НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 № 13АП-808/14

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 апреля 2014 года

Дело №А56-444/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2014 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 29.01.2013 № 5

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 24.03.2014 № 187

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-808/2014) Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 по делу № А56-444/2013 (судья Королева Т.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил  :

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Петроградском районе Санкт-Петербурга (место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 38, лит. А, ОГРН <***>) (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 30, ОГРН <***>) (далее - Управление Рособоронзаказа, страхователь) штрафа в размере 16 118,90 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования”.

Решением суда от 07.03.2013 заявление Пенсионного фонда удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление Рособоронзаказа ссылаясь, на нарушение судом норм процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению Управления Рособоронзаказа, суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствии надлежащего доказательства извещения ответчика о принятии к производству заявления Пенсионного фонда. Кроме того, Управление Рособоронзаказа считает, что при привлечении страхователя к ответственности Пенсионным фондом были допущены существенные процессуальные нарушения, а также неверно определен размер штрафа.

Определением от 20.02.2014 суд апелляционной инстанции, установив безусловные основания для отмены решения суда в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.

В настоящем судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал заявленные требования, а представитель Управления Рособоронзаказа возражал против удовлетворения заявления, по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Дело судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьей 226, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что 22.05.2012 Пенсионным фондом по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 10.04.2012 № 278 было вынесено решение N 278.

Указанным решением Управление Рособоронзаказа привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования": в виде штрафа в размере 16 118,90 руб. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В решении установлено, что при установленной законодательством дате представления индивидуальных сведений за 1 квартал 2011 года - до 16.05.2011 сведения фактически представлены ответчиком только - 21.02.2012.

На основании решения от 22.05.2012 № 278 Пенсионный фонд направил в адрес Управления Рособоронзаказа требование от 21.06.2012 N 278 об уплате суммы штрафа в срок до 16.07.2012.

Поскольку в установленный требованием срок штраф страхователем не уплачен, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указанные в данном пункте сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) и о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц страхователь представляет ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В силу статьи 14 Закона N 167-ФЗ, статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения и документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. (часть третья введена Федеральным законом от 25.10.2001 N 138-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

В данном случае факт несвоевременного представления Управлением Рособоронзаказа сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1квартал 2011 года подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.

Следовательно, Пенсионный фонд правомерно привлек Управление Рособоронзаказа к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Размер штрафа в сумме 16 118,90 руб. определен органом Пенсионного фонда правильно – 10 процентов от платежей, причитающихся за отчетный период.

Довод ответчика о нарушении процедуры привлечения Управления Рособоронзаказа к ответственности отклоняется судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем), а также предусмотрено, что об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт камеральной проверки может быть подписан лицом, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченным представителем) в том случае, когда камеральная проверка проводится в присутствии плательщика страховых взносов.

В рассматриваемом деле Пенсионным фондом не было выявлено фактов неполноты и (или) недостоверности представленных Управлением Рособоронзаказа сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2011 года, а установлено только их несвоевременное представление, в связи с чем, Пенсионный фонд проводил проверку в отсутствие проверяемого лица и по итогам проверки составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ) акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Таким образом, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе самостоятельно выбирать способ вручения акта проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, проводившего проверку.

Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).

Однако данной статье не регламентировано, каким именно способом извещения должен воспользоваться руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для извещения организации. В частности, Законом N 212-ФЗ не предусмотрено, что извещение должно направляться организации именно заказным письмом с уведомлением о вручении

Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Из материалов дела следует, что акт камеральной проверки от 10.04.2012 № 278, в котором зафиксирован факт нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и Уведомление о вызове страхователя от 10.04.2012 № 278, которое содержит сведения о дате, времени и месте его рассмотрения, направлены Управлению Рособоронзаказа 11.04.2012 по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: 197198, СПб, ФИО4, д. 33, пом 7-Н, что подтверждается списком заказной корреспонденции № 28, содержащим штамп почтового отделения связи о принятии корреспонденции к отправке 11.04.2012 (л.д. 13).

Названный способ вручения акта проверки и извещения о времени и месте его рассмотрения не противоречит положениям части 2 статьи 39 и части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ).

Ссылка Управления Рособоронзаказа на то, что указанные документы не были направлены Пенсионным фондом по фактическому адресу ответчика (197101, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 30), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку изменение адреса (место нахождения) юридического лица было зарегистрировано только 05.12.2012, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

При таких обстоятельствах требование Пенсионного фонда о взыскании с Управления Рособоронзаказа штрафных санкций в размере 16 118,90 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования” является обоснованным и подлежит удовлетворению.

О применении судом положений статьи 44 Закона № 212-ФЗ и уменьшении суммы штрафных санкций ответчиком не заявлено. Судом апелляционной инстанции обстоятельств, смягчающих ответственность за допущенное Управлением Рособоронзаказа нарушение, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 – 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 по делу № А56-444/2013 отменить.

Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, д. 30, ОГРН <***>) в доход Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 16 118,90 руб.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Н.О. Третьякова