ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
09 октября 2023 года
Дело №А26-1619/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 27.09.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20392/2023) общества с ограниченной ответственностью «Лесная даль» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.05.2023 по делу № А26-1619/2023, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Лесная даль» к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о взыскании
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Лесная даль» (далее - истец, общество, ООО «Лесная даль») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о взыскании излишне внесенных платежей за 2022 год по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 года в размере 1 799 086 руб.
Решением от 12.05.2023 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. В обоснование жалобы истец ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, указав, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; считает, что расчет арендной платы за 2022 год должен производится из средней ставки арендной платы по принятой лесной декларации №01 от 11.11.2022. Кроме того, обращает внимание суда, что Предупреждение от 01.12.2022 не отменяет действующую лесную декларацию №01 от 11.11.2022 и не запрещает заготовку леса по ней.
Определением апелляционного суда от 09.08.2023 рассмотрение спора отложено.
19.09.2023 в канцелярию апелляционного суда от ответчика в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между ООО «Лесная даль» (арендатор) и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (арендодатель) заключены договоры аренды лесного участка от 18.12.2007 года:
- договор аренды участков лесного фонда №б/н (усл.№20) от 18.12.2007 года (номер и дата государственной регистрации договора- 21.01.2008г., N10-10-04/008/2007-556)
- договор аренды участков лесного фонда №б/н (усл.№21) от 18.12.2007 года (номер и дата государственной регистрации договора - 22.01.2008г., N10-10-04/008/2007-557).
12.01.2023 года ООО «Лесная даль» направило ответчику заявление о возврате из бюджета излишне уплаченных в 2022 году платежей (исх.№2 от 12.01.2023 года). Заявление общества было удовлетворено частично, Министерство возвратило обществу арендные платежи по договору аренды с условным номером 20 и необоснованно отказало от возврата платежей по договору аренды с условным номером 21.
В течение 2022 года ООО «Лесная даль» вносило авансовые арендные платежи по договорам аренды лесного участка. По договору (усл. №21) обществом было оплачено: 1 855 000 руб. в бюджет Российской Федерации и 1 360 000 руб. в бюджет Республики Карелия.
28.12.2022 года Министерством в адрес истца был направлен окончательный расчет арендной платы по договорам аренды (усл. №20 и №21) за 2022 год. Перерасчет арендных платежей по договору аренды лесного участка (усл. №20) произведен в соответствии с положениями приложения №4 к договору аренды.
Как следует из иска, перерасчет арендных платежей по договору аренды лесного участка (усл. №21) содержит ошибки. Для расчета платы за недоиспользованный в 2022 году объем древесины арендодателем использованы средние ставки 2021 года, а не текущего календарного года, что не соответствует нормам Приложения №4 к договору аренды лесного участка (расчет размера арендной платы на 2022 год). Расчет Министерства противоречит методике расчета недоосвоенного объема лесного ресурса, так как имеется факт принятия лесной декларации за 2022 год. Согласно материально-денежной оценке, прилагаемой к лесной декларации № 01 от 11.11.2022 года, расчетная цена по минимальным ставкам составляет - 87 руб. 16 коп. за 1 куб.м. Соответственно, расчет недоосвоенного объема должен быть произведен по ставке - 87 руб. 16 коп.
ООО «Лесная даль» указало Министерству на несоответствие окончательного расчета арендной платы на 2022 год законодательству и просило исправить техническую ошибку в расчете арендной платы за 2022 год по договору аренды (усл. №21).
ООО «Лесная даль» считает, что размер арендной платы на 2022 год по договору аренды лесного участка должен быть определен с учетом вида использования лесов, годового размера лесопользования, действующих ставок платы за данный вид лесопользования и повышающего конкурсного коэффициента. При этом расчет платы за недоиспользованный объем расчетной лесосеки должен производиться по ставкам текущего календарного года (2022 года), а не по ставкам иных календарных лет.
По мнению истца, необоснованный отказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от возврата обществу излишне внесенных арендных платежей за 2022 год по договору аренды лесного участка (усл. №21), дает обществу право применить нормы о неосновательном обогащении и требовать возврата денежных средств в судебном порядке.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ установлено, что одним из видов использования лесов является использование лесов для заготовки древесины (с изъятием лесных ресурсов).
В соответствии со статьей 72 ЛК РФ использование лесов для заготовки древесины осуществляется на основании договора аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований. При этом наличие указанных обстоятельств в совокупности, а также размер неосновательного обогащения должно доказать лицо, обратившееся в суд с соответствующими исковыми требованиями (статья 65 АПК РФ).
Исходя из условий договора, арендная плата включает в себя весь разрешенный объем возможной заготовки древесины в год. При этом арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный среднегодовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем.
Таким образом, арендная плата по договору подлежит начислению и внесению за все арендуемое имущество исходя из установленного годового размера лесопользования (изъятия) на арендуемом участке.
Недоосвоение арендатором расчетной лесосеки не освобождает Общество от внесения арендной платы в полном объеме за использование лесного участка.
В соответствии с условиями договора аренды лесного участка от 18.12.2007 года (усл. № 21), арендатор обязан осуществлять заготовку древесины в объеме, установленном в предмете договора, вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные договором, приложением №4.
Согласно пункта 2.1 договора, арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины и на основе действующих ставок за единицу объема лесных ресурсов с применением повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,71.
Пунктом 2.3. договора установлено, что арендная плата должна быть внесена арендатором за установленный объем лесопользования за истекший год до 31 декабря текущего года.
Арендная плата вносится в сроки, предусмотренные пунктом 2.2 договоров, арендатор обязан вносить арендную плату в соответствии с приложением № 4 в следующие сроки: 15 февраля-15%, 15 марта -10%, 5 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15 %, 15 ноября - 15%, 5 декабря - 15%.
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка от 12.04.2019 года, проекту освоения лесов по договору аренды от 18.12.2007 года (усл. № 21) годовой объём лесопользования (расчётная лесосека) на 2022 год составляет 9,5 тысяч кубометров (пункт 6.3 Таблица 6.3, страница 40 проекта освоения лесов для заготовки древесины, прошедшего государственную экспертизу, приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия № 2703 от 23.12.2021 года «Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы»).
Расчет арендной платы на 2022 год был направлен арендатору в установленном порядке и получен им (приложение № 4).
Как следует из пояснений ответчика, окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.
Приказом Минприроды России от 29.04.2021 года № 303 утверждён порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме. Согласно пункту 4.1 указанного порядка в приложении 1 к форме декларации отражается информация в частности об объёме заготовки древесины.
ООО «Лесная даль» лесной декларацией от 11.11.2022 года № 01 заявило об использовании лесов в целях заготовки древесины на лесосеке №1, расположенной в квартале 35 выделе 20, эксплуатационной площадью 3,5 гектара на объём 404,7 кубометров со сроком использования лесов с 22.11.2022 года по 21.11.2023 года.
Указанная лесная декларация соответствовала требованиям порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.04.2021 года № 303 по форме и содержанию. Лесная декларация была принята 16.11.2022 года.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание довод Министерства о том, что поскольку срок рассмотрения лесной декларации ограничен и составляет, согласно пункту 6 указанного порядка, 5 рабочих дней со дня её поступления в уполномоченный орган, по данным в декларации координатам без выезда в лес определить реальное местоположение заявленной лесосеки не представляется возможным.
В приложенных ООО «Лесная даль» к лесной декларации материалах отвода и ведомости материально-денежной оценки лесосеки, объёмы по породам (сосна, ель, береза) соответствуют лесной декларации.
Между тем при сравнении с материалами лесоустройства ответчиком установлено, что завышен процент дровяной древесины. Из чего следует, что процент дровяной древесины сильно снижает размер арендной платы.
С целью проверки данных, содержащихся в лесной декларации, в адрес общества было направлено уведомление от 17.11.2022 года № 992 о необходимости проверки качества отвода и таксации лесосеки, её местонахождения и определение качественных характеристик древесины.
В рамках патрулирования лесов по маршруту №1-152км, должностными лицами ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» проведен осмотр выдела 20 в квартале 35 Вокнаволокского участкового лесничества.
В ходе осмотра установлено, что отсутствует натурный отвод лесосеки по указанным координатам (отсутствие закрепленных на местности натурных геодезических точек на углах лесосеки и как следствие отсутствие граничных визир лесосеки). В ходе осмотра установлено, что данные работы на местности не были проведены, следовательно, лесная декларация от 11.11.2022 года № 01 с приложениями № 1,2,3,4,5, а также ведомость материально-денежной оценки, перечетная ведомость, технологическая карта разработки лесосеки, содержат недостоверные (фиктивные) сведения. Арендатором нарушены требования п. 26 правил «Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки». По результатам проведенного мероприятия оформлен акт осмотра от 28.11.2022 года № 10-В и акт административного обследования лесов от 29.11.2022 года №4.
На основании акта осмотра в связи с выявленным нарушением обязательных требований, ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» вынесло обществу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 01.12.2022 года № 10 со сроком устранения нарушения обязательных требований до начала заготовки древесины, а именно: произвести отвод и лесную таксацию лесосеки заявленной лесной декларацией от 11.11.2022 года № 01 и при необходимости внести изменения в лесную декларацию.
Отвод и таксация лесосеки не произведены до настоящего времени и изменения в лесную декларацию не внесены.
Таким образом, актом патрулирования и предостережением факт недостоверности сведений, указанных в лесной декларации от 11.11.2022 года № 01, и в документах, предоставленных к лесной декларации, а именно, в ведомости материально-денежной оценке лесосеки, которая составлена без проведения таксации лесосек и не содержит достоверных качественных характеристик насаждения, на которых рассчитывается размер арендной платы, подтвержден и Обществом не оспорен.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обязательства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, сведения о количестве древесины и её стоимости в ведомости материально-денежной оценки лесосеки, представленной ООО «Лесная даль», в том числе, объема дровяной древесины необоснованно и существенно снижают размер арендной платы по договору аренды лесного участка, подлежащей оплате в бюджет Российской Федерации и в бюджет Республики Карелия.
Конкретный объем древесины по породам с определенными характеристиками (деловая, дровяная) может быть определен только на основании отвода и таксации лесосеки, что до настоящего времени не сделано со стороны арендатора.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу признав, что не может быть принят к расчету арендной платы документ, который не соответствует по содержанию требованиям вышеуказанных нормативных актов.
В связи с недостоверностью сведений, представленных в лесной декларации №01 от 11.11.2022 года, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК «Костомукшское центральное лесничество» письмом от 01.02.2023 года № 92 уведомило ООО «Лесная даль» об отзыве извещения (расчёта) об окончательном расчете арендной платы по фактически поданным лесным декларациям за 2022 год.
Таким образом, с учётом того обстоятельства, что ООО «Лесная даль» в 2022 году по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 года (усл. № 21) не использовало леса в целях заготовки древесины, подлежит применению расчёт арендной платы, доведённый до арендатора письмом от 27.01.2022 № 53 и, как следствие, размер арендной платы установленный в Приложении № 4 на 2022 год, который составляет 3 618 899 руб., в том числе 2 116 315 руб. в части минимальных ставок платы за древесину (в бюджет РФ) и 1 502 584 руб. в части превышающих минимальные ставки за древесину (в бюджет Республики Карелия).
На текущий момент у арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 года (усл. № 21) имеется задолженность по арендной плате по сроку оплаты на 15.12.2022 года в размере 403 899 руб.
Министерство указало, что несмотря на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (Правил заготовки древесины) в части предоставления недостоверных (фиктивных) сведений об объеме, породном составе, количественных и качественных характеристиках древесины, указанных в лесной декларации от 11.11.2022 года № 01, Общество направило заявление о перерасчете арендной платы за 2022 год и возврате «излишне уплаченных платежей» в сумме 1 799 086 руб. по договору аренды участка (усл. № 21) от 18.12.2007 года, что свидетельствует о намерении ООО «Лесная даль» безосновательно получить денежные средства из бюджета Российской Федерации и бюджета Республики Карелия, в связи с чем доводы истца о возникновении у Министерства неосновательного обогащения являются несостоятельными.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что арендная плата в размере 1 799 086 руб. внесена ООО «Лесная даль» в соответствии с условиями договора аренды лесного участка от 18.12.2007 года (усл. № 21).
Оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.05.2023 по делу № А26-1619/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
М.В. Балакир
С.А. Нестеров