НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2023 № А21-13022/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 октября 2023 года

Дело №А21-13022/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Макашеым В.Э.

при участии:

от истца: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

от третьего лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15505/2023) общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «МакроСтрой» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2023 по делу № А21-13022/2022 (судья Широченко Д.В.), принятое

по иску Комитета городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград»

к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «МакроСтрой»

третье лицо: Администрация городского округа «Город Калининград»

об обязании

установил:

Комитет городского хозяйства и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1023900783620, ИНН 3904094520; далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «МакроСтрой» (ОГРН 1023900588084, ИНН 3904044800; далее - ответчик, Общество) выполнить мероприятия по внесению изменений в установленном порядке в ранее согласованный проект компенсационного озеленения (проект ООО «МакроСтрой» стадия П, листы 1-4) в части изменения мест посадки компенсационного озеленения и выполнить посадку зеленых насаждений согласно измененному проекту компенсационного озеленения в срок до 01.04.2023.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена Администрация городского округа «Город Калининград» (далее – Администрация).

Решением суда от 23.03.2023 исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО «Специализированный застройщик «МакроСтрой» направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 23.03.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что компенсационное озеленение выполнено Обществом в соответствии с утвержденной проектной документацией, прошедшей в установленном порядке экспертизу; на проверку исполнения компенсационного озеленения Общество не вызывалось, уведомления о проведении проверки не поступало; письмо от 06.06.2019 №и-КГХ-7437 не было направлено в адрес Общества. Кроме того, податель жалобы также ссылается на невозможность проведения компенсационного озеленения в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:121010:1 ввиду нахождения указанного земельного участка в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. Помимо этого, податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание установленные сроки исполнения процедур, связанных с согласованием проектов компенсационного озеленения, в связи с чем решение суда о внесении изменений в ранее согласованный проект компенсационного озеленения, а также осуществлении компенсационного озеленения в соответствии с утвержденным проектом в срок до 01.04.2023 является неисполнимым.

Во исполнение определений Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 и от 22.08.2023 Комитетом в электронном виде с использованием сервиса «Мой арбитр» представлен отзыв на апелляционную жалобу, а также акт оценки выполненных объемов и качества работ от 09.08.2022 №а-АКО-56 с приложением фототаблицы, пояснения к акту от 09.08.2022 №а-АКО-56 по компенсационному озеленению, доказательства направления письма от 06.06.2019 №и-КГХ-7437.

Указанные документы, необходимые для правильного рассмотрения спора, приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание 26.09.2023 своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Комитетом Обществу выдан порубочный билет от 24.03.2017 № 0157, срок действия которого установлен до 28.04.2018.

На основании данного порубочного билета Обществу разрешено производить работы по вырубке (сносу) зеленых насаждений на земельном участке, расположенном по адресу: г. Калининград, проспект Советский, д. 218 (кадастровый номер 39:15:121010:1) в связи со строительством объекта капитального строительства «Многоквартирный дом со встроенным паркингом и административными помещениями».

Порубочным билетом предусмотрена оплата компенсационной стоимости в размере 411335 руб. и разрешено вырубить 32 дерева, 10 кустарников, сохранить 14 деревьев, а также предусмотрено выполнение компенсационного озеленения в соответствии с условиями, указанными в письме Комитета от 14.03.2017 № 038-19/у-10-147.

Согласно согласованному проекту компенсационного озеленения (проект ООО «МакроСТрой», стадия П, лист 2) необходимо выполнить посадку зеленых насаждений, а именно 32 дерева, в том числе 2 дерева клена остролистого «Кримсон Сентри», 24 дерева граба обыкновенного (сформированного для живой изгороди), 6 деревьев березы повислой «Юнги»; а также 10 кустарников барбариса «Тунберга» (декоративного сорта).

Компенсационная стоимость в размере 411335 руб. была оплачена ответчиком 13.02.2017.

Актом освидетельствования места вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений от 08.10.2018 № 281, составленным должностным лицом Комитета, установлено, что работы выполнены с нарушением условий порубочного билета от 24.03.2017 № 0157, вырублены деревья, подлежащие сохранению (сливы, алыча); всего вырублено 43 дерева и 11 кустарников.

В связи с изложенным, Комитетом в адрес ООО «Специализированный застройщик «МакроСтрой» было направлено письмо исх. от 29.11.2018 № и-КГХ-22215 с требованием об оплате компенсационной стоимости в размере 1618180 руб. за деревья, вырубленные без разрешительной документации, в срок до 26.12.2018.

По факту нарушения условий разрешительной документации Комитетом 10.06.2019 в адрес ООО «Специализированный застройщик «МакроСтрой» также было направлено письмо исх. от 06.06.2019 № и-КГХ-7437 об окончании срока действия порубочного билета № 0157 с требованием в кратчайшие сроки организовать работы по компенсационному озеленению по адресу проспект Советский, д. 218 (кадастровый номер 39:15:120101:1).

18.02.2022 Общество обратилось в Комитет с просьбой выдать акт освидетельствования места вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений и акт приемки компенсационного озеленения (исх. от 18.02.2018 №110).

17.03.2022 Комитет направил в адрес Общества акт освидетельствования места вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений от 08.10.2018 №281 и дополнительно сообщил, что специалистами Комитета в ходе выездных мероприятий, с учетом сведений акта, произведен осмотр высаженных зеленых насаждений, в ходе которого установлено, что на объекте строительства по Советскому проспекту, д. 218 высажено 32 дерева и 113 кустарников. Таким образом, Комитетом выявлено, что баланс вырубленных и высаженных зеленых насаждений в соответствии с требованиями Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 100 «Об охране зеленых насаждений» не соблюден.

В связи с указанным, ответчику было предложено до 20.04.2022 организовать мероприятия по корректировке проекта компенсационного озеленения и посадке недостающих 11 деревьев, а также после устранения выявленных замечаний проинформировать об этом с целью организации выезда Комиссию для составления акта по оценке объемов и качества выполненных работ по компенсационному озеленению и в дальнейшем закрытия порубочного билета от 24.03.2017 № 0157.

Согласно разрешению на строительство от 24.10.2016 № 39-RU39301000-239-2016, срок действия настоящего разрешения истек 24.04.2018. Объект введен в эксплуатацию 29.12.2018 (согласно разрешению на ввод в эксплуатацию № 39-RU39301000-067-2018 от 29.12.2018).

По итогам проведения Комитетом контрольных мероприятий в соответствии с актом оценки выполненных объемов и качества работ по компенсационному озеленению от 09.08.2022 № а-АКО-56 компенсационное озеленение не принято, Комитетом установлено, что ответчиком выполнена высадка зеленых насаждений с нарушением требований проекта компенсационного озеленения, а именно: высажено 8 деревьев, из них клен остролистный 2 шт., береза повислая 6 шт., места посадки саженцев не соответствуют проекту; отсутствует 24 дерева и 10 кустарников, предусмотренных к посадке по проекту. Кроме того, на объекте высажено 24 саженцев липы, 7 кустарников туи западной (не предусмотренные проектом) и 27 кустов кизильника блестящего в рамках дополнительного озеленения объекта (не подлежат учету в счет компенсационного озеленения).

Таким образом, Комитетом установлено, что условия порубочного билета от 24.03.2017 № 0157 в части компенсационного озеленения не выполнены.

В связи с неисполнением условий порубочного билета от 24.03.2017 № 0157 в части компенсационного озеленения, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Решением суда от 23.03.2023 исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

На основании статьи 61 Закона № 7-ФЗ охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

В силу статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Статьей 1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 г. № 100 «Об охране зеленых насаждений» (далее - Закон № 100) определено, что уничтожение зеленых насаждений - вырубка (снос), повреждение или выкапывание растений зеленых насаждений, повлекшее прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений; компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.

В силу пункта 2 статьи 4 Закона № 100 вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, выдаваемой органами местного самоуправления в установленном ими порядке. Условия выданной разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений обязательны для соблюдения и не подлежат изменению в течение срока ее действия.

В соответствии со статьей 6 Закона № 100 компенсационное озеленение проводится в обязательном порядке во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, в том числе в случае повреждения или уничтожения зеленых насаждений в результате пересадки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, и должно обеспечивать сохранение установленного уровня озелененности населенного пункта, микрорайона (квартала), группы жилых домов (подпункт 6 пункта 1).

Компенсационное озеленение проводится в соответствии с проектом компенсационного озеленения, утвержденным органом местного самоуправления в установленном им порядке до выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, и согласованным с Уполномоченным органом в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 6 Закона № 100).

Компенсационное озеленение и разработка проекта компенсационного озеленения производятся за счет средств физических или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений (пункт 4 Закона № 100).

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 04.03.2020 № 42 утвержден Порядок выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград» (далее - Порядок № 42).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка № 42 порубочный билет - это документ, разрешающий вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений.

В силу пункта 2.10 Порядка № 42 акт о необходимости вырубки (сноса), обрезки и пересадки зеленых насаждений выдается (направляется) уполномоченным органом администрации собственнику земельного участка, на котором произрастают зеленые насаждения, в отношении которых по результатам мониторинга зеленых насаждений установлен факт необходимости выполнения работ по вырубке (сносу), и/или обрезке, и/или пересадке зеленых насаждений, или управомоченному им лицу.

Пунктом 5.3 Порядка № 42 предусмотрено, что компенсационное озеленение организуется заинтересованным лицом. Осуществление компенсационного озеленения по утвержденному уполномоченным органом администрации проекту считается согласованным с администрацией городского округа «Город Калининград». Утверждение уполномоченным органом администрации проекта компенсационного озеленения осуществляется в соответствии с порядком, установленным регламентом.

В рассматриваемом случае из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в порубочном билете от 24.03.2017 № 0157, на основании которого Обществу разрешена вырубка, установлена обязанность по выполнению компенсационного озеленения.

Порубочным билетом от 24.03.2017 № 0157 разрешено вырубить 32 дерева, 10 кустарников, сохранить 14 деревьев, а также предусмотрено выполнение компенсационного озеленения в соответствии с условиями, указанными в письме Комитета от 14.03.2017 № 038-19/у-10-147.

Согласно согласованному проекту компенсационного озеленения (проект ООО «МакроСТрой», стадия П, лист 2) необходимо выполнить посадку зеленых насаждений, а именно 32 дерева, в том числе 2 дерева клена остролистого «Кримсон Сентри», 24 дерева граба обыкновенного (сформированного для живой изгороди), 6 деревьев березы повислой «Юнги»; а также 10 кустарников барбариса «Тунберга» (декоративного сорта).

Между тем, из представленных в материалы дела доказательств, в том числе актов от 08.10.2018 № 281, от 09.08.2022 №а-АКО-56, следует, что обязанность Общества по осуществлению компенсационного озеленения до настоящего времени в полном объеме не исполнена.

Как следует из пояснений к акту оценки выполненных объемов и качества работ от 09.08.2022 №а-АКО-56 по комплексному озеленению, на земельном участке по Советскому проспекту с кад. №39:15:121010:1 вырублено 43 дерева и 11 кустарников (акт освидетельствования от 08.10.2018 № 281). При этом высажено 8 деревьев (2 шт. клена остролистного, 6 шт. деревьев березы повислой «Юнги»), вместе с тем, места посадки саженцев не соответствуют проекту. Кроме того, 24 дерева и 10 кустарников, предусмотренных к посадке по проекту, отсутствуют; на объекте высажено 24 саженцев липы, 7 кустарников туи западной, не предусмотренных проектом, а также 27 кустов кизильника блестящего в рамках дополнительного озеленения объекта, которые не подлежат зачету в счет компенсационного озеленения.

В силу пункта 5.13 Порядка № 42 проект компенсационного озеленения считается реализованным после исполнения всех предусмотренных проектом мероприятий, в том числе по уходу и содержанию высаженных зеленых насаждений. Реализованный проект компенсационного озеленения предъявляется заинтересованным лицом уполномоченному органу администрации для оценки объемов и качества выполненных работ.

Таким образом, Обществу необходимо высадить 43 дерева и 11 кустарников согласно утвержденному Проекту.

Доводы подателя жалобы о том, что на проверку исполнения компенсационного озеленения Общество не вызывалось, уведомления о проведении проверки не поступали, письмо от 06.06.2019 №и-КГХ-7437 также не было направлено в адрес Общества, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Пунктом 3.1 Порядка № 42 установлено, что для проведения обследования зеленых насаждений на территории городского округа «Город Калининград» в целях оформления разрешительной документации создается комиссия, состав комиссии и порядок ее работы, требования к общественным экспертам устанавливаются распоряжением администрации городского округа «Город Калининград»; обязанность административного органа по информированию о проведении проверки исполнения компенсационного озеленения действующим законодательством не предусмотрена.

Вопреки доводам Общества письмо от 06.06.2019 №и-КГХ-7437 было направлено в адрес Общества 10.06.2019, что подтверждается представленным Комитетом в суд апелляционной инстанции списком внутренних почтовых отправлений от 10.06.2019 (почтовый идентификатор 80086737065020)

Ссылки подателя жалобы на невозможность проведения компенсационного озеленения в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:121010:1 ввиду нахождения указанного земельного участка в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, также подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае на ответчика возложена обязанность по устранению ранее допущенного нарушения обязательства в части осуществления компенсационного озеленения, а не по проведению нового компенсационного озеленения, чему не может препятствовать ввод вышеназванного дома в эксплуатацию. Обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие возражений собственников помещений многоквартирного дома с проведением компенсационного озеленения

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Комитета об обязании Общества выполнить мероприятия по внесению изменений в установленном порядке в ранее согласованный проект компенсационного озеленения (проект ООО «МакроСтрой» стадия П, листы 1-4) в части изменения мест посадки компенсационного озеленения и выполнить посадку зеленых насаждений согласно измененному проекту компенсационного озеленения.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не приняты во внимание установленные сроки исполнения процедур, связанные с согласованием проектов компенсационного озеленения, в связи с чем решение суда от 23.03.2023 о внесении изменений в ранее согласованный проект компенсационного озеленения, а также осуществлении компенсационного озеленения в соответствии с утвержденным проектом в части срока (до 01.04.2023) является неисполнимым.

В соответствии с регламентом оказания муниципальной услуги №038-19/у «Утверждение проекта компенсационного озеленения на территории городского округа «Город Калининград», утвержденным Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 29.10.2020 № 974 (в редакции постановления от 24.12.2020 № 1171) размещенного на официальном сайте Администрации городского округа «Город Калининград», срок предоставления услуги по утверждению проекта компенсационного озеленения составляет:

- 18 рабочих дней со дня регистрации запроса о предоставлении муниципальной услуги с комплектом документов в случае, если повреждено (или уничтожено) или намечаемой деятельностью предусмотрено повреждение или уничтожение зеленых насаждений на площади менее 100 кв.м;

- 35 рабочих дней со дня регистрации запроса о предоставлении муниципальной услуги с комплектом документов в случае, если повреждено (или уничтожено) или намечаемой деятельностью предусмотрено повреждение или уничтожение зеленых насаждений на площади свыше 100 кв.м.

Площадь земельного участка с кадастровым номером 39:15:121010:1 по Советскому проспекту составляет 1905 кв.м.

В соответствии с пунктом 6.5 Порядка №42 срок проведения уполномоченным органом администрации мероприятий по приемке выполненного компенсационного озеленения составляет 14 рабочих дней после получения таким органом извещения о завершении работ, а в обоснованных случаях сроки проведения натурного обследования могут быть продлены с уведомлением заинтересованного лица, при этом общий срок обследования и составления итоговых документов не может превышать один календарный месяц.

Таким образом, внесение изменений в ранее согласованный проект компенсационного озеленения, а также осуществление компенсационного озеленения в соответствии с утвержденным проектом, с очевидностью не являлось исполнимым в установленный судом первой инстанции срок - 01.04.2023 (учитывая, в том числе, что решение суда вынесено 16.03.2023 и изготовлено в полном объеме 23.03.2023).

С учетом вышеприведенных нормативных положений относительно сроков утверждения проекта компенсационного озеленения и приемки компенсационного озеленения, а также принимая во внимание агротехнический период для выполнения компенсационного озеленения, суд апелляционной инстанции полагает разумным установить срок выполнения указанных мероприятий до 01.05.2024.

Учитывая изложенное, решение суда от 23.03.2023 надлежит изменить в части установления срока выполнения Обществом мероприятий по внесению изменений в установленном порядке в ранее согласованный проект компенсационного озеленения и выполнения посадки зеленых насаждений согласно измененному проекту компенсационного озеленения, установив срок выполнения указанных мероприятий до 01.05.2024; в остальной части решение суда от 23.03.2023 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 марта 2023 года по делу № А21-13022/2022 изменить, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции

«Обязать общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «МакроСтрой» (ИНН 3904044800) выполнить мероприятия по внесению изменений в установленном порядке в ранее согласованный проект компенсационного озеленения (проект ООО «МакроСтрой» стадия П, листы 1-4) в части изменения мест посадки компенсационного озеленения и выполнить посадку зеленых насаждений согласно измененному проекту компенсационного озеленения в срок до 01.05.2024».

В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 марта 2023 года по делу № А21-13022/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «МакроСтрой» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

О.В. Фуркало