НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 № А56-45233/17

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 декабря 2017 года

Дело №А56-45233/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2017 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.

при участии:

от заявителя: Шендрина А.Г. по протоколу №20 от 04.04.2017

от заинтересованного лица: Артюшенко С.А. по доверенности от 14.11.2017 №19-12/20122, Стеценко С.В. по доверенности от 29.12.2016 №06-19/23205

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26311/2017) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2017 по делу № А56-45233/2017 (судья Соколова Н.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Универсальные логистические системы - Брокер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни (далее - таможня) от 01.06.2017 №10221000-820/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде 50 000 рублей штрафа.

Решением суда от 12.09.2017 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению таможни, декларации о соответствии не могут служить документами, подтверждающими соответствие товара требованиям стандартов, так как являются неприменимыми документами.

Представители таможенного органа в судебном заседании поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что 01.03.2017 Пулковским таможенным постом Пулковской таможни принята декларация на товары №10221010/010317/0008369 (далее – ДТ), поданная таможенным представителем ООО «УЛС-Брокер» на основании внешнеторгового договора от 04.03.2016 № 0219/00-16-17, заключенного между Обществом и ООО «Супервэйв Электроник» при таможенном оформлении товара №73 «Упаковка полимерная (ПВХ) для продукции промышленного назначения: блистеры для usb-флеш карт, изготовитель: TRANSCEND INFORMATION INC, товарный знак: TRANSCEND, марка: TRANSCEND, для помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», прибывших по авианакладной № 176-33973844 из Китая.

В графе 31 ДТ № 10221010/010317/0008369 указано, что товар № 73 представляет собой упаковку полимерную (ПВХ) для продукции промышленного назначения: блистеры для usb-флеш карт, изготовитель: TRANSCEND INFORMATION INC, товарный знак: TRANSCEND, марка: TRANSCEND. Код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 3923900000.

В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений Обществом представлены, указанные в 44 графе ДТ (код вида документа «01191»), декларации о соответствии (далее - ДС), в том числе ТС № RU Д-ТW.АВ29.В.22993, зарегистрированную 18.04.2016, а также ТС № RU Д-TW.АЛ14.В.95827, зарегистрированную 14.12.2016. По мнению общества, означенные декларации подтверждают соответствие ввезенных товаров требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 №769 (далее - TP ТС 005/2011).

В поле 5 деклараций указаны сведения о продукции, а именно: «Упаковка из комбинированных материалов для продукции промышленного назначения: лотки, коробки блистерные».

Согласно акту таможенного досмотра № 10221010/060317/000151 товар № 73 представляет собой:«Упаковка для товаров из полимерного материала прямоугольной формы, маркировка отсутствует. Товар упакован в картонную коробку (грузовое место) с надписью TRANSCEND, 80-3140, всего 1000 шт.»;«Упаковка для товаров из полимерного материала прямоугольной формы, маркировка отсутствует. Товар упакован в картонную коробку (грузовое место) с надписью TRANSCEND, 80-2516, всего 800 шт.»;«Упаковка для товаров из полимерного материала прямоугольной формы, маркировка отсутствует. Товар упакован в картонную коробку (грузовое место) с надписью TRANSCEND, 80-2504, всего 1000 шт.»;«Упаковка для товаров из полимерного материала прямоугольной формы, маркировка отсутствует. Товар упакован в картонную коробку (грузовое место) с надписью TRANSCEND, 80-2692, всего 600 шт.».

В результате таможенного досмотра выявлено, что на товарах с артикулами 80-2516, 80-2692 не содержится пиктограмма в соответствии с Приложением 4 к TP ТС № 005/2011, а именно: рисунок 3 - упаковка (укупорочные средства), не предназначенные для контакта с пищевой продукцией. Информация, предусмотренная пунктом 3 статьи 6 ТР ТС 005/2011, в сопроводительных документах не выявлена;на товарах с артикулами 80-2504, 80-3140 не содержится информация, необходимая для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), а также информация о возможности его утилизации и информирования потребителей, предусмотренная пунктом 1 статьи 6 TP ТС 005/2011; не содержится цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатура) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с Приложением 3 к TP ТС № 005/2011; не содержатся пиктограммы и символы в соответствии с Приложением 4 к TP ТС № 005/2011: рисунок 3 - упаковка (укупорочные средства), не предназначенные для контакта с пищевой продукцией; рисунок 4 - возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств) - петля Мебиуса, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 TP ТС № 005/2011.

Таможня пришла к выводу о несоответствии маркировки товара № 73 требованиям Технического регламента Таможенного союза №005/2011 «О безопасности упаковки».

24.05.2017 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10221000-820/2017.

Постановлением таможни от 01.06.2017 №10221000-820/2017 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде 50 000 рублей штрафа.

Общество, посчитав постановление таможни незаконным, обжаловало его в судебном порядке.

Суд, придя к выводу о недоказанности таможенным органом состава вмененного обществу административного правонарушения, удовлетворил заявление.

В силу части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, в частности если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем, либо уполномоченным заявителем лицом, представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 названного закона.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Исходя из примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная декларация определяется как документ установленной формы, в котором указываются сведения о товаре, избранной таможенной процедуре, а также сведения, необходимые для выпуска товара.

Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

На основании пункта 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно пункту 1 статьи 176 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные ТК ТС, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

В статье 179 ТК ТС указано, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 ТК ТС).

Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную Территорию таможенного союза продукции (товаров) в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органом подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза №005/2011 «О безопасности упаковки» (ТР ТС № 005/2011) утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.3013 № 47. В позицию 5 Перечня включены «Упаковка из комбинированных материалов (коррексы, пачки, мешки, пакеты, флаконы, банки, упаковочно-этикеточные материалы, контейнеры, лотки, тубы, стаканчики, коробки) кода 3923900000 (для пищевой и парфюмерно-косметической продукции, продукции промышленного и бытового назначения). В отношении данной категории товаров подлежит представлению декларация о соответствии.

Как следует из материалов дела, Общество ввезло на территорию Российской Федерации товар № 73, представляющий собой сборную конструкцию блистера (футляра) для USB-карты (флеш-карты) торговой марки TRANSCEND.Ввозимый товар фактически представляет собой упаковочный материал для флеш-карты, продается вместе с флеш-картой TRANSCEND.Предусмотренная статьей 6 ТР ТС 005/2011 маркировка на ввезенной упаковке отсутствует, что не оспаривается Обществом. Однако соответствие этого товара (упаковки) требованиям ТР ТС 005/2011 Общество подтвердило декларациями о соответствии от 18.04.2016 ТС № RU Д-ТW.АВ29.В.22993, и от 14.12.2016 ТС № RU Д-TW.АЛ14.В.95827.

Поскольку указанные декларации о соответствии не соотносятся с ввезенным товаром (виду отсутствия на нем соответствующей маркировки), таможенный орган пришел к обоснованном у выводу о том, что при декларировании ввезенного товара означенные декларации послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической Комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Ссылку суда первой инстанции на подпункт «а» пункта 5 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" о правилах классификации упаковки совместно с упакованными в них изделиями, следует признать ошибочной. Означенный нормативный акт не регулирует спорные правоотношения, в связи с чем вывод суда, основанный на правилах классификации, о том, что спорная упаковка является самостоятельным товаром и не является объектом регулирования Технического регламента Таможенного союза №005/2011 «О безопасности упаковки», сделан при неправильном применении норм материального права.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В представленных в материалы дела письмах АО ВНИИС от 04.04.2017 № 101-ТК/302 и от 05.04.2017 № 101-ТК/311 разъясняет, что заявленный товар «упаковка полимерная, блистеры для флешкарт (USB-карт) TRANSCED» не подпадает под действие Технического регламента TP ТС № 005/2011, соответственно не подлежит обязательному подтверждению соответствия.Означенные обстоятельства могут быть оценены как свидетельствующие о неустранимых сомнениях виновности Общества в совершении вмененного ему правонарушения.

Кроме того, учитывая, что Обществом ввезено 79 позиций товара, и лишь в отношении одной позиции (товар № 73) таможенным органом предъявлены замечания, апелляционный суд считает, что вмененное нарушение следует признать малозначительным применительно к правилам статьи 2.9 КоАП РФ, в силу которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом вышеизложенных норм права, требование Общества правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2017 по делу № А56-45233/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пулковской таможни без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

И.Б. Лопато