ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
03 июня 2022 года
Дело №А42-490/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. В. Будылевой, О. В. Горбачевой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. С. Пиецкой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11187/2022) ООО "ТопРесурс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2022 по делу № А42-490/2022 (судья Суховерхова Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ТопРесурс"
к Межрайонной ИФНС Роммии № 7 по Мурманской области
3-е лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 21.11.2021)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Топресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 18.08.2021 № 1148.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве (далее – ИФНС №14 по г. Москве).
Решением суда от 05.03.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права.
Представители инспекции и ИФНС №14 по г. Москве, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы сторонами не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания стороны не обращались. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие инспекции и ИФНС №14 по г. Москве, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) №4 за 3 квартал 2020 года, представленной обществом в налоговый орган 26.06.2021.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.07.2021 № 2141 и вынесено решение от 18.08.2021 №1148 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществом привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 787 196 руб., пунктом 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 2 497 483 руб., пунктом 3 статьи 120 НК РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб. Обществу доначислен НДС в сумме 8 211 698 руб. и пени в сумме 656 755 руб. 78 коп.
Решение инспекции от 18.08.2021 №1148 обжаловано обществом в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 25.10.2021 № 278 решение инспекции от 18.08.2021 №1148 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая, что при вынесении решения от 18.08.2021 №1148 инспекцией нарушен пункт 14 статьи 101 НК РФ, общество обратилось в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявления общество, не оспаривая решение налогового органа по существу, указало, что поскольку акт получен по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) 20.07.2021, оспариваемое решение не могло быть принято налоговым органом ранее 23.08.2021. В связи с отправкой акта в адрес налогоплательщика по ТКС и получением его обществом 20.07.2021, у налогового органа не имелось оснований для дополнительного направления его 12.07.2021 в адрес общества заказной почтовой корреспонденцией. При этом, в абзаце 2 пункта 5 статьи 100 НК РФ указано, что в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, считая с даты оправки заказного письма, в данном случае - 20.07.2021, а не дата фактического его получения налогоплательщиком по почте.
Суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьями 31, 88 НК РФ инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по НДС № 1 за 3 квартал 2020 года, представленной обществом в налоговый орган.
В соответствии пунктом 2 статьи 88 НК РФ инспекцией вынесено решение от 30.04.2021 № 6 о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС до 02.06.2021.
В последний день налоговой проверки 02.06.2021 обществом представлена уточненная декларация по НДС № 2 за 3 квартал 2020 года, при этом декларация представлена без изменений, как по книге покупок, так и по книге продаж.
Таким образом, ООО «Топресурс» продублировал ранее представленную декларацию (корр.1).
Камеральная проверка уточненной налоговой декларации № 2 завершена 10.06.2021 в связи с представлением 10.06.2021 уточненной налоговой декларации № 3, которая завершена 26.06.2021 в связи с представлением 26.06.2021 уточненной налоговой декларации № 4.
Камеральная проверка уточненной декларации по НДС № 4 за 3 квартал 2020 года проведена инспекцией в период с 26.06.2021 по 02.07.2021.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.07.2021.
Уведомлением от 25.06.2021 № 1633, направленным в адрес налогоплательщика по ТКС, общество приглашено в инспекцию 05.07.2021 в 16 час. 00 мин. для подписания и получения акта камеральной налоговой проверки. Уведомление получено налогоплательщиком 05.07.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
В связи с неявкой представителя общества в инспекцию для получения акта проверки в назначенный день, акт от 05.07.2021 № 2141 и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 06.07.2021 № 2604, которым общество приглашено на рассмотрение материалов налоговых проверок на 17.08.2021, направлено в его адрес по ТКС и согласно квитанции о приеме получено заявителем 20.07.2021.
Одновременно указанные документы 12.07.2021 направлены инспекцией в адрес налогоплательщика по почте заказной корреспонденцией (почтовый идентификатор 18438159053636) по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (184381, Мурманская обл., г. Кола, Кильдинское шоссе, д. 18), что подтверждается квитанцией АО «Почта России» от 12.07.2021 № 174839. По данном официального сайта АО «Почта России» www.pochta.ru направленная в адрес общества корреспонденция вручена заявителю 16.07.2021 (почтовый идентификатор 18438159053636).
Следовательно, налогоплательщик был извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок, назначенного на 17.08.2021, и имел возможность участвовать в процессе их рассмотрения лично и (или) через своего представителя.
Пунктом 6 статьи 100 НК РФ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, предусмотрен статьей 6.1 НК РФ. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5).
Таким образом, исходя из положений статьи 6.1 НК РФ, а также учитывая, что акт от 05.07.2021 № 2141 получен обществом 16.07.2021, налогоплательщик имел возможность и был вправе представить письменные возражения на названный акт не позднее 17.08.2021.
В назначенное время - 17.08.2021 в 16 час. 00 мин. для рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок в инспекцию налогоплательщик не явился, письменных возражений (пояснений, ходатайств) не представил. Рассмотрение акта от 05.07.2021 № 2141, других материалов налоговой проверки состоялось 17.08.2021 в отсутствие налогоплательщика, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 17.08.2021 № 2506.
Довод общества о том, что месячный срок на представление возражений следует считать с даты истечения 6-дневного срока с даты отправки акта почтой, правомерно отклонен судом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Из указанной нормы следует, что налоговый орган может направлять акт любым доступным способом, обеспечивающим возможность его получения.
Шестидневный срок, в течение которого акт считается полученным по почте, установлен для случаев, когда лицо уклоняется от получения акта проверки.
Судом установлено, что акт направлен обществу по ТКС и почтой.
При этом согласно информации с сайта Почты России, заказное письмо с актом и извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки было получено адресатом 16.07.2021.
С учетом положений пункта 6 статьи 100 НК РФ об определении начала течения срока на представление возражений днем получения акта налоговой проверки, срок на представление возражений начинает течь с даты вручения акта налогоплательщику.
Следовательно, при наличии доказательств вручения акта налогоплательщику ранее истечения 6-дневного срока, указанного в пункте 5 статьи 100 НК РФ, срок на представление возражений начинает течь на следующий день после даты вручения акта, то есть в данном случае с 17.07.2021.
Довод заявителя о том, что в связи с отправкой акта в адрес налогоплательщика по ТКС 12.07.2021 и получением его 20.07.2021, у налогового органа не имелось оснований для дополнительного направления акта 12.07.2021 в адрес общества заказной почтовой корреспонденцией, правомерно отклонен судом, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит обязательные требования к способу направления акта, при условии его фактического получения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, десятидневный срок на вынесение решения по проверке начинает течь на следующий день после истечения срока на представление возражений.
В рассматриваемом случае последний день для представления возражений - 17.08.2021.
Решение о привлечении к налоговой ответственности № 1148 вынесено 18.08.2021, то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 1 статьи 101 НК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В данном случае свое право на представление возражений налогоплательщик не реализовал ни на дату вынесения решения, ни после его вынесения. На рассмотрение возражений налогоплательщик не явился.
При наличии доказательств вручения акта 16.07.2021 отсутствует нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, в отсутствие надлежаще извещенного налогоплательщика, инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.08.2021 № 1148.
При таких обстоятельствах налоговый орган не мог учесть данные уточненной налоговой декларации № 5, представленной 22.08.2021, то есть после вынесения решения по итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации № 4.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил, что инспекцией соблюдены требования, установленные статьей 101 НК РФ, и не допущено нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения, в связи с чем, отсутствуют установленные пунктом 14 статьи 101 НК РФ основания для отмены оспариваемого решения.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2022 по делу № А42-490/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
ФИО2
Судьи
М.В. Будылева
ФИО3