ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
31 октября 2022 года | Дело № А56-3441/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Порошин Д.С. по доверенности от 18.01.2022
от заинтересованных лиц: 1) Черенева Н.Ю. по доверенности от 11.01.2022
2) Быканова К.А. по доверенности от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-15877/2022 ) АО "Кампес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2022 по делу № А56-3441/2022(судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению АО "Кампес"
к 1. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ленинградской области; 2. Управлению Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области
об оспаривании,
установил:
акционерное общество «Кампес» (далее – АО «Кампес», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области (далее – Инспекция) от 11.10.2021 №1650 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ему были доначислены страховые взносы и вменен штраф.
Решением суда от 31.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в период с 10.08.2020 по 10.11.2020 Общество соответствовало условиям включения в реестр СМП, установленным Федеральным законом №209-ФЗ; Общество было неправомерно исключено из реестра СМП.
Распоряжением Заместителя Председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 дело №А56-3441/2022 передано в производство судьи Будылевой М.В.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области была проведена камеральная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
По результатам проведенной проверки принято решение от 11.10.2021 №1650 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику доначислены страховые взносы на общую сумму 458 419 руб. 45 коп., а также начислен штраф в размере 5 730 руб. 25 коп.
В оспариваемом решении налоговым органом сделан вывод о том, что Общество неправомерно применило пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ за период с 01.10.2020 по 30.10.2020, поскольку Общество было исключено из реестра СМП 10.08.2020 и включено в данный реестр 10.11.2020.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 10.12.2021 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «Кампес» - без удовлетворения.
Полагая, что в период с 10.08.2020 по 10.11.2020 Общество соответствовало условиям включения в реестр СМП, установленным Федеральным законом №209-ФЗ, основания исключения Общества из реестра в спорный период отсутствовали, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что Общество правомерно привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
По общему правилу, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются по тарифам, установленным в статье 425 НК РФ.
Статьей 6 Федерального закона N 102-ФЗ установлено, что с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование:
а) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента;
б) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - в размере 10,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - в размере 5,0 процента.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в реестр МСП.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона № 209-ФЗ.
В частности, согласно подпункту «а» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ условием отнесения акционерного общества к субъекту малого и среднего предпринимательства, является ограничение по владению голосующими акциями, а именно: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) должны владеть суммарно не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, - не более чем 49% голосующих акций акционерного общества.
На основании части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Закона, вносятся в реестр МСП в соответствии с данной статьей.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период). В частности, указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 данной статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 названного Закона), вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Ведение реестра МСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - уполномоченным органом (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ). В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Как указано в пункте 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 данной статьи.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения реестра МСП держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 названного Закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта). Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
Из материалов дела усматривается, что Общество было исключено из реестра СМП 10.08.2020 и включено в данный реестр 10.11.2020.
Следовательно, у Общества отсутствовали правовые основания для применения пониженных тарифов страховых взносов в период с 01.10.2020 по 30.10.2020, поскольку с учетом положений статьи 3 Закона N 209-ФЗ статус субъекта малого и среднего предпринимательства поставлен в зависимость от факта включения такого субъекта в реестр МСП.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в период с 10.08.2020 по 10.11.2020 Общество соответствовало условиям включения в реестр СМП, установленным Федеральным законом №209-ФЗ; Общество было неправомерно исключено из реестра СМП.
Уполномоченным органом на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на принятие решений о включении или исключении из реестра юридических лиц и предпринимателей является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что решение об исключении Общества из реестра принято налоговым органом, при этом доказательства признания незаконными решения налогового органа, либо действий указанного органа по исключению Общества из реестра при рассмотрении дела в суде первой инстанции и в апелляционном суде в материалы дела не представлены.
В связи с этим указанный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.07.2022 по делу №А56-66278/2021.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2022 по делу № А56-3441/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.В. Будылева | |
Судьи | О.В. Горбачева Л.П. Загараева |