НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 № 13АП-21724/14

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 января 2015 года

Дело №А56-26419/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О.

судей Борисовой Г.В., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.

при участии:

от истца (заявителя): Ерасова А.С. по доверенности от 19.04.2014, Тимофеева Е.В. по доверенности от 19.04.2014

от ответчика: Званкова В.В. по доверенности от 10.11.2014 № 05-18/14943, Карцевой М.М. по доверенности от 14.01.2015 № 05-18/00111, Босакова В.Н. по доверенности от 14.01.2015 № 05-18/00113

от 3-го лица: Афонькиной Л.М. по доверенности от 13.03.2014 № 01-49/258-4, Бондарева А.А. по доверенности от 20.01.2015 № 01-41/38-15

рассмотрев в открытом судебном заседании

заявление ООО "ПСМА Рус"

к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 8

3-е лицо: Калужская область в лице Правительства Калужской области

о признании недействительным решения от 14.10.2013 № 12-14/66Р

установил  :

Общество с ограниченной ответственностью «ПСМА Рус» (место нахождения: 248903, Калужская обл., г. Калуга, с. Росва; ОГРН 1094027000011) (далее - ООО «ПСМА Рус», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 8 (место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 53, ОГРН 1057811813421) (далее – Инспекция, налоговый орган) от 14.10.2013 № 12-14/66Р «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления налога на имущество в размере 4 403 378 руб., соответствующих сумм пени в размере 699 829,68 руб. и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 880 143 руб.

Решением суда от 14.07.2014 заявление ООО «ПСМА Рус» удовлетворено.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение судом норм процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Определением от 13.11.2014 суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

12.01.2015 в апелляционный суд поступило заявление Правительства Калужской области о вступлении Калужской области в лице Правительства Калужской области в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Инспекции, поскольку в рамках рассматриваемого дела исследованию подлежат положения Инвестиционного соглашения, стороной которого явилось Правительство Калужской области.

Данное ходатайство рассмотрено судом в судебном заседании, состоявшемся 22.01.2015.

Представитель ООО «ПСМА Рус», поддержал свою позицию, изложенную в письменных объяснениях, и считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленного ходатайства, ввиду того, что настоящий спор связан исключительно с налоговыми правоотношениями.

Представители Инспекции поддержали заявление Правительства Калужской области, пояснив, что поскольку Правительство Калужской области является непосредственным участником правоотношений с инвестором, в том числе в части предоставления ООО «ПСМА Рус» льготы по налогу на имущество, то судебный акт по настоящему делу напрямую влияет на права Правительства Калужской области как распределителя бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Апелляционная инстанция, выслушав мнение сторон по заявленному ходатайству, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, пришла к выводу о том, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности Правительства Калужской области, в связи с чем, Калужская область в лице Правительства Калужской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Инспекции.

В судебном заседании представитель ООО «ПСМА Рус» поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к нему, а представители Инспекции и Правительства Калужской области просили заявление ООО «ПСМА РУС» оставить без удовлетворения, считая решение Инспекции в обжалуемой части законным и обоснованным.

В судебном заседании, состоявшемся 22.01.2015, объявлен перерыв до 13 час. 50 мин. 29.01.2015. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием представителей сторон, которые поддержали свои доводы, изложенные ранее, и представили дополнительные письменные объяснения.

Исследовав материалы, дела апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

На основании решения заместителя начальника Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 8 от 18.12.2012 № 12-14/66 в отношении ООО «ПСМА Рус» проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 11.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой 26.08.2013 составлен Акт № 12-14/66.

Рассмотрев материалы проверки, представленные ООО «ПСМА Рус» возражения по акту, Инспекция 14.10.2013 вынесла решение № 12-14/66Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО «ПСМА Рус» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 880 143 руб. за неуплату налога на имущество организаций за 2011 год; по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 4 255 827руб. Указанным решением ООО «ПСМА Рус» доначислены суммы неуплаченных налогов - налог на имущество в размере 4 403 378 руб., НДС (налоговый агент) в размере 13 937 486 руб., а также начислены пени по налогу на имущество в сумме 699 829,68 руб., по НДС в сумме 4 332 558,17руб., по НДФЛ в сумме 71 946 руб.

ООО «ПСМА Рус», не согласившись с решением Инспекции в части доначисления налога на имущество организаций, начисления пеней и привлечения к ответственности за неуплату указанного налога, в порядке, установленном статье 138 НК РФ подало апелляционную жалобу, которая решением ФНС России от 24.01.2014 № СА-4-9/1099@ оставлена без удовлетворения.

Считая решение Инспекции в обжалуемой части недействительным, ООО «ПСМА Рус» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и представленные доказательств, считает, что заявление ООО «ПСМА Рус» не подлежит удовлетворению

Из решения налогового органа (пункт 4 решения) следует, что в нарушение пункта 1 статьи 374 НК РФ, подпункта 9 пункта 1 статьи 3 Закона Калужской области № 263-ОЗ от 10.11.2003 «О налоге на имущество организаций» ООО «ПСМА Рус» неправомерно занизило налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций за 2011 год в сумме 400 307 095руб., что привело к неуплате налога на имущество за 2011 год.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что 29.01.2008 между Правительством Калужской области, городской Управой городского округа «город Калуга» и Peugeot Citroen Automobiles Rus (Инвестор) подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционного проекта строительства завода по производству легковых автомобилей в Калуге.

Предметом данного Соглашения является деятельность сторон, направленная на реализацию проекта строительства завода по производству легковых автомобилей в муниципальном образовании «Городской округ город Калуга» поблизости от д. Росва (далее – Инвестиционный проект).

В соответствии с пунктом 14.1 Соглашения Инвестор обязуется в срок не позднее 01.05.2008 либо зарегистрировать юридическое лицо (дочернее предприятие Инвестора) в городе Калуга, либо сменить свое официальное зарегистрированное место нахождения на город Калугу...».

Согласно пункту 14.2 Соглашения Правительство и Управа соответственно обязуются предоставить Инвестору или юридическому лицу, созданному Инвестором в соответствии с пунктом 14.1 настоящего Соглашения льготу по налогу на имущество организаций в виде освобождения от уплаты налога на срок 12 лет.

25.11.2009 между Правительством Калужской области, городской Управой городского округа «город Калуга», ЗАО «ПЕЖО СИТРОЕН АВТОМОБИЛИ РУС» (Компания) и ООО «ПСМА Рус», созданном с участием Компании, подписано Дополнительное Соглашение к Соглашению сотрудничестве в сфере реализации инвестиционного проекта строительства завода по производству легковых автомобилей в Калуге от 29.01.2008.

В соответствии с пунктом 1 Дополнительного Соглашения Компания передает ООО «ПСМА Рус» свои права и обязанности по Соглашению, а ООО «ПСМА Рус» принимает на себя права и обязанности Компании по Соглашению.

Согласно пункту 3 Дополнительного соглашения данное соглашение является неотъемлемой частью Инвестиционного соглашения.

Статьей 372 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что налог на имущество устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

На территории Калужской области налог на имущество введен Законом № 263-ФЗ от 10.11.2003 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон №263-ОЗ).

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Закона № 263-03 (в редакции Закона Калужской области от 27.11.2009 № 599-03) установлена льгота в виде освобождения от уплаты налога инвесторам, заключившим соглашение с Правительством Калужской области о сотрудничестве (инвестиционное соглашение), целью которого является реализация на территории Калужской области инвестиционного проекта, в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 3 Закона № 263-03 (в редакции Закона Калужской области от 27.11.2009 № 599-03) установлена льгота в виде освобождения от уплаты налога стратегическим инвесторам, заключившим соглашение с Правительством Калужской области о сотрудничестве (инвестиционное соглашение), целью которого является реализация на территории Калужской области стратегического инвестиционного проекта, - в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации стратегического инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации.

Датой начала срока реализации инвестиционного проекта признается дата подписания соглашения о сотрудничестве (инвестиционного соглашения) с Правительством Калужской области.

По мнению налогового органа, указанный трехлетний срок подлежит исчислению с 29.01.2008 года - даты подписания Соглашения о сотрудничестве с Правительством Калужской области, поскольку при подписании 25.11.2009 года Дополнительного соглашения, к ООО «ПСМА Рус» перешли все права и обязанности Инвестора в той стадии реализации Инвестиционного проекта, которая имела место на дату передачи таких прав и обязанностей.

По мнению ООО «ПСМА Рус», рассматриваемый трехлетний срок следует исчислять с момента подписания инвестиционного Соглашения именно ООО «ПСМА Рус», то есть с 25.11.2009, когда путем подписания Дополнительного Соглашения к инвестиционному Соглашению у ООО «ПСМА Рус» возникли инвестиционные отношения с Калужской областью. Заявитель считает, что указанный трехлетний срок для конкретного налогоплательщика не может быть сокращен путем его исчисления с момента, наступившего ранее, чем инвестиционное соглашение было подписано непосредственно этим налогоплательщиком, которому адресованы соответствующие законоположения о праве на налоговую льготу и, соответственно, об условиях ее использования, поскольку подобные ограничения не установлены Законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы только при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. По смыслу данной нормы, а также положений статьи 52 НК РФ именно налогоплательщик должен доказать наличие у него права на льготу.

В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льгота как освобождение от уплаты налога по своей природе является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения. Льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются. При этом льготы, предоставляемые налогоплательщикам, устанавливаются в тех случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным.

Статьей 373 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Субъектам Российской Федерации предоставлено право при установлении указанного налога предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса).

Как указано судом выше, подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Закона № 263-03 (в редакции Закона Калужской области от 27.11.2009 № 599-03) установлена льгота в виде освобождения от уплаты налога инвесторам, заключившим соглашение с Правительством Калужской области о сотрудничестве (инвестиционное соглашение), целью которого является реализация на территории Калужской области инвестиционного проекта, в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации.

Аналогичная льгота для стратегических инвесторов установлена подпунктом 10 пункта 1 статьи 3 Закона № 263-ОЗ.

Право на применение налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 10 пункта 1 статьи 3 Закона № 263-ОЗ, возникает у налогоплательщика с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором суммарный объем фактически осуществленных капитальных вложений в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта достиг уровня, дающего права на применение налоговых льгот.

Названными положениями Закона № 263-ОЗ определены категории налогоплательщиков (инвесторы, стратегические инвесторы), имеющих право на льготу, объем льготы, объект льготы, условия и порядок ее применения, а также основания применения данной льготы.

Исходя из буквального толкования указанных норм, льгота по налогу на имущество применяется в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации.

Из Соглашения от 29.01.2008 и Дополнительного соглашения от 25.11.2009 следует, что они заключены в отношении одного и того же Инвестиционного проекта – строительство завода по производству легковых автомобилей в муниципальном образовании «город Калуга».

Датой начала срока реализации инвестиционного проекта в соответствии с положениями подпунктов 9, 10 пункта 1 статьи 3 Закона № 263-ОЗ признается дата подписания соглашения о сотрудничестве (инвестиционного соглашения) с Правительством Калужской области.

Следовательно, как правильно указывает инспекция, законодательство Калужской области связывает возможность применения налоговой льготы по налогу на имущество с реализацией именно инвестиционного проекта и не содержит уточнений относительно альтернативного выбора даты начала срока реализации инвестиционного проекта.

Как следует из Дополнительного соглашения от 25.11.2009 к ООО «ПСМА Рус» перешли все права и обязанности Инвестора в той стадии реализации Инвестиционного проекта, которая имела место на дату передачи таких прав и обязанностей. При этом, Дополнительное соглашение не изменяет порядок исчисления срока реализации инвестиционного проекта, в том числе и для целей применения рассматриваемой льготы. Как следует из Дополнительного соглашения от 25.11.2009 ООО «ПСМА Рус» является правопреемником Инвестора, а Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Инвестиционного соглашения, а не новым инвестиционным соглашением.

При таких обстоятельствах является необоснованным довод ООО «ПСМА Рус» о том, что началом срока реализации инвестиционного проекта, в связи с которым налогоплательщику предоставляется льготы, следует считать дату подписания инвестиционного соглашения с Правительством Калужской области непосредственно этим налогоплательщиком, то есть 25.11.2009.

То, что началом срока реализации инвестиционного проекта является дата подписания Инвестиционного соглашения – 29.01.2008, подтверждается также заключениями, выданными Министерством экономического развития Калужской области по запросам ООО «ПСМА Рус» о подтверждении права Общества на применение налоговой льготы по налогу на имущество. По результатам рассмотрения заявок Минэкономразвития Калужской области выданы заключения «О подтверждении права ООО «ПСМА Рус» на применение налоговой льготы по налогу на имущество», при этом в представленных ООО «ПСМА Рус» заявках сумма капитальных вложений ООО «ПСМА Рус» подтверждена за период с 29.01.2008 по 29.01.2011. Так, в заключении № 1773-12-3 от 23.03.2012 указано, что капитальные вложения на цели реализации инвестиционного проекта с 29.01.2008 по 31.12.2010 осуществлена в размере 5 227 340 829руб. При рассмотрении заявки за 1 квартал 2011, установлено, что общая сумма капитальных вложений за период с 29.01.2008 по 29.01.2011 составила 5 229 031 984 руб. При последующем направлении ООО «ПСМА Рус» заявок за 2, 3 и кварталы 2011 период подтверждения капитальных вложений остался прежним – с 29.01.2008 по 29.01.2011, размер капитальных вложений также не изменился.

Также налоговым органом установлено, что ООО «ПСМА Рус» до подписания Дополнительного соглашения от 25.11.2009 фактически осуществляло капитальные вложения в рамках инвестиционной деятельности и выступало в качестве инвестора, что подтверждается данными Бухгалтерского баланса, Отчетом о движении денежных средств за 2009 год. То есть, при отсутствии в 2009 году объектов основных средств, отвечающих критериям налогообложения налогом на имущество, ООО «ПСМА Рус», тем не менее осуществлялись капитальные вложения (инвестиции) в строительство завода. При этом указанные капитальные вложения за 2009 год учитывались Минэкономразвития Калужской области и подтверждались при рассмотрении заявок ООО «ПСМА Рус» на получение заключений, подтверждающих право на применение льготы по налогу на имущество.

Также налоговым органом установлено, что в ходе реализации Инвестиционного проекта по строительству завода легковых автомобилей в г.Калуге, между застройщиком (ЗАО «Пежо Ситроен Автомобили Рус»), техническим заказчиком (ООО «Савант») и ООО «ПСМА Рус» 28.04.2009 подписан Соглашение об уступке прав и обязанностей по договору от 09.09.2008, в соответствии с которым права и обязанности застройщика переходят в полном объеме к ООО «ПСМА Рус», которое становится стороной договора, при этом Обществом возмещены все платежи, произведенные по договору, то есть ООО «ПСМА Рус» фактически приобрело те капитальные вложения, которые произведены в периоде до 31.03.2009.

Таким образом, ООО «ПСМА Рус» до подписания Дополнительного соглашения к Инвестиционному соглашению с Правительством Калужской области, являлось застройщиком по проекту строительства завода по производству легковых автомобилей. Следовательно, является необоснованным довод ООО «ПСМА Рус» о том, что начало срока реализации Инвестиционного проекта для заявителя совпадает с датой подписания Дополнительного соглашения от 25.11.2009.

Кроме того, подписывая Соглашение о сотрудничестве с Правительством Калужской области от 29.01.2008 года, первоначальный инвестор (ЗАО «ПСА Рус»), зарегистрированный в г. Москве, в целях реализации инвестиционного проекта взял на себя обязательство не позднее 01.05.2008 года зарегистрировать юридическое лицо в городе Калуге, либо сменить свое место нахождения на город Калугу (п. 14.1 Соглашения).

Фактически, ЗАО «ПСА Рус» 07.07.2008 года снято с учета в ИФНС России №18 по г. Москве и поставлено на учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Калуги, в связи с изменением места нахождения.

Таким образом, первоначальным инвестором выполнено условие об изменении своего местонахождения на г. Калугу. Вследствие чего, ЗАО «ПСА Рус» имело возможность самостоятельно реализовывать в дальнейшем Инвестиционный проект по строительству завода по производству легковых автомобилей в г. Калуге.

В таком случае, срок создания и (или) приобретения имущества, в отношении которого первоначальный инвестор мог бы заявить льготу, соответствовал бы трехлетнему сроку, с даты подписания Соглашения о сотрудничестве с Правительством Калужской области, т.е. с 29.01.2008 по 29.01.2011 года.

Однако, 25.11.2009 года права и обязанности инвестора по Соглашению о сотрудничестве с Правительством Калужской области переданы ООО «ПСМА Рус», созданному с участием ЗАО «ПСА Рус» (Дополнение к Соглашению о сотрудничестве).

Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, свидетельствует о том, что посредством создании ситуации, при которой инвестором по Соглашению с Правительством Калужской области становится ООО «ПСМА Рус» (спустя 1 год и 10 месяцев с начала реализации Инвестиционного проекта), налогоплательщик пытается преодолеть законодательно предусмотренные условия предоставления льготы, необоснованно увеличив срок для создания и (или) приобретения имущества, подлежащего льготированию.

Оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом сделан правомерный вывод о том, что датой начала срока реализации инвестиционного проекта для целей применения льготы по налогу на имущество является 29.01.2008 – дата подписания Соглашения о сотрудничестве, поскольку как указано судом выше, и Соглашение о сотрудничестве от 29.01.2008, и Дополнительное соглашение к нему от 25.11.2009 заключены в отношении одного и того же инвестиционного проекта, при этом Дополнительное соглашение от 25.11.2009 является неотъемлемой частью Соглашения о сотрудничестве.

Таким образом, Инспекция обоснованно доначислила ООО «ПСМА Рус» налог на имущество за 2011 год, соответствующие пени и налоговые санкции, в связи с чем, заявление ООО «ПСМА Рус» не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2014 по делу № А56-26419/2014 отменить.

В удовлетворении заявления ООО «ПСМА Рус» отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.О. Третьякова

Судьи

Г.В. Борисова

М.Л. Згурская