НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 № 13АП-24040/2023

1371/2023-133094(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богдановской Г.Н.,  рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-24040/2023) Санкт-Петербургского государственного автономного  образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский  государственный институт психологии и социальной работы» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  26.06.2023 по делу № А56-33114/2023, рассмотренному в порядке упрощенного  производства 

по иску некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах» 

к Санкт-Петербургскому государственному автономному образовательному  учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт  психологии и социальной работы» 

о взыскании,

УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация «Фонд-региональный оператор капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах» (далее – истец, Фонд) обратилась в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к  Санкт-Петербургскому государственному автономному образовательному  учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт  психологии и социальной работы» (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании 454  585 руб. 60 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего  имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: . Санкт-Петербург,  6-я линия В.О., д. 55, лит.А , за период с 01.11.2014 по 31.12.2021. 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области в виде резолютивной части от 14.06.2023 требования удовлетворены  частично: с ответчика в пользу истца взыскано 226 278 руб. 10 коп. задолженности;  в удовлетворении иска в остальной части отказано. 

Мотивированное решение изготовлено 26.06.2023.

С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также – податель  апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда  отменить в части взыскания с ответчика 226 278 руб. 10 коп. задолженности. 


В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что  требования необоснованны по праву, поскольку истцом не выставлялись ответчику  платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт. 

Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой  инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции  рассмотрел дело без проведения судебного заседания и вызова сторон по  имеющимся в деле доказательствам. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии  апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции. 

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом  апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. 

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в отсутствие возражений истца  решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой  ответчиком части. 

Как следует из письменных материалов дела, Фонд создан Правительством  Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от  10.10.2013 № 765 «О создании некоммерческой организации «Фонд-региональный  оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», во  исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) и Закона  Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего  имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» 

Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости  ответчику на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения №  8-Н, 9-Н, 19-Н в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Санкт- Петербург, 6-я линия В.О., д. 55, лит.А. 

Ссылаясь на то, что ответчик не исполнил обязательства по оплате взносов  на капитальный ремонт, истец обратился в суд с рассматриваемым иском. 

Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав  письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд  приходит к следующим выводам. 

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК  РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если  иное не предусмотрено законом или договором. 

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме  принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в  многоквартирном доме. 

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями  во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (ст.  ст. 294, 296 ГК РФ). 

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника  и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не  предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного  в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение  имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и  обязанности по его содержанию. 

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора  судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), 


утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019,  статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и  учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не  предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного  в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение  имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и  обязанности по его содержанию. 

В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном  доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном  доме. 

Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ,  собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на  содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на  содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в  праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание  и ремонт жилого помещения. 

В силу пункта 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ, органы государственной власти  субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые  направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории  субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор,  решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные  документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности  регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя  регионального оператора. 

По выбору собственников помещений в многоквартирном доме фонд  капитального ремонта формируется одним из двух способов (часть 3 статьи 170 ЖК  РФ), а именно путем перечисления взносов на капитальный ремонт: 

- на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в  виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда  капитального ремонта на специальном счете); 

- на счет регионального оператора в целях формирования фонда  капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в  многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование  фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). 

По смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, части 2 статьи 154 Кодекса  введено понятие взноса на капитальный ремонт как составной части платы за  жилое помещение и коммунальные услуги. 

Поскольку материалами дела подтверждается факт государственной  регистрации права оперативного управления за Учреждением в исковой период,  именно на него возлагается обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт  в пользу Фонда. 

Суд первой инстанции признал иск обоснованным по праву, и удовлетворил  требования истца частично в силу применения срока исковой давности по  заявлению ответчика, в связи с чем суд признал необоснованными требования по  взысканию задолженности за период с ноября 2014 по февраль 2020 как  заявленные за пределами исковой давности. 

Доводов, опровергающих исковые требования по размеру и по праву,  ответчиком в апелляционной жалобе не приведено. 

Невыставление истцом платежных документов на оплату взносов на  капитальный ремонт не освобождает ответчика от обязанности по их оплате, 


поскольку такая обязанность следует из закона и не обусловлена исполнением  истцом встречного обязательства по выставлению платежных документов. 

По изложенным мотивам апелляционный суд не усматривает  предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой  инстанции. 

Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной  жалобе распределяются в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ. 

Руководствуясь статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  26.06.2023 по делу № А56-33114/2023 оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Судья Г.Н. Богдановская