691/2021-32537(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества «Прионежская сетевая компания» Винокуровой А.В. (доверенность от 18.12.2020 № 141-20),
рассмотрев 31.05.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества «Прионежская сетевая компания» и судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Сегежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Квасниковой Евгении Сергеевны на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по делу № А26-4482/2020,
у с т а н о в и л:
Администрация Надвоицкого городского поселения, адрес: 186430, Республика Карелия, Сегежский р-н, пгт. Надвоицы, ул. Ленина, д.1/4 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Сегежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Квасниковой Евгении Сергеевне, адрес: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, Гражданская ул., д. 4а (далее - судебный пристав-исполнитель), о признании незаконными постановлений о возбуждении исполнительных производств от 30.03.2020 № 26544/20/10016-ИП, № 26550/20/10016-ИП, № 26551/20/10016-ИП, № 26552/20/10016-ИП, № 26553/20/10016-ИП.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены акционерное общество «Прионежская сетевая компания» (далее – Общество), и Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2020 в удовлетворении требований Администрации отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2020 отменено, признаны незаконными постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств от 30.03.2020 № 26544/20/10016-ИП, № 26550/20/10016-ИП, № 26551/20/10016-ИП, № 26552/20/10016-ИП, № 26553/20/10016-ИП.
В кассационных жалобах Общество и судебный пристав-исполнитель,
ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просят обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как указывает в кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель, судом апелляционной инстанции не учтено, что к исполнительным документам было представлено сопроводительное письмо, согласно которому Администрация вернула исполнительные документы без исполнения ввиду отсутствия лимитов на их исполнение, в связи с чем оснований не принимать исполнительные документы и не возбуждать по ним исполнительные производства у судебного пристава-исполнителя не имелось. Кроме того, податель жалобы указывает, что Администрацией допущено незаконное бездействие по не обеспечению исполнения исполнительных документов, не совершению действий по включению соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете с начала очередного финансового года либо в текущем финансовом году, не использованы правомочия по погашению задолженности за счет средств резервных фондов исполнительных органов государственной власти.
В кассационной жалобе Общество указывает, что им полностью соблюден порядок направления исполнительных листов на исполнение, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), а судебным приставом-исполнителем правомерно возбуждены исполнительные производства. Администрация не исполнила требования исполнительных документов в связи с отсутствием лимитов бюджетных средств и бюджетных ассигнований. Общество полагает неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Администрация не является финансовым органом муниципального образования, поскольку именно Администрация имеет полномочия финансового органа, а также полномочия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевого счета.
Отзыв на кассационные жалобы не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в своей кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем вынесены постановления от 30.03.2020 о возбуждении исполнительных производств: № 26554/20/10016-ИП о взыскании с Администрации в пользу Общества 10 991 381 руб. 21 коп. на основании исполнительного листа серии ФС № 007217856 от 05.12.2014, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу № А26-1513/2014; № 26550/20/10016-ИП о взыскании с Администрации в пользу Общества 10 658 357 руб. 60 коп. на основании исполнительного листа серии ФС № 006356201 от 11.08.2015, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу № А26-1159/2014; № 26551/20/10016-ИП о взыскании с Администрации в пользу Общества 3 088 667 руб. 56 коп. на основании исполнительного листа серии
ФС № 006356202 от 11.08.2015, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу № А26-1159/2014; № 26552/20/10016-ИП о взыскании с Администрации в пользу Общества 38 443 руб. 34 коп. на основании исполнительного листа серии ФС № 006356203 от 11.08.2015, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу № А26-1159/2014; № 26553/20/10016-ИП о взыскании с Администрации в пользу Общества 20 110 512 руб. 21 коп. на основании исполнительного листа серии ФС № 006354131 от 11.06.2015, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу № А26-5115/2014.
Администрация, полагая, что указанные постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств от 30.03.2020 являются незаконными и нарушают права и законные интересы Администрации, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции восстановил срок на обращение в суд с заявлением о признании незаконными указанных постановлений, но вместе с тем, в удовлетворении заявленных требований Администрации отказал.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда и удовлетворил требования Администрации, поскольку пришел к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для возбуждения исполнительных производств от 30.03.2020.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановления пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Как определено статьей 6 названного Кодекса, под финансовым органом муниципального образования понимается орган (должностное лицо) местной администрации муниципального образования, осуществляющие составление и организацию исполнения местного бюджета.
Ведение учета и осуществление хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляют органы, исполняющие судебные акты - Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункт 7 статьи 242.2 БК РФ).
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств соответствующего бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования) в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение указанному органу.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 БК РФ.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Законом № 229-ФЗ, не используется, кроме случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона № 229-ФЗ.
В соответствии с главой 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации на Федеральное казначейство и его территориальные органы возложены функции по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно ответу Управления Федерального казначейства Республики Карелия от 23.10.2020 № 06-37-14/11-8566, в соответствии с соглашением об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республики Карелия отдельных функций по исполнению бюджета Надвоицкого городского поселения при кассовом обслуживании исполнения бюджета территориальным органом Федерального казначейства учет кассовых операций со средствами бюджета осуществляется в соответствии с Порядком от 10.10.2008 № 8н на следующих лицевых счетах, открытых в Управлении Федерального казначейства по Республики Карелия в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденных приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н: 03063005020 - лицевой счет получателя бюджетных средств, открыт - 31.07.2010; 04063005020 - лицевой счет для администратора доходов бюджета, открыт - 31.12.2008; 05063005020 - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открыт08.08.2014; 08063005020- лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, открыт - 31.07.2010.
Таким образом, как верно указал суд апелляционной инстанции, исполнительные листы в отношении Администрации по взысканию задолженности, в соответствии с требования положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, должны были быть в первую очередь предъявлены в Управление Федерального казначейства по Республики Карелия и только при наличии отметки указанного органа, что отсутствует возможность исполнения
данных судебных актов, направлены в службу судебных приставов.
При этом, судом установлено, что согласно ответу Управления Федерального казначейства по Республики Карелия от 27.10.2020 № 06-37-14/11-8642 спорные исполнительные листы в отношении Администрации в Управление Федерального казначейства по Республики Карелия не предъявлялись.
Таким образом, поскольку у Администрации открыт лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия и отсутствуют счета в Банке России или иной кредитной организации, то судебный пристав обязан был отказать в возбуждении исполнительного производства.
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, направление Обществом в Администрацию писем от 21.02.2018 № 3458 и от 16.08.2019 № 15039 об исполнении спорных исполнительных документов, не является надлежащим соблюдением установленного порядка обращения взыскания, поскольку исполнительные документы должны были направляться в Управление Федерального Казначейства по Республике Карелия.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что взыскателем не была соблюдена процедура предъявления требований к принудительному исполнению, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для возбуждения исполнительных производств от 30.03.2020, в с вязи с чем правомерно удовлетворил требования Администрации.
Несогласие подателей кассационных жалоб с судебным актом не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и не нарушены нормы процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по делу № А26-4482/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы акционерного общества «Прионежская сетевая компания» и судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Сегежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Квасниковой Евгении Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Васильева
Судьи Л.И. Корабухина
Ю.А. Родин