НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 № 13АП-7903/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 мая 2022 года

Дело № А56-6172/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Денисюк М.И., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Шпакович Ю.В.,

при участии: 

от истца (заявителя): Мушкет С.И. по доверенности от 01.01.2022;

от ответчика (должника): Самсонова Е.В. по доверенности от 29.12.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-7903/2022 )  Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2022 по делу № А56-6172/2021 (судья Лебедева И.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант"

к Северо-Западной электронной таможне

о признании недействительными требования и решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее – заявитель, Общество, ООО "Атлант") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным требования Северо-Западной электронной таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 20.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10228010/190121/0016641, решения от 20.01.2021 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ №10228010/190121/0016641.

Решением суда от 03.02.2022 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Северо-Западная электронная таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что под номером 13 в графе 31 ДТ в Российской Федерации указываются сведения для товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации на дату вступления в силу Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 (по состоянию на указанную дату вступил в силу нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий порядок маркировки соответствующего товара) или после его вступления в силу с учетом статьи 7 указанного Соглашения и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру реимпорта. Порядок маркировки товаров унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации определен Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 02.02.2018). Маркировка шин и покрышек введена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.11.2019№ 129.

Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин» (далее - Правила маркировки). Согласно Правилам маркировки при ввозе в Российскую Федерацию иностранных шин, произведенных вне таможенной территории ЕАЭС, классифицируемых кодами 4011 10 000 3.4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 401120 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации.

По мнению подателя жалобы,  таможенный орган применяет формы таможенного контроля, в том числе, проверяет сведения о кодах идентификации, содержащихся в средствах идентификации, только в отношении товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. С учетом вышеприведенных норм, к таким товарам относятся новые иностранные шины, ввозимые в Российскую Федерацию и декларируемые в ДТ в качестве самостоятельного товара. Таким образом при таможенном декларировании Обществом в графе 31 ДТ указаны сведения о товаре, имеющем классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, не содержащийся в Перечне и Правилах маркировки, произвольное использование в данной ситуации декларантом требований Порядка по заполнению сведений под номером 13 в графах 31 ДТ является неправомерным.

Податель жалобы считает, что оспариваемые требование таможенного поста от 20.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ДТ № 10228010/190121/0016641, а также решение таможенного поста от 20.01.2021 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10228010/190121/0016641 соответствуют праву ЕАЭС и законодательству о таможенном регулировании, баланс частных и публичных интересов не нарушают, не создают препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебном заседании представитель Таможни заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Российской Федерации по делу №А56-4446/2021. 

Представитель Общества возражал против удовлетворения ходатайства.

Ходатайство о приостановлении производства по делу отклонено апелляционной инстанцией, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьи 143 АПК РФ. Таможенным органом не указано конкретных преюдициальных обстоятельств, потенциально влияющих на итог рассмотрения настоящего арбитражного дела. Кроме того  судебный акт по делу №А56-4446/2021 вступил в законную силу.

Представитель таможенного органа поддержал  доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции от без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 08.06.2018 между ООО «Атлант» и компанией TRADEFININVESTSA был заключен внешнеэкономический контракт №36/2-2018 (далее - Контракт), в соответствии, с условиями которого компания TRADEFININVESTSA обязалась поставлять в адрес заявителя автомобильные шины (покрышки), колеса ходовые из стали в сборе с шинами в количестве, ассортименте, на условиях и по ценам, оговоренных в Контракте и/или Приложениях к нему.

Согласно условиям Контракта, поставка товаров осуществляется на условиях СРТ Кингисепп, СРТ Усть-Луга, СРТ Выборг, FCA Котка, в соответствии с INCOTERMS 2010 (п. 1.2 Контракта).

13.11.2020 между заявителем и компанией TRADEFININVESTSAна основании заказа № 69 от 13.11.2020 было заключено Приложение № 69 к Контракту, согласно условиям которого, продавец обязался поставить в адрес заявителя товар колеса ходовые из стали в сборе с шинами на условиях FCA Котка.

Во исполнение Приложения № 69 от 14.11.2020 к Контракту на основании счета (инвойса) № 1180624/69 от 13.11.2020 компания TRADEFININVESTSA поставила в адрес заявителя товар колеса ходовые из стали в сборе с шинами в количестве 164 единицы на общую сумму 30 918.92 долларов США.

19.01.2021 заявитель подал в таможенный орган (Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни) декларацию на товары (далее – ДТ) № 10228010/190121/0016641 в форме электронного документа с приложением всех предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации документов.

В графе 31 ДТ Общество указало коды маркировки (коды средств идентификации) товаров, предусмотренные в отношении шин Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 и Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р.

20.01.2021 по результатам таможенного контроля, проведенного в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товаров, СЗТП (ЦЭД)  декларанту  направлено  требование  о  внесении  изменений  (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10228010/190121/0016641, до выпуска товаров в части исключения сведений о контрольно-идентификационных знаках (далее -КИЗ) указанных в подпункте 13 графы 31.

20.01.2021 в связи с отказом Общества от предоставления надлежащим образом заполненной формы корректировки декларации на товары (далее - КДТ), СЗТП (ЦЭД) на основании, в том числе, подпункта 2 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) принято решение об отказе в выпуске товара, сведения о котором заявлены ДТ № 10228010/190121/0016641 (невыполнение требования таможенного органа об изменении сведений, заявленных в таможенной декларации).

Посчитав, что требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, решение об отказе в выпуске товара, являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, принимая во внимание, что шины являлись неотъемлемой составной частью ввезенного Обществом товара (колеса ходовое стальное в сборе с шиной), согласился с доводами Общества об обоснованности указания в спорной ДТ в графе 31 под номером 13 сведений о маркировке шин средствами идентификации, в связи, с чем удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 этой статьи, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 этой статьи, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 119 ТК ЕАЭС предусмотрено, что срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 этой статьи, может быть продлен на время, необходимое для выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 2 статьи 112 ТК ЕАЭС в случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 настоящего Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 настоящего Кодекса.

Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).

При невыполнении требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС).

Как следует из материалов дела, в ходе таможенного контроля, проведенного в форме проверки таможенных и иных документов и (или) сведений до выпуска товара по ДТ N 10228010/190121/00106641, СЗТП (ЦЭД) в адрес декларанта 20.01.2021 было направлено требование о внесении изменений (дополнений), в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/190121/00106641, в части исключения сведений о контрольно-идентификационных знаках, указанных в подпункте 13 графы 31 ДТ. В данном требовании таможенным органом указано, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 указан исчерпывающий перечень кодов ТН ВЭД товаров, подлежащих обязательной маркировке; поскольку код ТН ВЭД, заявленный в Обществом в графе 33 ДТ N 10228010/190121/00106641 не поименован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958, то сведения о контрольно-идентификационных знаках подлежат исключению из графы 31 ДТ.

20.01.2021 в связи с отказом Общества от предоставления надлежащим образом заполненной формы корректировки декларации на товары (далее - КДТ), СЗТП (ЦЭД) на основании, в том числе, подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС принято решение об отказе в выпуске товара, сведения о котором заявлены ДТ № 10228010/190121/0016641 (невыполнение требования таможенного органа об изменении сведений, заявленных в таможенной декларации).

Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза (пункт 5 статьи 105 ТК ЕАЭС).

Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Порядок N 257).

Подпунктом 29 пункта 15 раздела II Порядка N 257 предусмотрено, что в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.

Сведения, заявляемые в данной графе, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера.

Под номером 1 в графе 31 ДТ указываются:

- наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;

Под номером 13 в графе 31 ДТ в Российской Федерации для товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации на дату вступления в силу Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 (по состоянию на указанную дату вступил в силу нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий порядок маркировки соответствующего товара) или после его вступления в силу с учетом статьи 7 указанного Соглашения и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру реимпорта, указываются следующие сведения:

- общее количество кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, на товарный ярлык или потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия - на первичную упаковку);

- кодовое обозначение уровня маркировки ("0" - средство идентификации нанесено на товар, на товарный ярлык или потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия - на первичную упаковку), "1" - средство идентификации нанесено на групповую упаковку, "2" - средство идентификации нанесено на транспортную упаковку), а также (через знак разделителя "/" при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе) коды идентификации товаров или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на групповую упаковку, или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на транспортную упаковку.

Сведения об общем количестве кодов идентификации товаров и кодовое обозначение уровня маркировки при подаче ДТ в виде электронного документа указываются в соответствующих реквизитах структуры ДТ, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через знак разделителя ":".

Коды идентификации товаров, коды идентификации групповой упаковки, коды идентификации транспортной упаковки при подаче ДТ в виде электронного документа указываются путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ по каждому коду идентификации, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через запятую.

При указании кодов идентификации товаров, кодов идентификации групповой упаковки или кодов идентификации транспортной упаковки, следующих подряд, указываются первый и последний номера соответствующего диапазона. При подаче ДТ в виде электронного документа эти сведения указываются путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через знак разделителя "-".

Порядок маркировки товаров унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации определен Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 2 февраля 2018 года) (далее - Соглашение).

Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения его действие распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.

Пунктом 1 статьи 3 Соглашения определено, что маркировка товаров в рамках ЕАЭС может быть введена по решению Совета Комиссии.

С даты введения маркировки товаров в рамках ЕАЭС на товары, маркируемые в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, такие государства - члены ЕАЭС обеспечивают маркировку таких товаров на своих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными Соглашением и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии (пункт 5 статьи 5 Соглашения).

Маркировка шин и покрышек пневматических резиновых новых средствами идентификации введена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.11.2019 N 129, пунктом 2 которого установлено, что маркировке подлежат товары, включенные в перечень, утвержденный данным решением. Указанный перечень содержит товары, классифицируемые в товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС: шины и покрышки пневматические резиновые новые.

Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 (далее - Правила маркировки).

Согласно Правилам маркировки "шины" - продукция, соответствующая кодам ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 и ОКПД 2 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации.

Таможенный орган пришел к выводу о том, что поскольку задекларированный Обществом по ДТ N 10228010/190121/00106641 товар - колеса в сборе, классифицируемый в товарной подсубпозиции 8708 70 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС, не подлежит обязательной маркировке в силу вышеприведенных положений Соглашения от 02.02.2019, Решения от 18.11.2019 N 129 и Правил маркировки и при их декларировании в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта таможенный контроль в части проверки соблюдения требований законодательства об обязательной маркировке не осуществляется, то указание сведений о КИЗ под номером 13 в графе 31 ДТ N 10228010/190121/00106641 осуществлено Обществом в нарушение требований Порядка N 257.

Вместе с тем, таможенным органом не учтено, что Обществом по спорной ДТ были ввезены колеса ходовые из стали в сборе с шинами для грузовых автомобилей, то есть данный товар является многокомпонентным и состоит из диска и шины, которые предназначены для использования на грузовых автомобилях, что соответствует коду 22.11.13.110 ОКПД.

При этом в подпункте 29 пункта 15 раздела II Порядка N 257 не содержится запрета на указание в ДТ кодов идентификации составных частей многокомпонентных товаров.

В ДТ N 10228010/190121/00106641 в графе 31 под номером 13 указаны сведения о кодах маркировки шин, являющихся составной частью колеса ходового стального в сборе.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что шины являлись неотъемлемой составной частью задекларированного по ДТ N 10228010/190121/00106641 товара, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами Общества об обоснованности указания в ДТ в графе 31 под номером 13 сведений о маркировке шин средствами идентификации. При этом суд указал, что вопреки доводам таможенного органа отсутствие у декларанта в силу положений Порядка N 257, Соглашения от 02.02.2019, Решения от 18.11.2019 N 129 и Правил маркировки прямой обязанности приводить в ДТ соответствующую информацию исходя из заявленного им классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС, не свидетельствует, что декларантом были приведены избыточные сведения, не относимые к содержанию ДТ согласно требованиям статьи 106 ТК ЕАЭС, и нарушены правила заполнения декларации, установленные Порядком N 257. Тем более перечень сведений в 31 графе ДТ по мнению суда не является исчерпывающим, в связи с чем можно вносить любые сведения о товаре, главное, чтоб они были достоверными и спор о том в каком разделе ДТ подлежат указание сведений о маркировке шин в данном случае правового значения не имеет и тем более не может являться основанием для отказа в выпуске товара. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительными требование от 21.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/190121/00106641 до выпуска товаров, а также решение от 21.01.2021 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10228010/190121/00106641.

Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи, с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 03.02.2022 по делу №  А56-6172/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

М.И. Денисюк

 Н.И. Протас