НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 № 13АП-18592/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 октября 2022 года

Дело № А56-90354/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Денисюк М.И., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.

при участии: 

от заявителя: Андрейчикова Е.В. по доверенности от 01.01.2022

от заинтересованного лица: Рыганцова М.С. по доверенности от 05.08.2022

от 3-го лица-1: Рыганцова М.С. по доверенности от 11.01.2022

от 3-го лица-2: Соколова Л.С. по доверенности от 15.02.2022

от 3-го лица-3: Громенко А.П. по доверенности от 29.09.2021 (онлайн),

Левша Е.Д. по доверенности от 21.10.2021 (онлайн)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-18592/2022 ) ООО "Балтимпэкс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2022 по делу № А56-90354/2021 , принятое

по заявлению ООО "Балтимпэкс"

к  Санкт-Петербургской таможне

3-и лица: 1) ФТС России, 2) ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша», 3) Брянская таможня  

об оспаривании уведомлений

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Балтимпэкс» (ОГРН: 1107847203001, адрес: 199178, Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., д. 66, лит. В, пом. 4/192, далее – заявитель, Общество, ООО "Балтимпэкс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене уведомлений Санкт-Петербургской таможни (ОГРН: 1037800003493, адрес: 199000, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10; далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) от 14.09.2021 №10210000/У2021/0006490, от 15.09.2021 №10210000/У2021/0006511, от 17.09.2021 №№ 10210000/У2021/0006527, 10210000/У2021/0006531, 10210000/У2021/0006523, 10210000/У2021/0006529, 10210000/У2021/0006525, от 20.09.2021 №№ 10210000/У2021/0006567, 10210000/У2021/0006559, 10210000/У2021/0006557 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная таможенная служба (ОГРН: 1047730023703, адрес: 121087, Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5; далее – ФТС России, третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» (ОГРН: 1067847152218, адрес: 191024, Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 27/2, лит. А, пом. 56Н, далее - ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша», третье лицо-2) и Брянская таможня (ОГРН: 1023202738558,  адрес: 241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, 41, далее - орган, проводивший таможенный контроль, по результатам которого вынесены оспариваемые уведомления, третье лицо-3).

Решением от 06.05.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что в таможенную стоимость товаров включаются лицензионные платежи, которые относятся к товарам, ввозимым на территорию ЕАЭС и уплата которых является условием такой продажи. При этом, внешнеэкономические контракты не устанавливают зависимость продажи товаров для целей их ввоза на территорию ЕАЭС от уплаты лицензионных платежей. Кроме того, по мнению Общества, НДС, уплачиваемый с лицензионных платежей за товарный знак, не подлежит включению в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с рассмотрением Арбитражным судом Брянской области дела №А09-4434/2022 по заявлению ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» к Брянской таможне о признании недействительными решений о внесении изменений в декларации на товары, по которым, в том числе вынесены и оспариваемые в рамках настоящего дела уведомления.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.08.2022 по делу № А09-4434/2022 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано в связи с пропуском заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

В судебном заседании 26.09.2022 произведена замена состава суда, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судья Зотеева Л.В. заменена на судью Протас Н.И.

В судебном заседании представители Общества и ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» поддержали доводы апелляционной жалобы, представители таможенных органов возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзывах.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в период с 01.11.2018 по 01.06.2021 ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» (Покупатель) по внешнеэкономическим договорам б/н от 02.01.2020, б/н от 22.12.2006, б/н от 01.08.2018 с компаниями The Lorenz Bahlsen Snack-World SP. Z O.O (Польша), Lajkonik Snacks SP. Z O.O (Польша) и Lorenz Snack World Egypt SAE (Египет) ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) товары – «хрустящие кукурузные снэки…», «арахис обжаренный…», «миндаль обжаренный…», «орехи обжаренные…», «посуда столовая…», «картофельные чипсы…» и т.п., в том числе маркированные товарными знаками «Curly», «TASITOS», «Nic Nac s», «Lorenz», «Pomsticks» и др.

Права на объекты интеллектуальной собственности, нанесенные на товары, переданы покупателю по Договору о предоставлении исключительной лицензии на право использования товарных знаков от 01.09.2012 с компанией «Лайконик Холдинг  АГ» (Швейцария) и Лицензионному договору о передаче исключительного права на использования товарных знаков от 21.01.2008, с компанией «Лоренц Бальзен Снэк-Уорлд Холдинг ГмбХ и КоКГ (Германия)» (далее – лицензионные соглашения).

От имени и по поручению декларанта таможенные операции, связанные с помещением данных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (таможенное декларирование) по декларациям на товары №№ 10113110/300319/0042529, 10113110/290419/0059902, 10113110/030519/0061193, 10113110/030219/0012110, 10113110/260219/0024687, 10113110/190419/0054700, 10113110/240119/0007611, 10113110/180319/0035122, 10113110/200119/0005000, 10113110/061218/0177624 осуществлялось таможенным представителем ООО «Балтимпэкс» (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей №0731) на основании договора № 30062193  от 25.07.2017.

Таможенная стоимость товаров по вышеуказанным декларациям заявлена таможенным представителем и принята таможенными органами по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) (метод 1).

После выпуска товаров Брянская таможня в ходе камеральной таможенной проверки, результаты которой оформлены Актом от 13.08.2021 № 10102000/210/130821/А000080, установила, что в нарушение пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС в структуру таможенной стоимости товаров не были включены лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, уплаченных по лицензионным соглашениям.

Ввиду этого таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, а на основании данных решений Санкт-Петербургская таможня направила в адрес декларанта и таможенного представителя, как солидарного плательщика, уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Не согласившись с уведомлениями Санкт-Петербургской таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьих лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.  

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 (далее - Постановление от 26.11.2019 N 49) оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона о таможенном регулировании, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей. В этом случае суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление, приняты решения о взыскании задолженности и совершены действия по их исполнению.

В соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с положением подпункта 3.1 пункта 3 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие.

Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров (например, расходы по перевозке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении   таможенной   стоимости   товаров,   ввозимых   на   таможенную территорию Евразийского экономического союза, по стоимости сделки с ним (метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

При этом следует установить относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам и является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.

В целях выработки единых подходов к решению вопроса о включении лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, Коллегией Евразийской экономической комиссии на основании главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс), Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, включая Пояснительных примечаний к нему, а также Комментария 25.1 и Консультативных заключений Технического комитета по таможенной оценке ВТО разработаны Рекомендации от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары», в соответствии с которыми при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, по стоимости сделки с ними (метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых (ввозимых) товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной Брянской таможней проверки документов, полученных в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, установлено, что в структуру таможенной стоимости указанных товаров, не включены лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, относящиеся к ввезенным товарам, уплаченные декларантом по лицензионному договору о передаче исключительного права на использование товарных знаков б/н от 21.01.2008 (далее – Лицензионный договор 2008 года) и договору о предоставлении исключительной лицензии на право использования товарных знаков б/н от 01.09.2012 (далее – Лицензионный договор 2012 года).

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что в таможенную стоимость товаров включаются лицензионные платежи, которые относятся к товарам, ввозимым на территорию ЕАЭС и уплата которых является условием такой продажи. При этом, внешнеэкономические контракты не устанавливают зависимость продажи товаров для целей их ввоза на территорию ЕАЭС от уплаты лицензионных платежей.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки у ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» в подтверждение исчисленных по Лицензионным договорам на товарные знаки сумм роялти представлены соответствующие Акты сверки взаиморасчетов, оформленные в последний день каждого календарного месяца.

Лицензионным договором 2008 года в пунктах 1 и 4 § 4, пунктах 4.1 § 4 договора установлен размер лицензионного вознаграждения: Лицензиат выплачивает Лицензиару лицензионное вознаграждение в размере 2.7 % от продажной цены нетто. Аналогичные положения закреплены в лицензионном договоре 2012 года.

Плановые лицензионные платежи рассчитываются на основе выручки от продажи продукции, уменьшенной на бонусы и скидки, уплаченные клиентам (продажная цена нетто), пересчитанные в евро. План продаж составляется отделом продаж и утверждается генеральным директором ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» в рамках процесса годового планирования. Бюджетный курс евро устанавливается материнской компанией в зависимости от рыночной ситуации и макроэкономических прогнозов.

Как указывает Брянская таможня, лицензионное вознаграждение, подлежащее включению в структуру таможенной стоимости рассчитано на основании представленных расчетов, Книг покупок за 4 квартал 2018, 2019, 2020г.г., 1-2 кварталы 2021 года, Книг продаж за 4 квартал 2018, 2019, 2020г.г., 1-2 кварталы 2021 года, сведений о перечислении денежных средствах в рамках исполнения обязательств по Лицензионным договорам.

При проведении проверки доказано выполнение двух условий для включения структуру таможенной стоимости ввозимых товаров лицензионных платежей.

В целях проверки выполнения условий, предусмотренных абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, и решения вопроса о том, подлежат ли лицензионные платежи добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, должны быть проанализированы условия лицензионного договора и внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии  с  которым  осуществляется  продажа товаров  для  вывоза на таможенную территорию Союза, а также иные документы, имеющие отношение к продаже товаров и уплателицензионных платежей.

В случае, когда лицензионные платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, и уплачиваются отдельно от счета на оплату оцениваемых (ввозимых) товаров, при решении вопроса о необходимости включения лицензионных платежей в таможенную стоимость этих товаров следует принимать во внимание следующие ключевые факторы: относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам; является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.

Согласно §1 Лицензионного договора 2012 года, товарные знаки отличают маркированный ими товар от конкурирующих товаров и предоставляют лицу, осуществляющему производство и/или реализацию товаров, торгово-сбыточные преимущества.

Сведения о маркировке защищенным товарным знаком ввезенного товара декларантом указаны в графе 31 каждой декларации на товары.

Согласно пунктам 2.1, 2.3 Лицензионного договора 2012 года Лицензиар предоставляет Лицензиату исключительную лицензию на использование товарных знаков; Лицензиар предоставляет Лицензиату право на использование Товарных знаков на территории действия договора, определенной в приложении 2 (т.е. на территории Российской Федерации).

Размер лицензионных платежей установлен § 4 Лицензионного договора 2012 года и зависит от продажных цен нетто маркированных товаров, причем при определении которых решающее значение имеет счет, который должен быть выставлен не позднее, чем поставка товаров.

Положениями пункта 11.2 (b) Лицензионного договора 2012 года предусмотрено расторжение договора при несоблюдении предписаний касательно расчета и оплаты.

Кроме того согласно пункту 3.1 Лицензионного договора 2012 года Лицензиат берет на себя обязательства по реализации товаров, маркированных Товарными знаками Лицензиара.

Аналогичные положения установлены и Лицензионным договором 2008 года.

Таким образом, ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» при таможенном декларировании проверяемых товаров, ввезенных по внешнеторговым контрактам б/н от 02.01.2020, б/н от 22.12.2006 и б/н от 01.08.2018, в графу 31 ДТ внесены сведения о маркировке товаров товарными знаками, поименованными в Лицензионных договорах 2008 года и 2012 года; товары, содержащие товарные знаки, ввозятся с целью их дальнейшей продажи на территории Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, следовательно, выполняется первое условие, соблюдение  которого  необходимо  для  включения  лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости товаров.

В соответствии с пунктом 9 Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 "О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары" (далее – Положение), при определении того, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, основным критерием является отсутствие у покупателя (лицензиата) возможности приобрести оцениваемые (ввозимые) товары без уплаты лицензионных платежей. Во всех случаях решение о том, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров, следует принимать с учетом анализа всех факторов и обстоятельств, сопутствующих продаже и ввозу этих товаров. В названном пункте приведены факторы, которые могут быть учтены (абзац 4 пункта 9 Положения).

            В соответствии с § 5 «Право Лицензиара на контроль» Лицензионных договоров Лицензиар имеет право один раз в год самостоятельно или через одного из независимых аудиторов, обязанных к неразглашению конфиденциальной информации, проверить правильность ведения бухгалтерии и соответствие ее всем бухгалтерским отчетам Лицензиата.

Согласно пункту 4.3 Лицензионного договора 2012 года, для возникновения права на лицензионное вознаграждение достаточно использования одного из Товарных знаков на продаваемом продукте.

Следовательно, при использовании маркированных товарным знаком товаров, в том числе посредством ввоза продукта, возникает право на лицензионный платеж, а у Лицензиата обязанность по его уплате.

Таким образом, со стороны Лицензиара осуществляется контроль, выходящий за рамки контроля качества, следовательно, Лицензиары могут устанавливать поставщикам условия реализации товаров в адрес проверяемой организации, тем самым выполняется второе условие, необходимое для включения лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости товаров.

Таким образом, ввозимые товары содержат объект интеллектуальной собственности (произведены с использованием объекта интеллектуальной собственности), лицензионный договор может быть расторгнут при нарушении положения договора об оплате лицензионных платежей с продажных цен поставленных маркированных товаров; со стороны лицензиара осуществляется контроль, выходящий за рамки контроля качества. Лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам и их уплата находится в непосредственной зависимости от продажи ввозимых товаров, а следовательно правомерно и обоснованно включены таможенными органом в структуру таможенной стоимости.

В обоснование апелляционной жалобы Общество также указывает на то, что НДС, уплачиваемый с лицензионных платежей за товарный знак, не подлежит включению в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Как указывалось ранее, при проведении камеральной таможенной проверки у ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» в подтверждение исчисленных по Лицензионным договорам на товарные знаки сумм роялти представлены соответствующие Акты сверки взаиморасчетов, оформленные в последний день каждого календарного месяца.

04.08.2021 в адрес ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» Брянской таможней выставлено требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке № 07-12/22942, в котором предлагалось дать пояснения по следующим вопросам и предоставить информацию:

1. Как и кем устанавливается, утверждается и рассчитывается годовой план лицензионных платежей по Лицензионным договорам?

2. Каким образом рассчитываются доли импортного товара по Лицензионному договору 2012 года?

3. Кем и каким образом устанавливаются бюджетные курсы доллара?

4. Прошу предоставить расчет с указанием сумм лицензионных платежей, подлежащих включению в таможенную стоимость товаров, проверяемых в рамках настоящей камеральной таможенной проверки, с привязкой к ДТ, в том числе с учетом положений Решения Коллегии ЕЭК от 22.05.2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров» (далее - Решение Коллегии ЕЭК от 22.05.2018 № 83.

5. Если суммы лицензионных платежей, установленных годовым планом, разнятся с суммой, указанной Вами для включения в ДТ, объясните разницу, опираясь на нормы законодательства и юридические нормы.

Письмом от 11.08.2021 исх. № 1947-Л/0821 ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» представило ответ на поставленные вопросы.

По пунктам 1 и 3 Требования Общество сообщило, что плановые лицензионные платежи рассчитываются на основе выручки от продажи продукции, уменьшенной на бонусы и скидки, уплаченные клиентам (продажная цена нетто), пересчитанные в евро. План продаж составляется отделом продаж и утверждается генеральным директором ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» в рамках процесса годового планирования. Бюджетный курс евро устанавливается материнской компанией в зависимости от рыночной ситуации и макроэкономических прогнозов.

По пункту 2 Требования Общество пояснило, что исключительные права, предоставленные по Лицензионному договору 2012 года, и платежи по нему относятся как к импортным товарам, ввозимым по контракту с Лайконик Снэк СП.ц.о.о, так и к товарам, производимым на территории РФ компанией ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Продакшн Кириши». Доля импортного товара рассчитывается на основе покупной стоимости товаров Лайконик Снэк СП.ц.о.о. за месяц.

В ответе на пункты 4 и 5 Требования ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша» сообщило, о предоставлении расчета. В таможенную стоимость ДТ включаются суммы  фактически начисленных лицензионных  платежей  по  каждой ДТ. Начисление происходит на основе плана продаж, по итогам года производится корректировка в зависимости от фактических продаж. Плановые начисления отличаются от фактических на сумму корректировки. При включении лицензионных платежей в ДТ учитывается, в том числе, сумма корректировок (кредит или дебит нот).

Согласно § 6 «Налоги» Лицензионных договоров, в соответствии с российским законодательством, во всех случаях, прописанных в Договоре, подлежит взысканию налог на добавленную стоимость (НДС).

Во избежание двойного налогообложения, если Лицензиат, в том случае, если он уплатил соответствующие налоги на лицензионное вознаграждение, предоставляет Лицензиару необходимые квитанции об уплате для предоставления в налоговые органы местонахождения Лицензиара. То же самое относится к Лицензиару в том случае, если он уплатил какие-либо налоги.

В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 НК РФ иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у иностранного лица, не состоящего в качестве налогоплательщика на учете в налоговых органах РФ, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

С учетом изложенного, а также исходя из условий Лицензионных договоров, части лицензионных платежей в виде сумм НДС входили в цену сделки, и ООО «Лоренц Снэк-Уорлд Раша», удержав их у лицензиаров и перечислив в бюджет РФ, выполнило свои обязанности налогового агента.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ в случае, если Лицензиар состоит на налоговом учете в РФ, сумма НДС предъявляемая при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой.

В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при отсутствии в актах таможенного регулирования положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности суды могут учитывать консультативные заключения, информацию и рекомендации Всемирной таможенной организации (ВТамО), принимаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Таким образом, положения указанных рекомендуемых мнений распространяются, в том числе, на НДС.

Вопрос, касающийся включения в состав дополнительных начислений к цене фактически уплаченной в виде роялти сумм налогов, подлежащих удержанию декларантом при выполнении им обязанностей налогового агента, дважды рассматривался Техническим комитетом по таможенной оценке ВТамО (Рекомендуемое мнение 4.16, Рекомендуемое мнение 4.18)

Рекомендуемым мнением 4.16, принятым на 40-ой Сессии (май 2015 года) Технического комитета по таможенной оценке Всемирной Таможенной организации (далее - Технический комитет), одобренным Советом Всемирной таможенной организации и опубликованным в Отчете о проведении 40-ой Сессии Технического комитета (Annex D to Doc. VT0994Ela (VT/40/May2015)) (доведено до Федеральной таможенной службы Российской Федерации письмом Минфина РФ от 19.11.2015 № 03-10-08/66933), разъяснен вопрос, касающийся включения в таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 8.1(c) Соглашения сумм налогов, примененных в стране ввоза импортером (налоговым агентом) на доходы в виде роялти (лицензионных платежей), начисленных в пользу иностранного правообладателя.

Техническим Комитетом в Рекомендуемом Мнении 4.16 определено, что включению в таможенную стоимость подлежит не та величина роялти, которую в итоге получает лицензиар, но и суммы налогов, уплаченные в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза с сумм роялти.

Также, Техническим Комитетом определено, что данные суммы налогов не подпадают под исключение из таможенной стоимости в виде «пошлин и налогов страны ввоза» (параграф 3(c) Пояснительных примечаний к Статье 1 Соглашения) в силу того, что не относятся к национальным налогам, которыми облагается ввоз товаров.

Таким образом, при определении в соответствии с пунктами 9, 10, 11 статьи 38, пунктами 1, 3 статьи 39, подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенной стоимости товаров в нее должны включаться общие/полные суммы роялти с учетом сумм НДС и налога на прибыль, исчисляемых и удерживаемых лицензиатом, который в соответствии со статьей 161 НК РФ выполняет обязанности налогового агента, а не только фактически перечисленные лицензиарам суммы роялти.

Добавление к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате части вознаграждения, причитающейся Лицензиару, которая в виде налога на добавленную стоимость подлежит перечислению в бюджет РФ Лицензиатом, как налоговым агентом, соответствует положениям предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС о добавлении лицензионных платежей к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате, которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о законности включения решениями Брянской таможни в таможенную стоимость товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, лицензионных платежей с учетом сумм налога на добавленную стоимость.

В соответствии с частью 2 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - таможенные, иные платежи) производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).

Взыскание таможенных, иных платежей в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов (далее - плательщик), если таможенные и иные платежи подлежат уплате в Российской Федерации и плательщик является российским юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем производится таможней, в регионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства (подпункт 1 пункта 1 приказа ФТС России от 24.12.2018 № 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» (далее - Приказ ФТС России № 2095).

На основании сведений, указанных в электронных паспортах задолженности, Санкт-Петербургской таможней в соответствии со статьей 73 Закона № 289-ФЗ сформированы Уведомления, которые направлены в адрес Общества в виде электронного документа через «Личный кабинет» плательщика.

Согласно части 2 статьи 401 ТК ЕАЭС отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Следовательно, направляя Уведомления по решениям Брянской таможни в адрес Общества, Санкт-Петербургская таможня действовала в соответствии с требованиями приказа ФТС России №2095, статьей 405 ТК ЕАЭС, в соответствии с компетенцией и в порядке, установленном действующим законодательством.

При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 06 мая 2022 года по делу №  А56-90354/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балтимпэкс» - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Балтимпэкс» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 13500 руб.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас