НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 № А56-50189/17

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 декабря 2017 года

Дело №А56-50189/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбачевой О.В.

судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.

при участии:

от истца (заявителя): ФИО1 – доверенность от 21.02.2017

от ответчика (должника): ФИО2 – доверенность от 09.01.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28035/2017) УПФР в Василеостровском районе СПб на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2017 по делу № А56-50189/2017 (судья Корушова И.М.), принятое

по заявлению ООО "Инвестиции Строительство Менеджмент"

к УПФР в Василеостровском районе СПб

об оспаривании решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТИЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВО МЕНЕДЖМЕНТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее заинтересованное лицо, Учреждение) о признании незаконным и отмене решения № 088 001 17 РВ 0000012 от 14.04.2017 о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения в части:

- привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года;

- начисления пени на неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 24.09.2014 по 31.12.2014;
- начисления пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 24.09.2014 по 31.12.2014;
- взыскания (начисления) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 3 086 024 руб. 56 коп. за период с 24.09.2014 по 31.12.2014;
- взыскания (начисления) недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 291 184 руб. 92 коп. с 24.09.2014 по 31.12.2014.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2017 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель Учреждения требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Общества с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Материалами дела установлено, что Закрытое акционерное общество «Инвестиции Строительство Менеджмент» реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью «Инвестиции Строительство Менеджмент» 24.09.2014.

В отношении Общества Учреждением проведена выездная налоговая проверка за период с 25.09.2014 по 31.12.2016, по итогам которой составлен акт от 17.03.2017 № 08800117АВ0000013.

На акт проверки представлены возражения.

По результатам рассмотрения материалов проверки Учреждением вынесено решение от 14.04.2017 № 088 001 17 РВ 0000012 о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения, в соответствии с которым установлено занижение базы для начисления страховых взносов, предусмотренной п. 1 ст. 47 ФЗ-212 в виде штрафа в сумме 882 442,08 рублей. Указанным Решением Обществу доначислены страховые взносы в общей сумме 4 412 210,43 рубля, пени в сумме 1 062 927,51 рубль.

Основанием доначисления страховых взносов на ОПС в сумме в сумме 3 086 024,56 рублей, страховых взносов на ОМС в ФФОМС в сумме 1 291 184,92 рубля, соответствующих пени и налоговых санкций, явился вывод Учреждения о том, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.

Общество, ссылаясь на несоответствие решения Учреждения требованиям действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта в части.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты, осуществляемые на основании трудовых (гражданско-правовых) договоров, заключенных до реорганизации, должны учитываться при определении базы для расчета страховых взносов реорганизованной организации.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.

Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.

Выплаты и вознаграждения, являющиеся облагаемой базой плательщиков страховых взносов, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.

Поскольку при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя, то выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной организации.

Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона N 212-ФЗ признается календарный год.

При этом Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.

Поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации ЗАО «Инвестиции, Строительство Менеджмент» и его правопреемником ООО «Инвестиции, Строительство Менеджмент» были продолжены, отчетности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.

В этой связи, исчисление базы для начисления страховых взносов производится путем суммирования в течение календарного года, произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников.

Иное применение статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ противоречило бы положениям части 16 статьи 15 указанного закона, в силу которого, на правопреемника возлагается обязанность по исчислению и уплате страховых взносов в отношении застрахованных лиц предшественника.

Ссылка Пенсионного фонда на то, что положения Федерального закона N 212-ФЗ не предусматривают правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов, несостоятельна, правопреемство предполагает переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому, а не базы, рассчитываемой лицом как страхователем - плательщиком для начисления и уплаты страховых взносов за застрахованных лиц.

Довод апелляционной жалобы Учреждения о том, что у организации, созданной в результате реорганизации не возникает права на применение предела облагаемой базы нарастающим итогом с начала расчетного периода судом отклоняется с учетом положений статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, а также требований пункта 1 статьи 8, пунктов 3, 4 и 6 статьи 10, пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения в части и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.

Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07, а также отражены в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.10.2013 N ВАС-14361/13, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2017 по делу № А56-50378/2016.

Арифметический расчет неправомерно доначисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионные страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 3 086 024,56 рублей, пени в сумме 617 204,91 рубль, штрафа в сумме 744 177,69 рублей, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 1 291 184,93 рубля, пени в сумме 258 236,98 рублей, штрафа в сумме 311 456,65 рублей, судом первой инстанции проверен, заинтересованным лицом подтвержден в совместном акте сверки (л.д. 95).

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2017 по делу N А56-50189/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

Л.П. Загараева