ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 марта 2015 года | Дело № А26-4982/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. В. Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-29167/2014 ) предпринимателя Федорец Александра Владленовича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2014 по делу № А26-4982/2014 (судья А. В. Михайлова), принятое
по заявлению предпринимателя ФИО1
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 30.12.2014 №1.4-20/02)
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>; далее - заявитель, предприниматель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.04.2014 № 4.4-82 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в общей сумме 1 684 800 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Решением суда от 07.10.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, произведенный налоговым органом расчет налога на добавленную стоимость сверх сумм, составляющих стоимость приобретенного недвижимого имущества, не соответствует нормам действующего законодательства.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт от 12.02.1014 № 4.4-23 и вынесено решение от 01.04.2014 № 4.4-82 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предпринимателю доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 55 346 руб., НДС (налоговый агент) в сумме 1 684 800 руб., начислены пени в общей сумме 246 445 руб. 32 коп., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неправомерное неперечисление в бюджет НДС, подлежащего перечислению налоговым агентом, пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС в общей сумме 10 000 руб. с учетом наличия смягчающих обстоятельств.
В ходе проверки установлено, что предприниматель в порядке реализации Федерального закона от 12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон № 178-ФЗ) на торгах по продаже объектов недвижимости в 2012 году приобрел нежилые помещения, составлявшие муниципальную казну Петрозаводского городского округа, расположенные по адресу: <...> (далее - помещение № 75, помещение № 77).
Согласно документам, полученным в ходе проверки от Администрации Петрозаводского городского округа, ФИО1 приобрел нежилое помещение № 77 по результатам аукциона, проведенного Администрацией 22.03.2012.
По итогам аукциона подписан протокол № 6 об итогах аукциона, утвержденный начальником Управления муниципальным имуществом - председателем комиссии ФИО3 (далее - протокол № 6), согласно которому продажная цена помещения № 77 составила 6 000 000 руб.; начальная цена составляла 2 000 000 руб., шаг аукциона 100 000 руб.
Согласно информации, полученной от Администрации, при установлении начальной цены при проведении аукциона Администрация использует стоимость объекта продажи без учета налога на добавленную стоимость, указанную в отчете об оценке рыночной стоимости объекта с учетом округления.
В информационном сообщении, опубликованном в газете «Петрозаводские городские страницы» от 27.01.2012 № 5, указано, что начальная продажная цена объекта составляет 2 000 000 руб. без учета НДС.
В соответствии с отчетом № 08/2012 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости общей площадью 94,2 кв. м., расположенного по адресу: <...>, рыночная стоимость с учетом обременения в виде аренды составила: 2 209 215 руб. - с учетом НДС и 1 872 216 руб. - без учета НДС.
Таким образом, как следует из отчета № 08/2012, Администрация при проведении торгов на аукционе для формирования начальной цены объекта использовала рыночную стоимость без учета НДС, округленную до тыс. руб.
По итогам аукциона между Администрацией Петрозаводского городского округа (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор от 29.03.2012 № 03 купли - продажи объекта приватизации, расположенного по адресу: <...> (далее - договор № 03), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора нежилые помещения общей площадью 94,2 кв. м., расположенные на первом этаже жилого здания по адресу: <...>.
Право муниципальной собственности на помещение № 77 зарегистрировано за муниципальным образованием - Петрозаводский городской округ (пункт 2.2 договора № 03). Объект обременен правами: договор аренды на неопределенный срок (пункт 2.5 договора № 03).
Согласно пункту 3.1 договора № 03 цена помещения № 77 определена на аукционе и составляет 6 000 000 руб. без учета НДС.
В соответствии с пунктом 3.2 договора № 03 в счет оплаты засчитывается ранее внесенный Покупателем задаток в сумме 200 000 руб.
Согласно пункту 3.3 договора № 03 на оставшуюся сумму в размере 5 800 000 руб. Покупателю предоставляется рассрочка платежа сроком на 6 месяцев в соответствии с графиком (приложение № 2 к договору № 03).
В соответствии с пунктами 4.1, 42 договора № 03 передача покупателю приобретенного в рассрочку объекта недвижимого имущества осуществляется не позднее чем через тридцать дней с даты заключения договора; объект считается переданным после подписания сторонами акта приема-передачи; право собственности у Покупателя возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном действующим законодательством порядке.
Акт приема - передачи помещения № 77 подписан сторонами 29.03.2012, регистрация перехода права собственности на объект произведена 02.05.2012 (свидетельство о государственной регистрации права собственности 10-АБ № 489416 от 02.05.2012).
В соответствии с платежными поручениями от 26.03.2012 № 470, от 13.04.2012 № 7, от 14.05.2012 № 1, от 14.06.2012 № 2, от 05.07.2012 № 1, от 10.08.2012 № 1, от 14.09.2012 № 2 предприниматель в полном объеме произвел оплату по договору № 03.
По результатам аукциона, проведенного Администрацией 05.06.2012, предприниматель приобрел в собственность нежилое помещение № 75, расположенное в доме № 16 по пр. Ленина в г. Петрозаводске, общей площадью 71,8 кв. м.
Согласно протоколу № 1 об итогах аукциона (далее - протокол № 1), утвержденному заместителем начальника Управления муниципальным имуществом - заместителем председателя комиссии ФИО4, продажная цена помещения № 75 составила 3 360 000 руб.; начальная цена составляла 3 200 000 руб., шаг аукциона – 160 000 руб.
В ходе проверки установлено, что при установлении начальной цены при проведении аукциона Администрация использует стоимость объекта продажи без учета НДС, указанную в отчете об оценке рыночной стоимости объекта с учетом округления.
В информационном сообщении, опубликованном в газете «Петрозаводские городские страницы» от 13.04.2012 № 28, указано, что начальная продажная цена объекта составляет 3 200 000 руб. без учета НДС.
В соответствии с отчетом № 12/2012 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости общей площадью 71,8 кв. м., расположенного по адресу: <...>, рыночная стоимость с учетом обременения в виде аренды составила: 3 664 663 руб. - с учетом НДС и 3 105 647 руб. - без учета НДС.
Таким образом, как следует из отчета № 12/2012, Администрация при проведении торгов для формирования начальной цены объекта использовала рыночную стоимость без учета НДС, округленную до тыс. руб.
По итогам аукциона между Администрацией Петрозаводского городского округа (Продавец) и ФИО1 (Покупатель) заключен договор от 25.06.2012 № 07 купли - продажи объекта приватизации, расположенного по адресу: <...> (далее - договор № 07), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора нежилые помещения общей площадью 71,8 кв. м., расположенные на первом этаже жилого здания по адресу: <...>.
Право муниципальной собственности на помещение № 75 зарегистрировано за муниципальным образованием - Петрозаводский городской округ (пункт 2.2 договора № 07). Объект обременен правами: договор аренды на неопределенный срок (пункт 2.5 договора № 07).
Согласно пункту 3.1 договора № 07 цена помещения № 75 определена на аукционе и составляет 3 360 000 руб. без учета НДС.
В соответствии с пунктом 3.2 договора № 07 в счет оплаты засчитывается ранее внесенный покупателем задаток в сумме 320 000 руб.
Согласно пункту 3.3 договора № 07 на оставшуюся сумму в размере 3 040 000 руб. покупателю предоставляется рассрочка платежа сроком на 3 месяца в соответствии с графиком (приложение № 2 к договору № 07).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 договора № 07 передача покупателю приобретенного в рассрочку объекта недвижимого имущества осуществляется не позднее чем через тридцать дней с даты заключения договора; объект считается переданным после подписания сторонами акта приема-передачи; право собственности у покупателя возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном действующим законодательством порядке.
Акт приема - передачи помещения № 75 подписан сторонами 25.06.2012, регистрация перехода права собственности на объект произведена 13.07.2012 (свидетельство о государственной регистрации права собственности 10-АБ № 503251 от 13.07.2012).
В соответствии с платежными поручениями от 07.06.2012 № 179, от 05.07.2012 № 2, от 10.08.2012 № 2, от 14.09.2012 № 3 предприниматель в полном объеме произвел оплату по договору № 07.
На основании полученных в ходе проверки документов инспекцией установлено, что продажная стоимость нежилых помещений №75 и № 77 как в аукционных документах, так и в договорах № 03 и №07 установлена без учета НДС.
В результате проверки также установлено, что приобретенные по договорам № 03 и № 07 нежилые помещений №75 и №77 использовались заявителем в предпринимательской деятельности.
Проверкой установлено, что предприниматель как налоговый агент в нарушение пункта 3 статьи 161 НК РФ не исчислил из выплаченного дохода и не уплатил в бюджет НДС за 1, 2, 3 кварталы 2012 года при приобретении муниципального имущества, составляющего муниципальную казну Петрозаводского городского округа. Предпринимателем налоговые декларации по НДС в налоговый орган не представлены, налог, подлежащий удержанию налоговым агентом, в бюджет не перечислен.
По результатам проверки инспекцией произведен расчет налога на добавленную стоимость, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом.
Решение инспекции в части доначисления НДС, соответствующих пеней и штрафных санкций, обжаловано налогоплательщиков в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 28.05.2014 решение инспекции от 01.04.2014 № 4.4-82 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба предпринимателя - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в законную силу решения инспекции от 01.04.2014 № 4.4-82 в части доначисления НДС в общей сумме 1 684 800 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция считает, что суд, удовлетворяя заявление, правомерно исходил из следующего.
Статьей 161 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, которые обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Индивидуальные предприниматели и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, не освобождаются.
Операции по реализации на территории Российской Федерации имущества, указанного в пункте 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке, установленной в пункте 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по расчетной налоговой ставке 18/118.
Исходя из положений статей 161, 173 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость является частью платы за выкупаемое муниципальное имущество, которая в отличие от основной суммы платы (являющейся доходом соответствующего бюджета) согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации и договору купли-продажи перечисляется не продавцу, а непосредственно в бюджет Российской Федерации.
В этом случае покупатель муниципального имущества, как налоговый агент, исходя из стоимости имущества, указанной в договоре, обязан самостоятельно определить налоговую базу с учетом суммы налога на добавленную стоимость, который впоследствии необходимо перечислить в бюджет.
Условие договора купли-продажи, в котором указана рыночная стоимость объекта без учета НДС, не может являться основанием для освобождения покупателя, участвующего по этому договору в гражданско-правовых отношениях с продавцом, от обязательства по выполнению обязанностей налогового агента, поскольку уплата НДС осуществляется в сфере налоговых правоотношений и порядок уплаты НДС регулируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае если цена договора не включает налог на добавленную стоимость, то налоговый агент должен доначислить сумму налога сверх цены договора, применив ставку 18%, определив, таким образом, сначала налоговую базу по налогу, а затем, применив расчетную ставку (18/118), исчислить и уплатить налог в бюджет.
Обязанность по исчислению налога возникает у налогового агента при выплате дохода налогоплательщику, то есть в тот момент, когда сумма дохода выплачивается продавцу (передающей стороне) муниципального имущества.
Проверкой установлено, что в порядке Закона №178-ФЗ на торгах по продаже объектов недвижимости предприниматель в 2012 году приобрел нежилые помещения, составляющие муниципальную казну Петрозаводского городского округа.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Законом № 178-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 178-ФЗ начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных названным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой этот объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу статьи 12 Закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
В рамках мероприятий налогового контроля установлено, что при реализации помещений № 75 и № 77, расположенных по адресу: <...>, Администрация Петрозаводского городского округа использовала рыночную стоимость без учета НДС, определенную независимым оценщиком.
Представленные в материалы дела отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости содержат указание на рыночную стоимость нежилых помещений как с учетом НДС, так и без учета НДС.
При этом, Администрация Петрозаводского городского округа в ответе на запрос налогового органа от 29.10.2013 года № 5.2.1-08-1119 указала, что в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов указывается стоимость объекта с учетом НДС, а также стоимость объекта без учета НДС. При установлении начальной цены при проведении аукционов Администрация использует указанную в отчете стоимость объекта без учета НДС, округленную до тыс. руб.
Из имеющихся в материалах дела протоколов об итогах аукциона усматривается, что они содержат цену имущества без учета НДС, предложенную победителем аукциона, и являются документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.
Договоры купли-продажи объектов приватизации № 03 и № 07 содержат цену имущества без учета НДС, согласованную сторонами сделки. Результаты торгов в установленном порядке не оспорены.
Таким образом, представленная в материалы дела аукционная документация (отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости, протоколы об итогах аукциона, договоры купли-продажи объектов приватизации) подтверждает, что стоимость приватизируемого недвижимого имущества установлена без учета НДС.
Поскольку цена договора не включает налог на добавленную стоимость, налоговый агент в соответствии с положениями статьи 161 НК РФ должен сначала определить налоговую базу по налогу, как сумму дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога, а затем, применив налоговую ставку, исчислить и уплатить налог в бюджет.
Налоговым органом в ходе проведения проверки фактически был исследован вопрос о рыночной (фактической) стоимости выкупаемого имущества, а также в соответствии с налоговым законодательством налоговая база определена по каждой операции с учетом НДС и произведен расчет налога, подлежащего исчислению и перечислению в бюджет налоговым агентом.
Обязанность налогового агента представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, установлена подпунктом 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ.
Поскольку обязанность по представлению налоговых деклараций по НДС за 1, 2, и 3 кварталы 2012 года предпринимателем как налоговым агентом не исполнена, налог, подлежащий удержанию налоговым агентом, в бюджет не перечислен, заявитель обоснованно привлечен к налоговой ответственности.
Судом установлено, что предпринимателем как налоговым агентом не исчислен и неперечислен в бюджет НДС в общей сумме 1 684 800 руб., следовательно, инспекция правомерно привлекла заявителя к налоговой ответственности. Размер штрафных санкций определен налоговым органом с учетом выявленных при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки смягчающих обстоятельств.
Выводы суда первой инстанции соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.11.2014 по делу №307-ЭС14-162.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2014 по делу № А26-4982/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | ФИО5 | |
Судьи | И.А. Дмитриева Н.О. Третьякова |