ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
27 декабря 2023 года | Дело № А42-5149/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2023 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда М. Л. Згурская
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания М. А. Колосовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-29419/2023 ) АО «Мостовое предприятие» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.08.2023 по делу № А42-5149/2023 (судья Дубровкин Р.С.), принятое
по иску отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области
к АО «Мостовое предприятие»
о взыскании 57 607 руб. 98 коп. ущерба
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу «Мостовое предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – общество, ответчик) о взыскании 57 607 руб. 98 коп. ущерба в связи с излишней выплатой ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 пенсии в период с 01.06.2021 до 30.09.2021 по причине несвоевременного предоставления ответчиком сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июнь, июль 2021 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 03.08.2023 в виде резолютивной части суд взыскал с общества в пользу фонда 28 999 руб. 56 коп. ущерба, в остальной части в удовлетворении иска отказал.
10.08.2023 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать фонду в удовлетворении иска, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что отчет по форме СЗВ-М за июнь 2021 года содержал информацию о том, что работники ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 осуществляли трудовую деятельность в июне 2021 года, сведения по установленной форме о прекращении трудовых договоров с указанными лицами не предоставлялись.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы сторонами не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания стороны не обращались. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, осуществляющие трудовую деятельность в обществе, являются получателем страховой пенсии по старости.
Страхователь обязан был представить сведения по форме СЗВ-М за июнь, июль 2021 года не позднее 15.07.2021 и 15.08.2021 соответственно.
Как указывает фонд, сведения за июнь 2021 года по форме СЗВ-М «дополняющая» в отношении данных лиц представлены обществом 18.08.2021, за июль 2021 года по форме «исходная» - 17.08.2021, то есть с нарушением срока.
Фонд выявил факт излишней выплаты ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 страховой пенсии по старости за период с 01.06.2021 по 30.09.2021 в сумме 57 607 руб. 98 коп.
В связи с тем, что нарушение обществом срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за июнь, июль 2021 года повлекло неправомерную выплату указанным лицам пенсии в завышенном размере, фонд обратился в суд с настоящим иском.
Суд удовлетворил иск частично и взыскал с общества в пользу фонда 28 999 руб. 56 коп. ущерба, в остальной части в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно статье 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 № 27-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В этой связи в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета также ежемесячно.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Таким образом, выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885Н).
Как указано выше, страхователь обязан был представить сведения по форме СЗВ-М за июнь, июль 2021 года не позднее 15.07.2021 и 15.08.2021 соответственно.
Как следует из материалов дела, общество по ТКС представило в фонд сведения по форме СЗВ-М за июнь 2021 года по форме «исходная» 14.07.2021.
15.07.2021 от фонда поступило уведомление об ошибке (из-за смены электронно-цифровой подписи руководителя).
15.07.2021 общество дважды направляет в фонд указанные сведения по форме «исходная» в 8:10 и в 14:38. Положительный протокол о приеме СЗВ-М поступает обществу 15.07.2021 в 14:38.
16.07.2021 в 8:10 обществу поступает отрицательный протокол, в котором указано на то, что СЗВ-М по форме «исходная» за июнь 2021 года представлена дважды.
16.07.2021 в 12:13 общество подает СЗВ-М за июнь 2021 года по форме «отменяющая», планируя отменить отчетность, поданную в третий раз.
Фондом фиксируется полная отмена отчетности по форме СЗВ-М за июнь 2021 года.
17.08.2021 обществу поступает письмо фонда с рекомендацией в течение 5 дней представить СЗВ-М за июнь 2021 года по форме «дополняющая», рекомендация фонда исполнена обществом 18.08.2021, согласно протоколу проверки отчетности документ принят фондом.
Сведения по форме СЗВ-М за июль 2021 года «исходная» в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 представлены обществом 18.08.2021. Согласно протоколу проверки отчетности документ принят фондом. Просрочка представления отчетности за июль 2021 года составила 1 день.
Судом апелляционной инстанции установлено, что фондом вынесены следующие решения о выплате страховой пенсии:
ФИО2
- от 21.07.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 8 670 руб. 62 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 7 474 руб. 35 коп., всего 16 144 руб. 97 коп.;
- от 27.07.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.06.2021 в сумме 10 222 руб. 22 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 9 066 руб. 72 коп., всего – 19 288 руб. 94 коп.;
- от 27.08.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 10 518 руб. 80 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 9 066 руб. 72 коп., всего – 19 585 руб. 52 коп.;
- от 10.09.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.06.2021 в сумме 8 426 руб. 15 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 7 474 руб. 35 коп., всего – 15 900 руб. 50 коп.;
- от 10.09.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 8 670 руб. 62 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 7 474 руб. 35 коп., всего – 16 144 руб. 97 коп.;
ФИО3
- от 21.07.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 11 044 руб. 39 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 6 838 руб. 40 коп., всего – 17 882 руб. 79 коп.;
- от 27.07.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.06.2021 в сумме 14 404 руб. 50 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 9 066 руб. 72 коп., всего – 23 471 руб. 22 коп.;
- от 27.08.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 14 701 руб. 08 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 9 066 руб. 72 коп., всего – 23 767 руб. 80 коп.;
- от 10.09.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.06.2021 в сумме 10 821 руб. 58 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 6 838 руб. 40 коп., всего – 17 659 руб. 98 коп.;
- от 10.09.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 11 044 руб. 39 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 6 838 руб. 40 коп., всего – 17 882 руб. 79 коп.
ФИО1
- от 21.07.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 11 958 руб. 58 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 7 474 руб. 35 коп., всего – 19 432 руб. 93 коп.;
- от 27.07.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.06.2021 в сумме 14 211 руб. 03 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 9 066 руб. 72 коп., всего – 23 277 руб. 75 коп.;
- 27.08.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 14 507 руб. 61 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 9 066 руб. 72 коп., всего – 23 574 руб. 33 коп.;
- от 10.09.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.06.2021 в сумме 11 714 руб. 11 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 7 474 руб. 35 коп., всего – 19 188 руб. 46 коп.;
- от 10.09.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 11 958 руб. 58 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 7 47 руб. 35 коп., всего – 19 432 руб. 93 коп..
ФИО4
- от 21.07.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 7 863 руб. 43 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 8 529 руб. 38 коп., всего – 16 392 руб. 81 коп.;
- от 27.07.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.06.2021 в сумме 8 062 руб. 33 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 9 066 руб. 72 коп., всего – 17 129 руб. 05 коп.;
- 27.08.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 8 358 руб. 91 коп. , с учетом повышения фиксированной выплаты – 9 066 руб. 72 коп., всего – 17 425 руб. 63 коп.;
- от 10.09.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.06.2021 в сумме 7 584 руб. 43 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 8 529 руб. 38 коп., всего – 16 113 руб. 81 коп;
- от 10.09.2021 о выплате фиксированной выплаты пенсии по старости с 01.08.2021 в сумме 7 863 руб. 43 коп., с учетом повышения фиксированной выплаты – 8 529 руб. 38 коп., всего – 16 392 руб. 81 коп.
Как указывает фонд, нарушение обществом срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за июнь, июль 2021 года повлекло неправомерную выплату указанным лицам пенсии за период с 01.06.2021 по 30.09.2021 в сумме 57 607 руб. 98 коп.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ именно фонд обязан на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Получив трижды своевременно от общества СЗВ-М за июнь 2021 года, в которых содержалась сведения о работниках ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, фонд не обратился к обществу за разъяснениями после получения от общества СЗВ-М по форме «отменяющая» за указанный период.
Напротив, в сентябре фонд осуществил выплату ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за сентябрь и доплату за июнь – август 2021 года.
При этом ведомости на получение пенсий за сентябрь 2021 года и доплат за прошлые периоды (июнь – август 2021 года) были сформированы фондом только в сентябре 2021 года, когда фонд располагал сведениями о том, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 не прекращали работу в обществе.
Более того, в нарушение части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ все решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.06.2021 и с 01.08.2021 вынесены фондом в июле и августе 2021 года преждевременно. Фонд не имел законных оснований выносить такие решения ранее месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, должны быть получены сведения, представляемые страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности совокупности условий, необходимых для взыскания убытков (вины ответчика, причинно-следственной связи между действиями общества и выплатой истцом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 за период с 01.06.2021 по 30.09.2021 в сумме 57 607 руб. 98 коп.
Выводы суда первой инстанции о причинении фонду ущерба за период с 01.08.2021 по 30.09.2021 не соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные фондом требования - оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.08.2023 по делу № А42-5149/2023 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Мостовое предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | М.Л. Згурская |