НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2022 № 13АП-24990/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 октября 2022 года

Дело № А56-1635/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  Чечетка С.С. (до и после перерыва)

при участии: 

от заявителя: Билоус В.В. по доверенности от 24.05.2022, Сухопар О.В. по доверенности от 24.05.2022 (до и после перерыва)

от заинтересованного лица: Лысенкова У.А. по доверенности от 18.10.2021 (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-24990/2022 ) Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2022 по делу № А56-1635/2022 , принятое

по заявлению СПб ГКУ "МФЦ"

к Северо-Западному межрегиональному управлению Росприроднадзора

об оспаривании решения, обязании

установил:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (ОГРН: 1107847408085, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, 10-12, лит. О, далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: 1099847008546, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, д. 39, далее – Управление, административный орган) об оспаривании решения № 1058 от 12.10.2021 (далее – Решение), об обязании возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере  436 596,28 руб.

Решением от 22.06.2022 суд первой инстанции решение Управления № 1058 от 12.10.2021 признал недействительным; обязал Управление в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу возвратить СПб ГКУ "МФЦ" 436596,28 руб.; взыскал с Управления в пользу СПб ГКУ "МФЦ" 3 000 руб. государственной пошлины; возвратил СПб ГКУ "МФЦ" из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что к заявлению о возврате излишне уплаченных платежей за НВОС Общество не был представлен акт сверки расчетов, подписанный без разногласий со стороны Управления. Кроме того, по мнению Управления, согласно пункту 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) заявление о возврате излишне уплаченного платежа может быть подано в течение трех лет со дня уплаты такого платежа.

В судебном заседании 18.10.2022 представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель СПб ГКУ "МФЦ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

В судебном заседании 18.10.2022 объявлен перерыв до 24.10.2022.

Судебное заседание продолжено 24.10.2022 в том же составе суда. Представители СПб ГКУ "МФЦ" поддержали ранее изложенную позицию по делу.

Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд после перерыва не направило, заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя в судебное заседание. Указанное ходатайство апелляционным судом отклонено ввиду недостаточности обоснования, кроме того апелляционный суд учитывает то обстоятельство, что представитель Управления изложил свою правовую позицию в судебном заседании 18.10.2022.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Учреждением представлена декларация от 21.02.2019 о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) за 2018 год. Согласно протоколам приема отчета в электронном виде дата подачи декларации – 22.02.2019.

Учреждением внесены авансовые платежи за НВОС за I квартал 2018 года в размере 436 596 руб. 28 коп. В адрес Учреждения от Управления акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС не направлялся.

Письмом от 12.03.2020 № 02-60-425/20-0-0 Учреждение направило заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм переплаты за НВОС за 2017, 2018 годы (л.д.29-30).

Письмом от 15.09.2021 № 02-60-2177/21-0-0 Учреждение направило заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС в 2018 году с приложением копий платежных поручений, акта сверки по пеням за период с 2016 по 2018 годы (л.д.42-45).

По результатам рассмотрения указанного обращения Управлением вынесено Решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм от 12.10.2021 № 1058 (л.д.28) на основании ст. 40.1 БК РФ, п. 12 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно приложению, утв. Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (далее – Порядок № 334).

Не согласившись с Решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС.

В пунктах 2, 3, 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2018, 2019 годах) установлено следующее.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.

Согласно пункту 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов.

В силу пункта 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.

При этом согласно пункту 48 Правил N 255 решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Росприроднадзором в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334), суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату.

Согласно пункту 6 Порядка N 334 заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.

В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что к заявлению о возврате излишне уплаченных платежей за НВОС Общество не был представлен акт сверки расчетов, подписанный без разногласий со стороны Управления.

Вместе с тем, согласно пункту 12 Порядка № 334 принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.

В случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, в том числе полученным при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов (по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку) или решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку).

По смыслу пункта 12 Порядка № 334, на который ссылается Управление в обоснование своих доводов, основанием для отказа в возврате излишне уплаченных платежей является только несоответствие представленной информации, которое установлено путем проведения проверки декларации.

Управление приняло Решение об отказе в возврате излишне уплаченных платежей ввиду того, что Учреждение не приложило к заявлению акт проведения контроля за исчислением платы, а также подписанный без разногласий акт сверки по оплате.

Как подтверждается материалами дела, к заявлению о возврате излишне уплаченных сумм Учреждение приложило акт сверки по пеням за период с 2016 по 2018 год, а также платежные поручения, подтверждающие внесение платы за НВОС.

При этом судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Учреждение не могло представить требуемые Управлением документы, поскольку Управление не направило ответ на заявление Учреждения о проведении совместной сверки расчетов сумм переплаты за НВОС за 2018 год, а также не направило иные документы в отношении образовавшейся переплаты. Получить указанные документы в одностороннем порядке Учреждение не могло.

Следовательно, поскольку к заявлению не были приложены необходимые документы, позволяющие сделать вывод о несоответствии информации, а также, поскольку Управление не провело в соответствии с п.12 Порядка № 334 проверку декларации, основания для отказа в возврате излишне уплаченных платежей отсутствовали.

Кроме того, по мнению Управления, согласно пункту 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) заявление о возврате излишне уплаченного платежа может быть подано в течение трех лет со дня уплаты такого платежа.

Статья 40.1 БК РФ введена в действие Федеральным законом от 01.07.2021 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации», следовательно, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения, иного из названного Федерального закона не следует. Следовательно, к правоотношениям по оплате и возврату излишне уплаченных платежей за НВОС за период 2018 года должны применяться общие сроки исковой давности, установленные статьей 196 ГК РФ, определяемые в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Из материалов дела следует и не оспаривается Управлением, что проверка декларации Учреждения заинтересованным лицом не проведена. Поскольку Учреждение подало декларацию от 21.02.2019, то последний день проверки, которая может быть проведена в течение 9 месяцев со дня подачи декларации,- 21.11.2019 (т.е. день, когда СПб ГКУ «МФЦ» могло узнать о наличии переплаты), следовательно, трехлетний срок давности начинает течь с указанной даты и заканчивается 21.11.2022.

Таким образом, доводы ответчика о пропуске заявителем срока исковой давности не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.

Поскольку факт наличия переплаты в заявленном Учреждением размере подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспорен Управлением, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 22 июня 2022 года по делу №  А56-1635/2022   оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.Л. Згурская

 Н.О. Третьякова