НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 № А21-15796/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 августа 2023 года

Дело №А21-15796/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Геворкян Д.С.

судей Горбачевой О.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15900/2023) Администрации МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2023 по делу № А21-15796/2022 (судья Широченко Д.В. ), принятое

по заявлению Прокуратуры Калининградской области

к Администрации МО «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области»

3-е лицо: Управление по финансам и бюджету администрации МО "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области"

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя: ФИО2 (полномочия подтверждены служебным удостоверением); (онлайн-заседание);

от ответчика: не явился, извещен;

от 3-лица: не явился, извещен;

установил:

Прокуратура Калининградской области (236029, <...>) (далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - Администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21, 34.3 Налогового кодекса Российской Федерации, об обязании Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21, 34.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по финансам и бюджету администрации муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ Калининградской области» (ОГРН <***>) (далее - Управление).

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2023 по делу № А21-15796/2022 заявленные требования удовлетворены.

Администрация с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, применение судом закона, не подлежащего применению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Прокуратуры против доводов апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2023 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Администрация, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Прокуратурой Гвардейского района проведена проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также законодательства, регламентирующего защиту прав субъектов предпринимательства на информационную доступность органов власти и предоставляемых ими публичных услугах, в ходе которой в деятельности Администрации установлено нарушение в форме бездействия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21, 34.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).

По указанному основанию Прокуратура Гвардейского района направила в адрес Администрации соответствующее требование от 09 августа 2022 года № 7-18-2022/804-22- 20270007, а также представление от 18 августа 2022 года № 7-212022/Прдп181-22-20270007, поскольку отсутствие вышеназванного правового акта приводит к неопределенности требований к организациям и предпринимателям, возможности нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокуратуры Калининградской области в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21, 34.3 НК РФ, об обязании Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21, 34.3 Кодекса

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования «Гвардейский муниципальный округ» указывает на отсутствие правовых оснований и обязанности по разработке и утверждению соответствующего правового акта, регулирующего разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Апелляционный суд полагает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ) для целей данного Закона понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с подпунктом 8 статьи 2 Закона № 210-ФЗ под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 15).

Согласно пункту 4 статьи 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены названным Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Статья 16 НК РФ устанавливает обязанность для уполномоченных органов муниципальных образований направлять в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по соответствующему субъекту Российской Федерации и финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации информацию и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия местных налогов.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также письменные разъяснения от финансовых органов муниципальных образований по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Налоговые агенты в силу пункта 2 статьи 24 НК РФ имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

На основании пункта 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах осуществляется по заявлению налогоплательщика, налогового агента и является обязанностью уполномоченного финансового органа муниципального образования.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поскольку порядок и деятельность финансового органа муниципального образования по даче письменных разъяснений налогоплательщикам, налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами Закона № 59-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с названным Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Исходя из совокупного толкования названных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно заключил о том, что подготовка и выдача письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах является муниципальной услугой (пункт 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ), к соответствующим правоотношениям применяются положения указанного Закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, который, согласно пункту 4 статьи 2 того же Закона, является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги.

В нарушение действующего законодательства Администрацией не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети "Интернет" отсутствуют.

Доводы жалобы не свидетельствуют об исполнении Администрацией указанной обязанности применительно к положениям приведенных выше норм.

Поскольку соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Законом № 210-ФЗ, а также учитывая, правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 № 309-ЭС20-6503, суд первой инстанции в обжалуемом решении правильно установил, что в данном случае Администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление рассматриваемой муниципальной услуги, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта и подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2023А21-15796/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Д.С. Геворкян

Судьи

О.В. Горбачева

Н.И. Протас