ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 февраля 2015 года | Дело № А56-44591/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Кривоносовой О.Г.
при участии:
от заявителя: Слепченок В.О. по доверенности от 17.04.2014
от заинтересованного лица: Чуба Е.А. по доверенности от 18.08.2014 №12-06/20, Богоявленская И.Г. по доверенности от 09.09.2014 №12-6-01/21
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-28202/2014 ) МИФНС России №3 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2014 по делу № А56-44591/2014 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис поселка Стрельна"
к МИФНС России №3 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис поселка Стрельна» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке предусмотренном статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными решений Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Санкт-Петербургу (далее- заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 31.03.2014 №5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, №5 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению; требования от 01.07.2014 №429 об уплате налога, сбора, пени, штрафа и процентов и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления возврата НДС в размере 2 791 900 руб. путем перечисления налога на расчетный счет.
Решением суда от 09.10.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, просил судебный акт отменить.
Представитель общества против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить в силе.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом в налоговый орган уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2013 года (далее - декларация), в которой отражена сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета за данный налоговый период, в сумме 2 791 900,00 руб., налоговым органом оформлен акт от 31.01.2014 №02-04/64.
На основании рассмотрения материалов проверки, в том числе возражений общества от 12.02.2014 №02-04/79, налоговым органом 31.03.2014 было принято решение №5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения которым обществу уменьшен НДС, предъявленный к возмещению из бюджета в сумме 2 791 900,00 руб. Обществу предложено уплатить НДС в сумме 801 356,00 руб.; пени в размере 25 660,20 руб.; Общество привлечено к ответственности в сумме 146 560,65 руб.
Также налоговым органом принято решение №5 от 31.03.2014 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, в сумме 2 791 900,00 руб.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 06.06.2014 №№16-13/24565, 16-13/24564, принятыми по апелляционным жалобам Общества, решения инспекции оставлены без изменения.
На основании вступившего в законную силу решения №5 от 31.03.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган направил в адрес общества Требование № 429 об уплате налога, сбора, пени, штрафа и процентов по состоянию на 01.07.2014.
Полагая, что решения, вынесенные налоговым органом, являются незаконными и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что основанием для вынесения оспариваемых Обществом решений послужил вывод налогового органа о необоснованном исключении из налоговой базы по НДС субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, полученных заявителем из бюджета Санкт-Петербурга в качестве финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества и включенных в адресную программу.
По мнению налогового органа, у заявителя не возникло условий для применения пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по НДС. В этой связи налоговый орган признал, что Обществом занижена на 23 555 792 руб. налоговая база по НДС за 3 квартал 2013 года.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что основной целью создания и деятельности Общества в соответствии с его Уставом является удовлетворение общественных потребностей в услугах, предоставляемых организацией, а именно управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда; эксплуатация и ремонт энергетического оборудования, тепловых сетей, сетей холодного и горячего водоснабжения, канализации; эксплуатация и ремонт внутридомовых сетей и приборов электроснабжения, тепловых сетей, сетей холодного и горячего водоснабжения, канализации.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.04.2013 №287 «О предоставлении в 2013 году субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов» утверждена региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга (распоряжение Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 30.05.2013 №942 «О предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году»).
Во исполнение указанных нормативных актов между Администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга и Обществом заключен договор о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов от 05.06.2013 №02-ОРХ/13.
В рамках адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга, налогоплательщик получил 4 872 511 руб. из бюджета Санкт-Петербурга.
Кроме того, согласно договору о предоставлении субсидий на финансирование ремонта фасадов и крыш многоквартирных домов от 19.08.2013 №05-ОРХ/13, заключенному с Администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга, Обществу выделены денежные средства в сумме 19 866 992 руб. на проведение ремонта фасадов и крыш многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В 3 квартале 2013 года на расчетный счет Общества, открытый в ОАО «Сбербанк России», из бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) перечислены денежные средства в виде субсидий в общей сумме 23 555 791,79 руб. - а именно 95% от общего финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
Указанные денежные средства были использованы Обществом в 3 квартале 2013 года в счет оплаты капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Жилкомсервис поселка Стрельна».
Ремонт проводился в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ с привлечением подрядных организаций
Общество, при исчислении НДС за указанный период, учло в налоговой базе только средства долевого финансирования капитального ремонта, поступившие от собственников помещений многоквартирных домов (5% от стоимости капитального ремонта), в размере 256 448,01 руб., полагая, что денежные средства, предоставленные в рамках адресных программ в соответствии с Законом N 185-ФЗ, являются субсидиями, предоставляемыми в связи с реализацией услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов, и не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС.
Апелляционная коллегия полагает данную позицию неправомерной в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено названной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Следовательно, в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением им государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
В рассматриваемом случае стоимость капитального ремонта домов за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств муниципального бюджета не относится к цене, регулируемой государством. Стоимость ремонта и выделение на него денежных средств определяются на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, то есть в каждом случае индивидуально.
Не связана данная финансовая поддержка и с предоставлением льготы, поскольку льготой являются преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими. В данном случае никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставлялось. Все дома, предусмотренные региональной адресной программой, ремонтировались на равных условиях, без каких-либо преимуществ. Стоимость ремонта в домах различна, но она зависит не от преференций для отдельных потребителей, а от конкретных смет на ремонт.
На основании Закона N 185-ФЗ финансовая поддержка на проведение капитального ремонта многоквартирных домов устанавливается в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и направлена на помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, а не управляющим компаниям.
Так, изначально получателями средств соответствующего фонда, направляемых на оказание финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (указанные средства поступают в соответствующие бюджеты), и лишь впоследствии данные средства распределяются между муниципальными образованиями и далее - между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Фактически денежные средства перечисляются управляющим компаниям для расчета с подрядными организациями (статья 15 Закона N 185-ФЗ), а не для покрытия понесенных ими убытков.
Таким образом, рассматриваемая финансовая помощь, выделяемая в рамках Закона N 185-ФЗ, носит адресный характер и не имеет целью финансовую поддержку непосредственно управляющих компаний.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Общества не имеется оснований для применения пункта 2 статьи 154 НК РФ и исключения из налоговой базы по НДС сумм финансирования, полученных в порядке и на основании Закона N 185-ФЗ.
В соответствии со статьей 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Следовательно, налогоплательщик должен учитывать в налоговой базе по НДС в качестве платы за ремонт жилого дома средства, полученные как от собственников, так и на основании Закона N 185-ФЗ, с соответствующим применением налоговых вычетов по расходам, связанным с таким ремонтом, в полной сумме.
Включение в налоговую базу по НДС только сумм, уплаченных собственниками помещений, и предъявление к вычету НДС с сумм, уплаченных поставщикам в полном объеме, не соответствует природе косвенного налога (НДС).
Возмещение НДС из бюджета без создания источника возмещения влечет получение Обществом неосновательного обогащения за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия полагает, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в определение Верховного Суда РФ от 27.11.2014 N 309-КГ14-3933 по делу N А60-32409/2012, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.12.2014 по делу N А42-6644/2013.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2014 по делу №А56-44591/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.В. Будылева | |
Судьи | И.А. Дмитриева Л.П. Загараева |