НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 № 13АП-4686/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 июня 2022 года

Дело № А56-72175/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Трощенко Е.И.

судей  Семеновой А.Б., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем с/з Короткевичем В. И.,

при участии: 

от заявителя: Молчанов Е. В., доверенность от 16.12.2020, Верещагина Ю. Д., генеральный директор

от ответчика: Ровейн Д. Я., доверенность от 01.10.2021

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-4686/2022 ) ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕГРАТОР" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2021 по делу № А56-72175/2021 (судья Устинкина О. Е.), принятое

по заявлению  ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНТЕГРАТОР"

к  МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 8 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ (правопреемник Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу)

3-е лицо:  общество с ограниченной ответственностью "Ганза-групп СПб"

об оспаривании действий

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Интегратор» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу (правопредшественник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу заменена определением суда от 25.11.2021) (далее – Инспекция, налоговый орган)  о признании незаконным ответа Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу от 19.02.2021 №03-11-02/03680@, признании незаконными действий Инспекции по принятию от неуполномоченных лиц налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2018 года (корректировка №3) от 27.10.2020, по НДС за 2 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, по НДС за 3 квартал 2019 года (корректировка №3) от 27.10.2020, по НДС за 4 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, по НДС за 2 квартал 2020 года (корректировка №3) от 27.10.2020, незаконными бездействий по аннулированию налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2018 года (корректировка №3) от 27.10.2020, по НДС за 2 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, по НДС за 3 квартал 2019 года (корректировка №3) от 27.10.2020, по НДС за 4 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, по НДС за 2 квартал 2020 года (корректировка №3) от 27.10.2020, об обязании аннулировать (признать неподанными) данные декларации.

Решением суда от  29.12.2021 требования отклонены.

Заявитель,  ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить.

По мнению подателя жалобы, заявление неправомерно отклонено, оригинал доверенности налоговым органом не представлен.

В связи с нахождением судьи Згурской М. Л. в ежегодном отпуске в соответствии со статьей 18 АПК РФ она заменена на судью Семенову А. Б.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, а представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что в налоговый орган 27.10.2020 в электронном виде от имени Общества  были направлены уточненные «нулевые» декларации по НДС за 4 квартал 2018 года (корректировка №3) от 27.10.2020, по НДС за 2 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, по НДС за 3 квартал 2019 года (корректировка №3) от 27.10.2020, по НДС за 4 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, по НДС за 2 квартал 2020 года (корректировка №3) от 27.10.2020.

В налоговый орган 27.10.2020 по ТКС поступило информационное сообщение с приложением доверенности от 15.10.2020 № ак-39, за подписью руководителя ООО "ИНТЕГРАТОР" Верещагиной Ю.Д., выданной ООО «Ганза - Групп СПБ» в лице представителя Долгушина Д.В., с правом осуществления полных полномочий (срок действия с 15.10.2020 по 19.12.2020).

Декларации представлены через оператора связи ООО «Компания Тензор» по доверенности от 15.10.2020 № ак-39, выданной ООО «Ганза - Групп СПБ» в лице представителя Долгушина Д.В.

Как указывает налоговый орган, в инспекцию 28.10.2020 на бумажном носителе поступила доверенность от 15.10.2020 № ак-39, выданная налогоплательщиком в адрес ООО «Ганза - Групп СПБ» на представителя Долгушина Д.В. с правом осуществления полных полномочий (срок действия с 15Л0.2020 по 19.12.2020). Сведения о представленной доверенности внесены инспекцией в учетные данные налогоплательщика.

Общество обратилось в налоговый орган 05.02.2021 с требованием аннулировать спорные декларации, поскольку доверенности не выдавало, декларации не подавало.

Инспекция в ответе от 19.02.20221  № 03-11-02/03680@ возможность аннулировать декларации не подтвердила, декларации не аннулировала.

Решением Управления ФНС РФ по Санкт-Петербургу от 21.06.2021 №16-19/37494 в удовлетворении жалобы отказано.

Общество оспорило ответ инспекции и ее бездействие в судебном порядке.

Суд первой инстанции требования отклонил.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Пунктом 4 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Сведения, содержащиеся представленной налоговой декларации, должны быть достоверны.

В соответствии с положениями статьи 80 НК РФ приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 5 Порядка раздела I представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

Согласно пункту 8 Порядка представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.

Частью 5 статьи 80 НК установлено, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Апелляционный суд полагает, что  требование заявителя о признании незаконными действий Инспекции по принятию  спорных налоговых деклараций от неуполномоченных лиц необоснованно.

В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Как видно из материалов дела, в налоговый орган 27.10.2020 в электронном виде от имени Общества  были направлены уточненные «нулевые» декларации по НДС за 4 квартал 2018 года (корректировка №3) от 27.10.2020, по НДС за 2 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, по НДС за 3 квартал 2019 года (корректировка №3) от 27.10.2020, по НДС за 4 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, по НДС за 2 квартал 2020 года (корректировка №3) от 27.10.2020.

В налоговый орган 27.10.2020 по ТКС поступило информационное сообщение с приложением доверенности от 15.10.2020 № ак-39, за подписью руководителя ООО "ИНТЕГРАТОР" Верещагиной Ю.Д., выданной ООО «Ганза - Групп СПБ» в лице представителя Долгушина Д.В., с правом осуществления полных полномочий (срок действия с 15.10.2020 по 19.12.2020).

Декларации представлены через оператора связи ООО «Компания Тензор» по доверенности от 15.10.2020 № ак-39, выданной ООО «Ганза - Групп СПБ» в лице представителя Долгушина Д.В.

Как указывает налоговый орган, в инспекцию 28.10.2020 на бумажном носителе поступила доверенность от 15.10.2020 № ак-39, выданная налогоплательщиком в адрес ООО «Ганза - Групп СПБ» на представителя Долгушина Д.В. с правом осуществления полных полномочий (срок действия с 15Л0.2020 по 19.12.2020). Сведения о представленной доверенности внесены инспекцией в учетные данные налогоплательщика.

Следовательно, у Инспекции не было оснований не принимать спорные декларации, в связи с чем в этой части требования заявителя неправомерны.

Как следует из материалов дела,  спорные налоговые декларации представлены с нулевыми начислениями через уполномоченного представителя с приложением доверенности в электронном виде (доверенность от 15.10.2020 № АК-39, поступила в налоговый орган 28.10.2020 на бумажном носителе, выдана на имя генерального директора ООО «Ганза-Групп СПб» Долгушина Дмитрия Владимировича, срок действия до 19.12.2020).

Общество заявило о фальсификации доказательства – доверенности.

Поскольку налоговый орган оригинал спорной доверенности не представил, указав на ее уничтожение, проверить заявление о фальсификации невозможно, в связи с чем оно подлежит отклонению.

Между тем Общество отрицало выдачу ООО «Ганза-Групп СПб» в лице Долгушина Дмитрия Владимировича спорной доверенности.

В судебном заседании апелляционного суда директор Общества Верещагина Ю. Д., обозрев копию спорной доверенности, заявила, что эта доверенность ею не выдавалась, не подписывалась, ООО «Ганза-Групп СПб», Долгушин Дмитрий Владимирович ей неизвестны.

Налоговый орган в ответ на вопрос апелляционного суда пояснил, что отсутствует возможность представить сведения 2НДФЛ по Долгушина Дмитрия Владимировича, поскольку ООО «Ганза-Групп СПб» такие сведения не подавались.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает недоказанным передачу полномочий Обществом ООО «Ганза-Групп СПб» в лице Долгушина Дмитрия Владимировича на подачу спорных деклараций, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа в аннулировании спорных деклараций.

Как разъяснено в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07. 2021 по делу N А56-14368/2020, недостоверные сведения "нулевых" деклараций, поданные неуполномоченным лицом, не должны содержаться в системе учета Инспекции, заявленные требования направлены на восстановление прав и законных интересов Общества.

Следует принять во внимание, что согласно внесенным в статью 80 НК РФ изменениям (Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ) в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021, в полномочия налоговых органов входит признание, при наличии соответствующих обстоятельств, налоговой декларации (расчета) непредставленной.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для отказа в аннулировании спорных деклараций, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а требования  - удовлетворению в части признать незаконным ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу от 19.02.2021 №03-11-02/03680@ на заявление общества с ограниченной ответственностью «Интегратор»  от 05.02.2021 об аннулировании форм отчетности, незаконным бездействия Инспекции по аннулированию спорных деклараций,   обязания Инспекции аннулировать, то есть признать неподанными спорные декларации от имени общества. В остальной части заявление подлежит отклонению.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 29.12.2021 по делу №  А56-72175/2021   отменить.

Признать незаконным ответ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Санкт-Петербургу от 19.02.2021 №03-11-02/03680@ на заявление общества с ограниченной ответственностью «Интегратор»  от 05.02.2021 об аннулировании форм отчетности.

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу по аннулированию налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года (корректировка №3) от 27.10.2020, за 2 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, за 3 квартал 2019 года (корректировка №3) от 27.10.2020, за 4 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, за 2 квартал 2020 года (корректировка №3) от 27.10.2020.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу аннулировать, то есть признать неподанными налоговые декларации от имени общества с ограниченной ответственностью «Интегратор»   по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года (корректировка №3) от 27.10.2020, за 2 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020,  за 3 квартал 2019 года (корректировка №3) от 27.10.2020, за 4 квартал 2019 года (корректировка №5) от 27.10.2020, за 2 квартал 2020 года (корректировка №3) от 27.10.2020.

В остальной части в требованиях отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Интегратор»   6000 руб. расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 1500 руб. расходов на оплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Интегратор» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по п/п от 03.02.2022 №86.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И. Трощенко

Судьи

А.Б. Семенова

 Н.О. Третьякова