НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 № А56-69327/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 декабря 2023 года

Дело №А56-69327/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Балакир М.В., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 29.11.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34781/2023) общества с ограниченной ответственностью «Горно-промышленная компания «Пялозеро» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2023 по делу № А56-69327/2023 (судья Корчагина Н.И.), принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью «Горно-промышленная компания «Пялозеро»

к Департаменту по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу, на континентальном шельфе и в мировом океане

о признании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Горно-промышленная компания «Пялозеро» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане (далее – ответчик, Департамент, Севзапнедра) о признании недействительным протокола от 19.04.2023 № СЗН1/08/2023.

Решением от 01.09.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что общество не было уведомлено о начавшемся судебном процессе надлежащим образом, в связи с чем не имело возможности явиться в судебное заседание.

Общество обращает внимание суда на то, что дата досрочного прекращения права пользования недрами определяется календарной датой или событием. Выписка из протокола не содержит ни календарной даты прекращения права пользования, ни события, указывающего на то, когда должно быть прекращено право пользования.

Заявитель также указывает, что впервые на нарушение сроков исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 3.8 Условий пользования недрами, обществу было указано в уведомлении от 19.08.2022 № 01-16-23/4671. Таким образом, Департамент на рассматривал данное нарушение, как существенное.

Кроме того, при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами подлежит выяснению не только факт нарушений, но и наличие возможности устранения этих нарушений.

20.11.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, обществу была предоставлена лицензия на пользование недрами ПТЗ 01555 ТР (государственная регистрация от 09.01.2008г. под номером 1564) (с Дополнением № 1 от 25.04.2011г.) с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча базальтов, пикробазальтов и пикритов с целью производства минеральной ваты на участке Лингорский. Условия пользования недрами установлены в Приложении № 14, которое является Дополнением № 1 к лицензии ПТЗ 01555 ТР.

Дата окончания действия лицензии – 31.12.2027 Сроки исполнения обязательств по лицензии не переносились.

Департамент письмом от 10.04.2023 № 01-04-16/2458 известил ООО «ГПК «Пялозеро» о заседании Комиссии по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПТЗ 01555 ТР с предложением принять участие с использованием видеоконференц-связи, а также направить Комиссии письменные пояснения и (или) возражения по существу рассматриваемого вопроса.

14.04.2023 в Департамент от ООО «ГПК «Пялозеро» письмом от 14.04.2023 № б/н поступили пояснения и возражения, а также информация о представителе, заявленном для участия в заседании Комиссией с использованием видеоконференцсвязи.

Комиссией при рассмотрении представленных материалов было установлено, что, в соответствии с рекомендательным решением Комиссии (протокол от 28.10.2021 № СЗН-42/2021), Департамент было принято решение направить в адрес ООО «ГПК «Пялозеро» Уведомление о допущенных нарушениях условий пользования недрами по лицензии ПТЗ 01555 ТР со сроком устранения нарушений - в течение 3-х месяцев с даты получения настоящего уведомления (Уведомление от 15.11.2021 № 01-16-23/6658).

Уведомлением указано на нарушение – не выполнение п. 8.2. Дополнения № 1 к лицензии ПТЗ 01555 ТР, которым определена обязанность пользователя недр в процессе производства добычных работ представлять, в установленные сроки, статистическую отчетность.

Уведомление пользователем недр не было получено. Департамент в адрес ООО «ГПК «Пялозеро» было направлено письмо от 18.03.2022 № 01-16-23/1495, в соответствии с которым, срок устранения нарушений по Уведомлению от 15.11.2021 № 01-16-23/6658 продлевался, в соответствии с п. 2 Приложения 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» на один год, то есть до 20.03.2023.

В соответствии с рекомендательным решением Комиссии (протокол от 03.08.2022 № СЗН-1/10/2022), Департамент было принято решение направить в адрес ООО «ГПК «Пялозеро» Уведомление о допущенных нарушениях условий пользования недрами по лицензии ПТЗ 01555 ТР со сроком устранения нарушений - в течение 6-и месяцев с даты получения настоящего уведомления (Уведомление от 19.08.2022 № 01-16-23/4671).

.Уведомлением указано на нарушение – не выполнение обязательств, предусмотренных: а) п. 3.8., пп. 6.2 п. 6, пп. 6.3. п. 6 Дополнения № 1 к лицензии ПТЗ 01555 ТР, которыми определены обязанности пользователя недр по видам, объемам работ на участке недр и срокам их выполнения, а также по уплате платежей, налогов и сборов при пользовании недрами; б) п. 6 ст. 43 Закона о недрах. Уведомление пользователем недр не было получено.

Информации об устранении допущенных нарушениях условий пользования недрами по лицензии ПТЗ 01555 ТР от ООО «ГПК «Пялозеро» в адрес Департамент (Карелнедра) не поступало.

По результатам рассмотрения представленных материалов Комиссией, в соответствии с пунктами 2, 3, 7 части 2 статьи 20, статьи 21 Закона РФ «О недрах», было принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПТЗ 01555 ТР, предоставленной ООО «ГПК «Пялозеро».

Решение по досрочному прекращению права пользования недрами было оформлено протоколом заседания Комиссии от 19.04.2023 № СЗН-1/08/2023.

Не согласившись с законностью вышеуказанного решения, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Приказом Минприроды России № 743, Роснедр № 08 от 13.10.2021 «Об утверждении Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2021 № 66305) (далее – Порядок) утвержден порядок прекращения права пользования недрами(в том числе досрочного).

Частью 1 статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.

Согласно части пятой статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о недрах принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Порядка приказом Департамента от 10.02.2022г. № 48 «Об образовании Комиссии Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами» утверждено Положение о Комиссии Севзапнедра (далее – Комиссия).

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 Закона РФ «О недрах», в том числе за:

- нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;

- систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами;

- непредставления и (или) нарушения порядка представления пользователем недр геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении участка недр местного значения).

Такое же положение содержится в подпунктах 2, 3, 7 пункта 7 Порядка.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6 и 7 части четвертой статьи 21 Закона РФ «О недрах», решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами является пп. 1 п. 14 Порядка - информация, полученная при осуществлении полномочий Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами, подведомственными учреждениями Федерального агентства по недропользованию, из федеральных информационных систем и государственных информационных ресурсов Федерального агентства по недропользованию, а также от уполномоченных федеральных органов государственной власти, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), и иных уполномоченных органов государственной власти о возникновении случаев, предусмотренных пунктами 7 – 9 Порядка.

В адрес Общества Комиссией направлялись уведомления, в которых указано на нарушение в виде не выполнения п. 8.2. Дополнения № 1 к лицензии ПТЗ 01555 ТР, которым определена обязанность пользователя недр в процессе производства добычных работ представлять, в установленные сроки, статистическую отчетность, а также на нарушение в виде не выполнения обязательств, предусмотренных:

а) п. 3.8., пп. 6.2 п. 6, пп. 6.3. п. 6 Дополнения № 1 к лицензии ПТЗ 01555 ТР, которыми определены обязанности пользователя недр по видам, объемам работ на участке недр и срокам их выполнения, а также по уплате платежей, налогов и сборов при пользовании недрами;

б) п. 6 ст. 43 Закона о недрах, которой предусмотрено, что пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с ч. 4 ст. 21 Закона о недрах уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от указанного лица, не было ему вручено либо пользователь недр или его представитель не ознакомились с ним. Письменное уведомление о допущенных нарушениях направляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 п. 23 Порядка, основанием для повторного рассмотрения комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами на комиссии является окончание срока для устранения выявленных нарушений, указанных в выданном Уведомлении.

Информации об устранении допущенных нарушениях условий пользования недрами по лицензии ПТЗ 01555 ТР от Общества в адрес Севзапнедра не поступало.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, а также выполнение условий, установленных лицензией.

Также выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами является обязанностью пользователей недр в соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае непредставления и (или) нарушения порядка представления пользователем недр геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении участка недр местного значения).

Приказом Минприроды России от 24.10.2016 № 555 «Об утверждении Перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2016 N 44377) установлено, что государственная отчетность пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу относится к геологической информации о недрах.

Порядок представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, утвержден приказом Минприроды России от 17.08.2016 № 434 (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2016 N 44249) (далее – Приказ № 434).

Согласно п. 6 Приказа № 434 государственная отчетность представляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами, за исключением респондентов, указанных в части 2 настоящей статьи, субъектам официального статистического учета в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Таким образом действующим законодательством Российской Федерации установлена необходимость предоставления пользователями недр государственной отчетности по формам государственного статистического наблюдения исключительно в электронном виде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (далее – Постановление № 620) определены условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

Так, абз. 4 п. 7 Постановления № 620 определено, что первичные статистические данные в форме электронного документа предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета самостоятельно или через представителя по телекоммуникационным каналам связи с использованием государственных информационных систем субъектов официального статистического учета, включая цифровую платформу.

Также, абз. 6 п. 7 Постановления № 620 установлено, что государственные информационные системы субъектов официального статистического учета, с использованием которых осуществляется предоставление респондентами первичных статистических данных в форме электронного документа, должны обеспечивать сбор, хранение и предоставление указанных данных в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В настоящее время в качестве приоритетного используется электронный способ подачи статистической отчетности в сфере недропользования через Портал недропользователей и геологических организаций «Личный кабинет недропользователя» на официальном сайте Роснедр в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.rosnedra.gov.ru/subsoil/.

В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона о недрах организационное обеспечение лицензирования пользования недрами возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

Федеральным органом управления государственным фондом недр на территории Российской Федерации является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Обществом статистическая отчетность, указанная в уведомлении о допущенном нарушении пользования недрами, представлена, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не была.

Статистическая отчетность формы 2-ЛС, 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП, направленные Обществом на электронный адрес Севзапнедра 14.04.2023 не соответствуют законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами.

В соответствии с п. 3.8. Дополнения № 1 к лицензии ПТЗ 01555 ТР пользователь недр обязан (п.п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах) обеспечить выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом до июля 2015 года. В соответствии с Актом ввода карьера на месторождении базальтов «Лингорское» в Прионежском районе Республики Карелия месторождение введено в эксплуатацию 20.06.2017. В соответствии с п. 2.6 Протокола ТКР Карелнедра от 23.12.2015 № 72-ТПИ/2015, содержащем календарный план отработки месторождения, в первый год эксплуатации (с 20.06.2017 по 20.06.2018) должно быть добыто 246,97 тыс. м3 базальтового сырья, во второй год эксплуатации (с 20.06.2018 по 20.06.2019) – 352 тыс. м3 базальтового сырья. Согласно представленным пользователем недр отчетам по формам 2-ЛС и 5-ГР за 2017 и 2018 гг. добыча на месторождении не велась. Отчетность за 2020-2022 гг. пользователем недр не представлена. Согласно Сборнику сводных материалов о запасах общераспространенных полезных ископаемых Российской Федерации (Выпуск № 24), по состоянию на 01.01.2022 объем запасов с момента утверждения не изменился.

Таким образом, пользователь недр не приступил к пользованию недрами в установленных объемах.

Кроме того, запасы полезных ископаемых (базальтов, пикробазальтов и пикритов), утверждены не на всей лицензионной площади, предоставленной ООО «ГПК «Пялозеро», но оставшаяся часть площади до настоящего времени не высвобождена. Также, в северо-восточной части участка месторождение Лингорское выходит за контуры участка, там утверждены забалансовые запасы.

Горноотводный акт к лицензии на пользование недрами ПТЗ 01555 ТР, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разработки открытым способом месторождения базальтов, пикробазальтов и пикритов «Лингорское», выдан 15 апреля 2016 года Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, внесен в реестр за № 15-04- 2016; он оформлен только на небольшую часть участка недр (площадь 0,582 км2 ), предоставленного в пользование по лицензии, на котором утверждены запасы полезного ископаемого, стоящие на государственном балансовом учете. Срок действия горноотводного акта до 31 декабря 2027 года.

Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, в качестве неотъемлемой составной части дополнением к лицензии ПТЗ 01555 ТР, не представлены. Нарушения, указанные в Уведомлениях устранены не были.

Проверив довод подателя жалобы о его ненадлежащем извещении в суде первой инстанции, апелляционный суд установил следующее.

Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе. Судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции (части 1 и 3 статьи 123 АПК РФ).

Согласно абзацу второму части 4 статьи 121 АПК РФ судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

Пунктом 2 части 4 статьи 123 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Часть 6 статьи 121 АПК РФ возлагает на участников процесса, извещенных о нем, обязанность по принятию мер к получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (абзац 2 части 6 статьи 121 АПК РФ).

Как следует из отчета об отслеживании почтовых отправлений 19085485452078 с сайта Почты России, копия определения о принятии заявления к производству от 31.07.2023 была получена истцом 22.08.2023, что соответствует выводу суда.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Материалы дела не содержат документально подтвержденных данных, позволяющих переоценить выводы арбитражного суда первой инстанции.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2023 по делу № А56-69327/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

М.В. Балакир

В.В. Черемошкина