НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 № 18АП-746/10

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-746/2010

г. Челябинск

02 апреля 2010г.

Дело № А07-18515/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2010

Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2010

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей: Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 35 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2009 по делу № А07-18515/2009 (судья Халилов Р.М.), при участии: от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 35 по Республике Башкортостан – Казанцева Е.В. (доверенность от 11.01.2010 № 4), от муниципального унитарного предприятия «Бирские тепловые сети Республики Башкортостан» - Мухамадиева Ф.Г. (доверенность от 11.01.2010),

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Бирские тепловые сети Республики Башкортостан» (далее – предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 35 по Республике Башкортостан (далее – инспекция, налоговый орган) возвратить переплату по налогам и сборам в сумме 1 436 067 руб. 08 коп., с учетом уточнений заявленных требований (л.д.54-56), принятых судом.

Решением арбитражного суда от 01.12.2009 заявленные требования удовлетворены частично, суд обязал инспекцию возвратить переплату по налогам и сборам в сумме 800 955 руб. 11 коп.

Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, приводит доводы о нарушении судом норм материального права и неполном выяснении обстоятельств дела, указывает, что в отказанной сумме излишне уплаченных налогов, плательщиком пропущен срок давности обращения с требованием о возврате налогов, поскольку в суд с требованием о возврате налогов он обратился 02.09.2009, то есть спустя 3 года, как узнал о переплате, согласно акту сверки от 13.06.2006, акту сверки от 26.07.2005. Инспекция полагает, что в связи с уточнением заявленных требований, плательщик изменил и предмет и основание заявленных требований (изначально просил взыскать с налогового органа 975186 руб.21 коп., уточняя требования, просил обязать налоговый орган возвратить 1436067 руб.08 коп.), что образует самостоятельный спор. Указывает, что ни в мотивировочной, ни в резолютивной части, суд не указал, какой именно налог и в какой сумме подлежит возврату плательщику. Просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований предприятию отказать.

Плательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, решение суда считает правильным, находит несостоятельными доводы налогового органа о пропуске срока исковой давности обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченных налогов, мотивируя, что срок давности прерывается составлением акта сверки.

В судебном заседании представители сторон изложенные доводы поддержали.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда.

Из материалов дела следует, что плательщик, по месту постановки на налоговый учет, 18.05.2009 обратился в инспекцию с претензией о возврате излишне уплаченных налогов в общей сумме 975186 руб.21 коп. (л.д.9-10), в том числе:

- по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет 9854 руб.31 коп.,

- по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации 175397 руб.28 коп.,

- единому социальному налогу, в части федерального бюджета 97689 руб.79 коп.,

- единому социальному налогу в части Фонда социального страхования 17337 руб.,

- единому социальному налогу в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования 49350 руб.,

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисляемых на накопительную часть 2536 руб.03 коп.,

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения 36939 руб.48 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004г.),

- налог с владельцев транспортных средств и на приобретение транспортных средств 1836 руб.,

- налог на пользователей автомобильных дорог 332979 руб.21 коп.,

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемые на территориях муниципального района 90444 руб.95 коп., налог с продаж 53 руб.,

- прочие налоги и сборы (по отмененным налогам и сборам субъектов Российской Федерации) 255 руб.90 коп.,

- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории 698 руб.27 коп.

- прочие налоги и сборы (по отмененным местным налогам и сборам) 9156 руб.

По результатам рассмотрения претензии, инспекцией вынесены решения об отказе в осуществлении зачета (возврата):

- решение от 25.06.2009 № 475 об отказе в осуществлении зачета (возврата) земельного налога (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемые на территориях муниципальных районов (л.д.29),

- решение от 25.06.2009 № 476 об отказе в осуществлении зачета (возврата) прочих налогов и сборов(л.д.28),

- решение от 25.06.2009 № 477 об отказе в осуществлении зачета (возврата) прочих налогов и сборов (по отмененным налогам и сборам субъекта Российской Федерации) (л.д.30),

- решение от 25.06.2009 № 478 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на пользователей автомобильных дорог (л.д.31),

- решение от 25.06.2009 № 479 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств (л.д.32),

- решение от 25.06.2009 № 473 об отказе в осуществлении зачета (возврата) целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели (л.д.33),

- решение от 25.06.2009 № 465 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации (л.д.34),

- решение от 22.06.2009 № 465 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога с продаж (л.д.35),

- решение от 22.06.2009 № 468 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога с продаж (л.д.35),

- решение от 22.06.2009 № 467 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (л.д.36),

- решение от 22.06.2009 № 466 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на прибыль организаций, зачисляемый в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004г. и погашения задолженности прошлых лет) (л.д.40).

В качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога, в решениях указано на истечение трехлетнего срока, установленного п.7 ст. 78 НК РФ.

В дальнейшем, инспекцией был произведен зачет единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 97689 руб.79 коп. в счет уплаты НДС (решение от 12.08.2009 № 3274), налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 9854 руб.31 коп. в счет уплаты НДС (решение от 12.08.2009 № 3273). Налоговым органом были приняты решения о возврате переплаты по следующим налогам:

- единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 49350 руб. (решение от 26.11.2009 № 6709),

- единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования в размере 17337 руб. (решение от 26.11.2009 № 6710).

02.09.2009 плательщик обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан о взыскании с инспекции задолженности в сумме 975186 руб. 21 коп. (л.д.3-5).

В ходе рассмотрения спора, сторонами была произведена сверка переплаченных налогов, составлен акт сверки по состоянию на 08.10.2009, согласно акту сверки переплата по налогам составила 1436067 руб.08 коп. (л.д. 57-74).

Плательщик уточнил заявленные требования, с учетом переплаты, выявленной актом сверки от 08.10.2009, просил суд обязать налоговый орган возвратить переплату по налогам в общей сумме 1436067 руб.08 коп. (л.д.54-57), в том числе:

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации 175397 руб.28 коп.,

- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет 595504 руб.52 коп.,

-единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования 17337 руб.,

- единый социальный налог, зачисляемый в фонд обязательного медицинского страхования 49350 руб.,

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисляемые на страховую часть 3501 руб.45 коп.,

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисляемые на накопительную часть 16 руб.03 коп.,

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения 8878 руб.48 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004г.) 150658 руб.99 коп.,

- налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств 1836 руб.,

- налог на пользователей автомобильных дорог 332979 руб.21 коп.,

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемый на территориях муниципального района 90444 руб.95 коп.,

-налог с продаж 53 руб.,

- прочие налоги и сборы (по отмененным налогам и сборам субъекта Российской Федерации) 255 руб.90 коп.,

- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории 698 руб.27 коп.,

- прочие налоги и сборы (по отмененным местным налогам и сборам) 9156 руб.

Судом уточнения заявленных требований были приняты, что отражено в протоколе судебного заседания от 22.10.2009 (л.д.78), решении суда (л.д.93), дело рассмотрено с учетом уточнения исковых требований.

Удовлетворяя заявленные требования в части суммы 800 955 руб. 11 коп., суд исходил из того, что заявителем не пропущен срок обращения с требованием о возврате переплаты по налогам, судом учтены суммы налогов, зачтенные инспекцией в счет недоимки по другим налогам и возвращенные на расчетный счет плательщика.

Между тем, судом не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 6 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Таким образом, для данной категории дел обязателен досудебный порядок урегулирования спора.

Не соблюдение заявителем досудебного порядка урегулирования спора с налоговым органом, в силу части 2 ст. 148 АПК РФ является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Проверка соблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора является обязательной, независимо от того, ссылаются ли на это обстоятельство лица, участвующие в деле.

Учитывая, что на уточненные требования плательщиком не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, доказательств такого соблюдения материалы дела не содержат, требования заявителя, в части несоблюдения досудебного порядка подлежат оставлению без рассмотрения, в частности, требование о возврате излишне уплаченных налогов:

- единый социальный налог в части федерального бюджета 497814 руб.73 коп. (в претензии заявлено 97689 руб.79 коп., уточнено до 595504 руб.52 коп.), 595504 руб.52 коп. - 97689 руб.79 коп. =497814 руб.73 коп.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисляемые на страховую часть 3501 руб.45 коп. (в претензии не были заявлены), ИТОГО 501316 руб.18 коп.

В соответствии с частью 3 ст. 149 АПК РФ оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, уплаченная госпошлина с суммы иска 501316 руб.18 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании части 1 ст. 149, пункта 2 ст. 148 АПК РФ.

Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса).

В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.

Налогоплательщик приводит доводы о том, что о переплате налогов ему стало известно с момента составления акта сверки по состоянию на 01.03.2009 от 02.04.2009. По мнению плательщика, составление акта сверки прерывает срок исковой давности, и он начинает течь заново.

Инспекция приводит доводы о том, что о переплаченных налогах, в части отказанных в возврате, плательщику было известно еще из акта сверки от 13.06.2006, акта сверки 22.07.2006 № 536.

В материалах дела имеется акт сверки от 26.07.2005 № 536 (л.д.111-116), акт сверки от 13.06.2006 № 514, представленный плательщиком, в них отражена переплата, требуемая к возврату плательщиком, в частности:

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации 228152 руб.28 коп.,

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения 234090 руб.48 коп.,

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемый на территориях муниципального района 90444 руб.95 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004г.) 151011 руб.99 коп.,

- налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств 1836 руб.,

- налог на пользователей автомобильных дорог 359979 руб.21 коп.,

-налог с продаж 53 руб.,

- прочие налоги и сборы (по отмененным налогам и сборам субъекта Российской Федерации) 255 руб.90 коп.,

- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории 698 руб.27 коп.,

- прочие налоги и сборы (по отмененным местным налогам и сборам) 9156 руб.

Учитывая, что о переплате требуемых к возврату налогов, в частности

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации 175397 руб.28 коп.,

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения 8878 руб.48 коп.,

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004г.) 150658 руб.99 коп.,

- налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств 1836 руб.,

- налог на пользователей автомобильных дорог 332979 руб.21 коп.,

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемый на территориях муниципального района 90444 руб.95 коп.,

-налог с продаж 53 руб.,

- прочие налоги и сборы (по отмененным налогам и сборам субъекта Российской Федерации) 255 руб.90 коп.,

- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории 698 руб.27 коп.,

- прочие налоги и сборы (по отмененным местным налогам и сборам) 9156 руб.

налогоплательщику было известно с момента составления акта сверки от 26.07.2005 № 536, акта сверки от 13.06.2006 № 514, доводы инспекции о пропуске плательщиком срока исковой давности обращения в суд, являются обоснованными, поскольку с заявлением в суд он обратился 02.09.2009 (л.д.3), то есть спустя 3 года с того момента, когда узнал о переплате налогов.

Довод предприятия о том, что составление акта сверки прерывает срок исковой давности, подлежит отклонению, составление акта сверки является обязанностью, а не правом инспекции, в отличие от участника гражданских правоотношений, в связи с чем, не может свидетельствовать о признании долга (ст. 203 ГК РФ).

При разрешении спора судом первой инстанции обоснованно учтено, что инспекцией был произведен зачет единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 97689 руб.79 коп. в счет уплаты НДС (решение от 12.08.2009 № 3274), были приняты решения о возврате переплаты по следующим налогам:

- единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 49350 руб. (решение от 26.11.2009 № 6709),

- единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования в размере 17337 руб. (решение от 26.11.2009 № 6710).

При таких обстоятельствах, в удовлетворении указанных требований плательщика не имеется (всего 934734 руб.87 коп.).

Между тем, уточняя заявленные требования, предприятие просило возвратить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисляемые на накопительную часть 16 руб.03 коп., в указанной части досудебный порядок урегулирования спора соблюден, что следует из претензии (л.д.10), предъявленной налоговому органу, срок обращения в суд по данному требованию, не истек, налоговым органом такие доводы не приводятся. Инспекцией приводятся доводы об отсутствии заключения на возврат из отделения Пенсионного фонда. Однако основанием к отказу может служить только отсутствие переплаты, указанное обстоятельство не подтверждено. При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части об удовлетворении требования предприятия о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисляемых на накопительную часть 16 руб.03 коп., обоснованно.

С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению, судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, неправильно применены нормы п.8 ст. 78 НК РФ, ст. 200, 203 ГК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2009 по делу № А07-18515/2009 оставить без изменения в части удовлетворения требований муниципального унитарного предприятия «Бирские тепловые сети Республики Башкортостан» о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть в сумме 16 руб.03 коп.

В остальной части решение суда изменить.

Оставить без рассмотрения требование заявителя о возврате переплаты по налогам в общей сумме 501316 руб.18 коп., в том числе: по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 497814 руб.73 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 3501 руб.45 коп.

Отказать заявителю в удовлетворении требований о возврате переплаты по налогам в общей сумме 934734 руб.87 коп., в том числе: по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 175397 руб.28 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет 97689 руб.79 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования в сумме 17337 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 49350 руб., по налогу на имущество, не входящему в систему газоснабжения 8878 руб.48 коп., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004г.) в сумме 150658 руб.99 коп., налог с владельцев транспортных средств 1836 руб., налог на пользователей автодорог в сумме 332979 руб.21 коп., земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемые на территории муниципального района 90444 руб.95 коп., налог с продаж 53 руб., прочие налоги и сборы (по отмененным налогам и сборам субъектов Российской Федерации) 255 руб.90 коп., целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории 698 руб.27 коп., прочие налоги и сборы (по отмененным местным налогам и сборам) 9156 руб.

Возвратить муниципальному унитарному предприятию «Бирские тепловые сети Республики Башкортостан» из федерального бюджета госпошлину в размере 11513 руб.15 коп.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья М.Г. Степанова


 Судьи: Ю.А. Кузнецов

В.М. Толкунов