НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 № А56-78231/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 декабря 2023 года

Дело №А56-78231/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Лебедева Г.В., Мильгевской Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен (подключение к онлайн – заседанию не обеспечил);

от заинтересованного лица: Погребенная Т.И., по доверенности от 30.12.2022; ФИО2, по доверенности от 21.02.2023;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35167/2023) индивидуального предпринимателя ФИО3 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2023 по делу № А56-78231/2022 (судья Устинкина О.Е.), принятое

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3

к Балтийской таможне

об оспаривании решения, требования,

об обязании,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее - ИП ФИО3, Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее – таможенный орган, Таможня) в части отказа от применения преференции по декларации на товары № 10216170/300422/3088588 в отношении фильтров для системы стерилизации диализата - Diasafeplus и концентратов для гемодиализа бикарбонатных, BIBAG5008 650гр.; признании незаконным требования Балтийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от «01» мая 2022 г.; признании незаконным решения Балтийской Таможни об отказе в регистрации корректировки декларации на товары от 01.05.2022 к декларации на товары № 10216170/300422/3088588; обязании Таможни предоставить ИП ФИО3 освобождение от уплаты НДС (предоставление преференции) по ДТ №10216170/300422/3088588 в отношении фильтров для системы стерилизации диализата Diasafeplus и концентратов для гемодиализа бикарбонатных, BIBAG5008 650гр.

Решением от 24.10.2022 суд первой инстанции признал незаконным отказ Балтийской таможни от применения преференции по декларации на товары №10216170/300422/3088588 в отношении фильтров для системы стерилизации диализата-Diasafeplus и концентратов для гемодиализа бикарбонатных, BIBAG5008 650гр; признал незаконными требования Балтийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 01 мая 2022 года; признал незаконным решение Балтийской таможни об отказе в регистрации корректировки декларации на товары от 01.05.2022, к декларации на товары №10216170/300422/3088588; обязал Балтийскую таможню предоставить ИП ФИО3 освобождение от уплаты НДС (предоставление преференций) по ДТ №10216170/300422/3088588 в отношении фильтров для системы стерилизации диализата- Diasafeplus и концентратов для гемодиализа бикарбонатных, BIBAG5008 650гр.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2022 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2023 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Решением суда от 23.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ИП ФИО3 обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы податель ссылается, что право на льготное обложение НДС предоставлено в отношении всех ввозимых компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности. Из Регистрационного удостоверения не следует, что вытекающие из него права, льготы и преимущества могут быть реализованы исключительно в случае представления одновременно всех поименованных компонентов изделия в совокупности. В регистрационном удостоверении на Фильтры указан код ОКП 944480 «Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма». Данный код является льготным и указан в п.14. Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (ред. от 26.04.2022) "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость".

По мнению подателя жалобы, фильтры являются принадлежностью аппарата искусственной почки, входит в состав принадлежностей, оформленных Регистрационным удостоверением на аппарат искусственной почки, в связи с чем, отсутствуют основания получения отдельного регистрационного удостоверения на Фильтры, а выводы суда безосновательны. Предприниматель не может быть ограничен во ввозе Фильтров исключительно случаями ввоза их одновременно с аппаратом искусственной почки, поскольку данный аппарат является дорогостоящим высокотехнологичным прибором длительного срока службы и ввозится значительно реже его расходных материалов – Фильтров.

Предприниматель извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 30.04.2022 ИП ФИО3 в целях таможенного декларирования предоставил в Балтийскую таможню декларацию на товары №10216170/300422/3088588 (далее – ДТ) для декларирования трёх товаров:

- фильтры для системы стерилизации диализата-Diasafeplus, код ОКП 944480, код ОКПД2 32.50.21.130, которые являются сменной принадлежностью (частью) аппарата "искусственная почка"

- материалы расходные для аппарата "искусственная Почка": магистрали и диализные аксессуары: магистрали, код ОКПД2 32.50.50.000

- концентраты для гемодиализа бикарбонатные, BIBAG5008 650гр., ОКПД 2 32.50.21.130

В графе 33 ДТ Предпринимателем заявлен классификационный код товаров 9018 90 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС «Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - инструменты и оборудование, прочие: — оборудование гемодиализное (искусственные почки, аппараты искусственной почки и диализаторы)».

В графе 36 ДТ «Преференция» Декларантом:

- к товару Фильтр указан код «ОООО-ОО», что соответствует наличию льгот (преференций) – ставка ввозного НДС 0%

- к товару Магистраль указан код «ОООО-ОХ», что соответствует отсутствию льгот (преференций) - ставка ввозного НДС 20%

- к товару Концентрат указан код «ОООО-ОО», что соответствует наличию льгот (преференций) - ставка ввозного НДС 0%.

Согласно Приложению к Регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 25.06.2014 №РЗН 2014/1645 Лист 1 п. 1 «Фильтры для системы стерилизации диализата Diasafeplus» указаны в строке 3 в составе аппарата «искусственная почка».

Согласно Регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 10.10.2011 №ФСЗ 2011/10772 Лист 1 Концентрат указан в п.1.

01.05.2022 Балтийской таможней посредством Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Предпринимателю направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в связи с установлением в ходе таможенного контроля неправомерного заявления освобождения от уплаты НДС в отношении рассматриваемых товаров. Балтийской таможней установлено, что условия для применения льгот по уплате НДС в отношении товаров №№ 1, 4, задекларированных по ДТ, не соблюдены.

В указанном требовании таможня в отношении Фильтров указала, что представленное регистрационное удостоверение №РЗН 2014/1645 25.06.2014 выдано на товар "аппарат "Искусственное почка" типа 5008 с принадлежностями. Таким образом, льгота по уплате НДС распространяется на аппарат с принадлежностями; рассматриваемые принадлежности не являются товарами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию в качестве медицинских изделий при отсутствии отдельных удостоверений не подлежат освобождению от уплаты НДС.

В указанном требовании таможня в отношении Концентрата указала, что регистрационным удостоверением подтверждена регистрация изделия "концентраты для гемодиализа", при этом в данном удостоверении содержится ссылка на код ОКП (ОК 005-93): 93 9890, отсутствующий в Перечне медицинских товаров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 №1042. Сноской (*) Код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93. С учетом вышеизложенного, при принятии решения о применении освобождения от уплаты НДС в отношении товара №4 учету подлежит код ОК 005-93. Таким образом, товар №4, при отсутствии удостоверений на указанный в ДТ ОКПД 2 32.50.21.130 не подлежит освобождению от уплаты НДС.

В ответ на требование от 01.05.2022 Предприниматель направил в адрес Таможни «Ответ на требование о корректировке» №02/2205 от 01.05.2022, в котором обосновал неправомерность требований заинтересованного лица со ссылкой на нормативно-правовые акты, сертификат соответствия и судебную практику.

Таможня решением от 01.05.2022 отказала в применении льгот.

05.05.2022 Предприниматель «пояснением по вынужденной корректировке» выразил своё несогласие с требованиями о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и указал, что вынужден выполнить требования таможни, поскольку спорные товары являются жизненно необходимыми, несвоевременная поставка товара приведет к сбоям в работе гемодиализных центров.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы выслушав представителей Таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.

Положениями статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей.

Согласно статье 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

На основании подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов, являющиеся льготами по уплате таможенных платежей, устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 150 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

При этом в отношении медицинских изделий указанные положения применяются при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (Перечень).

Указанный Перечень предполагает перечисление кодов видов товаров, в отношении которых допустимо применение освобождению от уплаты НДС, со ссылками на утвержденные коды по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 и коды ТН ВЭД.

При этом в соответствии с Примечанием 1 к Перечню для целей применения раздела 1 Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, для применения предусмотренного подпунктом 2 статьи 150 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых товаров необходимо, чтобы: товар, являющийся медицинским изделием, был зарегистрирован в установленном порядке, подтверждением чего является регистрационное удостоверение; заявленный код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС содержался в Перечне, утвержденном Постановлением N 1042, с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014.

Для возможности освобождения ввозимых товаров от уплаты НДС существенным является совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП или ОКПД 2 в рамках одного пункта Перечня.

В соответствии со сноской "*" к Перечню (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 N 1054) код по ОКП ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.

В соответствии со сноской "******" к Перечню (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2019 N 1054) код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.

Таким образом, исходя из Примечания 1 и сноски "*" к Перечню для получения льготы по уплате НДС в отношении ввозимых медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код ОКП, декларанту необходимо представить таможенному органу регистрационное удостоверение, содержащее код ОКП, при условии совпадения кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта Перечня.

Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил).

Пунктом 56 Правил определен перечень сведений, указываемых в регистрационном удостоверении, в том числе наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).

Из материалов дела следует, что в качестве документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты НДС, декларантом в графе 44 ДТ № 1021670/300422/3088588 Предпринимателем указаны реквизиты регистрационных удостоверений на медицинские изделия от 25.06.2014 № РЗН 2014/1645 (в отношении товара № 1), от 10.10.2011 № ФСЗ 2011/10772 (в отношении товара № 4).

Регистрационное удостоверение от 25.06.2014 № РЗН 2014/1645 выдано на медицинское изделие «Аппарат «Искусственная почка» типа 5008 с принадлежностями».

В приложении к регистрационному удостоверению в числе принадлежностей к медицинскому изделию указан фильтр для системы стерилизации диализата DIASAFEplus.

Таким образом, рассматриваемые принадлежности не являются товарами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию в качестве медицинских изделий, и в случае их ввоза отдельно от медицинских изделий при отсутствии отдельных регистрационных удостоверений не подлежат освобождению от уплаты НДС.

Регистрационным удостоверением от 10.10.2011№ ФСЗ 2011/10772 подтверждена государственная регистрация медицинского изделия «Концентраты для гемодиализа».

При этом в данном регистрационном удостоверении содержится ссылка на код (ОКП) ОК 005-93: 93 9890, отсутствующий в Перечне медицинских товаров.

Следовательно, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для применения к такому товару освобождения от уплаты НДС.

В заявлении указано, что в регистрационном удостоверении от 10.10.2011 № ФСЗ 2011/10772 указан код ОКП, утративший силу в 2017 году.

В связи с невозможностью внесения изменений в регистрационное удостоверение, получен сертификат соответствия от 22.04.2021 № РОСС.НВ61.Н23002, в котором указан код ОКПД 2 - 32.50.21.130.

Таким образом, освобождение от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, ввозимых в Российскую Федерацию, применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные изделия и совпадения (соответствия) кода ОКП для медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении, с кодом ОКП, включенным в Перечень. То есть необходимо одновременное соблюдение следующих условий о том, что бы во-первых , товар являлся медицинским изделием, что подтверждается соответствующим регистрационным удостоверением, второе, в регионе удостоверения имеется ссылка на код ОК 005-93 или (ОКПД-2). ОК 034-2014, согласно перечню медицинских товаров, утвержденному Постановлением Правительства № 1042 от 30.09.2015, третье- товар квалифицируется кодом ТН ВЭД из того же приложения к Постановлению. Эти условия не соблюдены.

Что касается фильтров, то регистрационное удостоверение выдано фактически на наболр медицинского изделия (искусственная почка) с принадлежностями. Фильтр является принадлежностью к медицинскому изделию и сам по себе медицинским изделием не является. Что касается концентратов, они являются медицинским изделием, зарегистрировано, код ТН ВЭД совпадает с Постановлением Правительства, но в регистрационном удостоверении нет ссылки на соответствующий ОК.

Так, при таможенном декларировании в отношении товара № 4 представлено регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 10.10.2011 № ФСЗ 2011/10772 на медицинское изделие «Концентраты для гемодиализа», которому присвоен код 93 9890 ОКП ОК 005-93; в графе 33 спорной ДТ в отношении этого товара заявлен код 9018 90 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Представленный в отношении товара № 4 сертификат соответствия от 22.04.2021 № РОСС.НВ61.Н23002, в котором указан код ОКПД 2 32.50.21.130, не является документом, подтверждающими право на освобождение от уплаты НДС.

Таким образом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при принятии решения о применении освобождения от уплаты НДС в отношении товара № 4, сведения о котором заявлены в ДТ № 1021670/300422/3088588, учету подлежит код (ОКП) ОК 005-93, а не код (ОКПД 2) ОК 034-2014, указанный в сертификате соответствия от 22.04.2021 № РОСС.НВ61.Н23002.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.

При изложенных фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела, действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2023 по делу № А56-78231/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.В. Лебедев

Н.А. Мильгевская