ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
31 мая 2022 года | Дело № А21-9471/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Югай И.Ю., по доверенности от 14.03.2022 (онлайн);
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-9841/2022 ) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от .02.2022 по делу № А21-9471/2021 (судья Широченко Д.В. ), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грузовозов"
к Калининградской областной таможне
Центральной акцизной таможне
3-е лицо: Акцизный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни
о признании незаконным и отмене решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Грузовозов» (далее - ООО «Грузовозов», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (далее - таможенный орган, таможня), Центральной акцизной таможне о признании незаконным и отмене решения Калининградской областной таможни об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора №55 от 11.08.2021 и обязании принять решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в размере 412 500 рублей.
К участию в дело, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Акцизный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни.
Решением суда от 24.02.2022 признано недействительным и отменено решение Калининградской областной таможни № 55 от 11.08.2021 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. Суд также обязал Калининградскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Грузовозов» путем принятия решения о возврате ООО «Грузовозов» излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 412 500 рублей по ДТ № 10009100/180920/0090712.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Как указывает податель жалобы, подтвердить или опровергнуть факт излишней уплаты сумм утилизационного сбора по таможенному приходному ордеру №10009100/230920/ЭО-0629857 не представляется возможным, так как таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров - транспортных средств, в отношении которых плательщиком уплачен утилизационный сбор по указанному таможенному приходному ордеру, осуществлялись на Акцизном специализированном таможенном посту (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни. В отношении колесного транспортного средства, указанного в заявлении Общества, документы, предусмотренные пунктом 11 Правил взимания утилизационного сбора (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291) на Калининградский акцизный таможенный пост не представлялись.
По мнению подателя жалобы, для установления факта излишней уплаты утилизационного сбора по таможенному приходному ордеру, оформленными Акцизным специализированным таможенным постом (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (код таможенного органа - 10009100) Обществу необходимо было обратиться в таможенный орган, который исчислил и где был уплачен утилизационный сбор, в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов.
Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и формой расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, утверждеьшых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291, установлено применение ставки коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от полной массы транспортного средства, при этом категорирование транспортного средства осуществляется в соответствии с классификацией транспортных средств по категориям, установленной ТР ТС 018/2011.
11.04.2022 от Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако представители в судебное заседание не явились, в связи, с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО «Грузовозов» при ввозе на территорию Российской Федерации транспортного средства марки «VOLVOFH 500» 18.09.2020 по ДТ №10009100\180920\0090712 уплатило утилизационный сбор, что подтверждается приходным ордером № ЭО-0629857 и платежным поручением № 379 от 18.09.2020.
В дальнейшем, Обществом было установлено, что размер уплаченного утилизационного сбора был исчислен неверно и, соответственно, уплачен в большей сумме.
Общество обратилось в Калининградскую областную таможню с заявлением (вх. №09.08.2021 №11486) о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства от 09.08.2021.
К заявлению в качестве подтверждения уплаты утилизационного сбора представлен таможенный приходный ордер №10009100/230920/ЭО-0629857.
Решением Калининградской областной таможни от 11.08.2021 № 55 Обществу было отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора при установлении таможенным органом отсутствия у плательщика излишней уплаты (взыскания) утилизационного сбора в сумме 412 500 рублей.
Не согласившись с решением таможни от 11.08.2021 № 55, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое решение Калининградской областной таможни и обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возврате ООО «Грузовозов» излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 412 500 рублей по ДТ № 10009100/180920/0090712.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данный сбор.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Перечень).
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство, в том числе, применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом в 2020 году было осуществлено декларирование 1 единицы колесного транспортного средства в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Данное автотранспортное средство было оформлено по ДТ №10009100\180920\0090712.
Обществом при расчете утилизационного сбора в качестве полной массы транспортного средства использовалась такая характеристика, как разрешенная максимальная масса транспортного средства.
Факт оплаты Обществом утилизационного сбора в размере 850 500 рублей за спорное автотранспортное средство подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом.
В соответствии со сноской 3 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
В разделе 2 Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий.
Так согласно разделу 2 Перечня (в редакции, действовавшей на дату уплаты Обществом утилизационного сбора) для транспортных средств полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн установлен коэффициент 5.24; для транспортных средств полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн установлен коэффициент 7.95; для транспортных средств полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн установлен коэффициент 11,57; для транспортных средств полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн установлен коэффициент 13.57.
Таким образом, для определения конкретной позиции, приведенной в одном из 13 пунктов (в нумерации пунктов от 4 до 16), составляющих раздел 2 Перечня, и выбора предусмотренного для данной позиции коэффициента расчета суммы утилизационного сбора до 28.11.2020 (в спорный период) использовался согласно формулировке Перечня термин "полная масса".
При этом определение понятий "полная масса транспортного средства", "максимальная технически допустимая масса" в отношении колесных транспортных средств отсутствует как в Перечне, так и в Законе N 89-ФЗ.
Таким образом, утвержденный порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой технической характеристики, как максимальная масса груза (грузоподъемность), в дополнение к фактической массе самого транспортного средства. Из буквального толкования положений Перечня следует, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение "полная масса транспортного средства". В свою очередь ни Правила, ни Перечень не содержали указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.
Разделом II Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - ТР ТС 018/2011) определено, что под технически допустимой максимальной массой понимается установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Однако правовых оснований для расширительного толкования понятия "технически допустимая максимальная масса", использованного в отношении колесных транспортных средств в ТР ТС 018/2011, в контексте исчисления утилизационного сбора в спорный период (до 28.11.2020) отсутствуют. Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой, и, соответственно, не сказывается на размере затрат в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, которые могут образовываться в будущем в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств.
Следовательно, в спорный период (до внесения изменений в Перечень 28.11.2020) именно масса транспортного средства была необходима для расчета суммы утилизационного сбора, с учетом того, что влияние этого параметра на процесс утилизации транспортных средств носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что при расчете размера утилизационного сбора до 28.11.2020 грузоподъемность транспортного средства не должна была учитываться.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
Учитывая, что в рассматриваемом случае Закон N 89-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 не раскрывают понятие "полная масса транспортного средства", применение таможенным органом иных определений массы транспортного средства по аналогии недопустимо. У таможенного органа при наличии неопределенности в правовом регулировании отсутствовали законные основания для того, чтобы истолковывать правила исчисления утилизационного сбора в сторону увеличения фискального бремени, возлагаемого на его плательщиков.
Указанный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018), Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2019 N 303-ЭС19-16136, от 26.06.2020 N 303-ЭС20-8614
Внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 в раздел 2 Перечня изменения, согласно которым слова "полная масса" заменены на слова "технически допустимая максимальная масса", не распространяются на ранее возникшие обязанности по уплате утилизационного сбора, так как обратная сила вновь установленным правилам названным нормативным актом не придана.
Таким образом, в рассматриваемом случае при расчете утилизационного сбора в отношении спорного товара, задекларированного по спорным ДТ показатель "полная масса транспортного средства" определен Обществом неверно, в завышенном размере, что повлекло необоснованное использование при расчете суммы утилизационного сбора по вышеназванным ДТ. Использование ошибочных коэффициентов при расчете утилизационного сбора по вышеуказанным ДТ привело к излишней уплате Обществом утилизационного сбора в размере 5 046 000 руб.
Согласно пункту 25 Правил излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4.
В рассматриваемом случае к заявлению от 09.08.2021 о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора Общество приложило документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора: платежные документы (ПП №379 от 18.09.2020), документы, в которых указан и исчислен утилизационный сбор (ТПО № ЭО-0629857), копия декларации на товар, ПТС, расчет суммы уплаченного утилизационного сбора.
Произведенный Обществом расчет суммы излишне уплаченного утилизационного сбора проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан правильным; таможенными органами правильность произведенного Обществом расчета не опровергнута.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора и обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о возврате ООО «Грузовозов» излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 412 500 рублей по ДТ № 10009100/180920/0090712.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2022 по делу № А21-9471/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Фуркало | |
Судьи | Н.И. Протас А.Б. Семенова |