решение ГУ ЧРО ФСС РФ от 08.02.2016 №39 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО «Гарант - Евразия - Плюс» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Фондом неправомерности применения обществом пониженного тарифа страховых взносов, поскольку общество признается организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий и вправе применять пониженный тариф страховых взносов.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения (постановления, акта), действий (бездействия) государственного органа, должностного лица, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта (решения, постановления), действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение данным актом (решением, постановлением), действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом №212-ФЗ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, то есть российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные частью 3 указанной статьи, при выполнении ими условий, установленных частью 2.1 или 2.2 статьи 57 Федерального закона №212-ФЗ (часть 5 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ).

В силу части 2.1 статьи 57 Федерального закона №212-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, не являющиеся вновь созданными организациями, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими одновременно трех условий:

- организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 7 человек.

Исходя из анализа приведенных правовых норм следует, что страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: наличие у организации документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, средняя численность работников не менее 7 человек, осуществление деятельности по разработке и реализации разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, доля доходов от которой составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам.

Основанием для доначисления страховых взносов, пени и применении финансовых санкций послужили выводы ГУ ЧРО ФСС РФ о неправомерном применении ООО «Гарант – Евразия - Плюс» за период с 01.07.2015 по 30.09.2015г. пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ.

Сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2.3 статьи 57 Федерального закона №212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

В ходе представленных при проведении проверки документов и анализа структуры доходов заявителя за период с 01.07.2015 по 30.09.2015г., Фондом определено, что доходы получены обществом преимущественно за оказанные информационные услуги с использованием экземпляров «Системы ГАРАНТ».

Проанализировав условия представленных договоров поставки, договоров об оказании информационных услуг, муниципальных и государственных контрактов на оказание информационных услуг по сопровождению электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ», Фонд посчитал, что доходы, получаемые за оказание информационных услуг (установка и сопровождение программных продуктов «Системы ГАРАНТ») в 3 квартале 2015г. не относятся к доходам от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных, соответственно, общество не имело право применения пониженного тарифа в размере 2,00%.

Указанные выводы явились основанием для признания применения обществом пониженного тарифа неправомерным, что повлекло доначисление страховых взносов, пени и привлечение общества к ответственности.

Вместе с тем, из буквального толкования нормы пункта 6 части 1 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ следует, что право на применение пониженного тарифа страховых взносов не связывается с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ, баз данных.

Исходя из материалов дела, следует, что ООО «Гарант - Евразия - Плюс», имея соответствующие полномочия от обладателя исключительных прав, в рассматриваемом периоде на основании заключенных договоров с заказчиками, оказывало услуги по сопровождению электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ» (информационный продукт вычислительной техники) путем предоставления своим контрагентам экземпляров текущих ежедневных выпусков еженедельных версий электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ», проведения рекламных кампаний, демонстрации возможностей электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ», обучение работе с электронным периодическим справочником «Система ГАРАНТ».

При этом Фондом установлено, что штатная структура ООО «Гарант – Евразии - Плюс» укомплектована такими специалистами, как специалист по обучению работе со справочно-правовыми системами, по обслуживанию справочно-правовых систем, в обязанности которых входит, в том числе, обучение работе с продуктом, установка продукта на персональный компьютер клиента, обновление продукта и т.п.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что общество на основании заключенных договоров с заказчиками занимается адаптацией, техническим сопровождением программного обеспечения для ЭВМ.

Пунктом 6 части 1 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ не закреплено право применять пониженный тариф организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий при реализации или оказании услуг по установке, адаптации, модификации, тестированию технологий ли сопровождению программ и баз данных только при условии собственной разработки ими указанных программ.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что доход в 2014г. и за 9 месяцев 2015г. получен ООО «Гарант - Евразия - Плюс» от реализации и оказания услуг по установке и сопровождению программных продуктов «Системы Гарант».

Вместе тем, даже если учесть, что ООО «Гарант – Евразия - Плюс» деятельность по разработке программ для ЭВМ (баз данных) не занимается, из представленных в дело доказательств следует, что общество занимается установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ и баз данных, а в силу пункта 4 части 2 статьи 57 Федерального закона №212-ФЗ российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий это компании, которые, в том числе, занимаются установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ и баз данных.

С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности ГУ ЧРО ФСС РФ неправомерности применения ООО «Гарант - Евразия - Плюс» пониженного тарифа страховых взносов, поскольку представленные доказательства подтверждают соблюдение обществом условий, предусмотренных законодательством.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ ЧРО ФСС РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 июля 2016г. по делу № А76-10496/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Г. Плаксина

Судьи А.А. Арямов

В.Ю. Костин