ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 августа 2022 года
Дело №А56-3592/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. И. Денисюк, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Д. С. Кроликовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22766/2022) ООО "Металлопластмасс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2022 по делу № А56-3592/2022 (судья О. В. Анисимовой), принятое
по заявлению ООО "Металлопластмасс"
к Межрайонной ИФНС России №23 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным требования
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 03.03.2021)
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 13.01.2022)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Металлопластмасс» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция, налоговый орган) № 74826 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.09.2021.
Решением суда от 30.05.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решения суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) общество зарегистрировано и состоит на учете в качестве юридического лица в инспекции с 21.03.2018 по настоящее время (головная организация).
С 12.04.2018 общество состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Новгородской области по месту нахождения обособленного подразделения.
Налоговым органом сформировано требование по состоянию на 03.09.2021 об уплате налога на прибыль организаций № 74826 в сумме 2 038 484 руб. и пени в сумме 965 387 руб. 42 коп. со сроком исполнения не позднее 23.09.2021.
Не согласившись с выставленным требованием от 03.09.2021 № 74826, налогоплательщик 15.09.2021 обратился в вышестоящий налоговый орган с жалобой о признании требования об уплате налога на прибыль организаций и пени незаконным и просил отменить требование.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 02.11.2021 № 16-19/64798@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью выставленного инспекцией требования, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявления налогоплательщик указал, что налог на прибыль организаций за 1 квартал 2018 года был уплачен в 2018 году в полном объеме, а также пени за несвоевременную уплату налога за 1 квартал 2018 года по требованию от 10.04.2019 №2088. По мнению общества к образованию недоимки привело ошибочное уточнение налогоплательщиком платежа с ОКТМО 40375000 (головная организация) на ОКТМО обособленного подразделения общества, расположенного в Боровическом районе Новгородской области (ОКТМО 49606101). Общество считает, что неверное указание ОКТМО в платежном документе не должно приводить к образованию недоимки и начислению пеней.
Суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 286, пункту 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) российские организации, которые являются плательщиками налога на прибыль, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, представляют в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
28.04.2018 обществом в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2018 года (ОКТМО 40375000) с указанием начислений как в федеральный бюджет Российской Федерации, так и в бюджет субъекта Российской Федерации в составе головной организации, по которой налог уплачен в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном указанной статьей.
Из анализа положений статьи 81 НК РФ следует, что действующим налоговым законодательством не установлены предельные сроки для подачи уточненных налоговых деклараций.
В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог на прибыль уплачивается в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (абзац 2 стать 50, пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 284 НК РФ).
Судом установлено, что обособленные подразделения общества открыты 12.04.2018, а головная организация встала на налоговый учет в инспекцию 21.03.2018.
Таким образом, налоговая декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 года должна была быть представлена в инспекцию в целом по организации без учета обособленных подразделений, так как обособленные подразделения открыты после отчетного периода; декларация должна содержать начисления как в федеральный бюджет Российской Федерации, так и в бюджет субъекта Российской Федерации в составе головной организации.
31.03.2018 общество представило в инспекцию первичную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 года с указанием начислений как в федеральный бюджет Российской Федерации, так и в бюджет субъекта Российской Федерации в составе головной организации.
В порядке статьи 81 НК РФ за 1 квартал 2018 года общество представило пять уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций (уточненную декларацию с корректировкой №1 - 08.08.2018, уточненную декларацию с корректировкой №2 - 13.08.2018, уточненную декларацию с корректировкой №3 - 07.02.2019, уточненную декларации с корректировкой № 4 - 29.09.2020, уточненную декларации с корректировкой № 5 - 23.06.2021).
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Ответственность за достоверность и полноту отражаемых в налоговой отчетности сведений об объектах налогообложения, а также за правильное ведение достоверного учета и надлежащего оформления документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, несет налогоплательщик.
Таким образом, налогоплательщик на момент подачи налоговой декларации обладает сведениями о своей финансово-хозяйственной деятельности в отчетном налоговом периоде и обязан обеспечить внесение достоверных сведений в декларацию на основе имеющихся документов налогового учета.
На основании представленных налоговым органом документов судом установлено, что до подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 года (корректировка №4, №5) задолженность по налогу на прибыль организаций и пени в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика отсутствовала.
После представления уточненной налоговой декларации (корректировка № 4) в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика образовалась переплата в сумме 7 516 585 руб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.
При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
По заявлению налогоплательщика от 02.10.2020 (вх.№113903) налоговым органом произведено уточнение платежей по налогу на прибыль организаций за 2018-2020 годы с ОКТМО 40375000 по месту нахождения филиала на ОКТМО 49606101.
После проведения уточнений сальдо в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика составило 79 582 руб.
Таким образом, налогоплательщик самостоятельно выразил свою волю на уточнение платежа, после исполнения решений денежные средства были списаны со счета УФК по Санкт-Петербургу и учтены на счете УФК по Новгородской области.
23.06.2021 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2018 года (корректировка № 5) по месту нахождения головной организации, уменьшив налог на сумму 3 673 886 руб., что привело к образованию задолженности; сальдо до проведения в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика составляло 532 862 руб., после проведения - 4 206 748 руб. (3 673 886 + 532 862= 4 206 748).
28.07.2021 общество обратилось в инспекцию с заявлениями № 5 и № 6 о зачете переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ (ОКТМО 40375000) в счет погашения недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ (ОКТМО 49606101) на общую сумму 3 544 976 руб. (1 999 776+ 1 545 200).
10.08.2021 налоговым органом вынесены решения о зачете №90321 - №90328 на общую сумму 2 797 747 руб.
Сальдо после проведения в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика составило 1 409 001 руб. (4 206 748- 2 797 747= 1 409 001 руб.
Заявляя о зачете образовавшейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате предстоящих платежей в соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ, налогоплательщик, с одной стороны, освобождает публичное образование от необходимости возврата ему соответствующих сумм из бюджетной системы и, в тоже время, освобождается от необходимости отвлечения денежных средств из своего оборота (привлечения денежных средств у третьих лиц) для исполнения вновь возникающей налоговой обязанности.
Таким образом, обращаясь с заявлением о зачете, налогоплательщик выбирает наиболее удобный способ уплаты налога, обеспечивающий удовлетворение как публичных, так и частных интересов. К сфере ответственности налогоплательщика при этом относится заблаговременное представление налоговой декларации (по результатам проверки которой может быть подтверждено наличие переплаты) и заявления о зачете сумм излишне уплаченного налога.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2020 № 305-ЭС20-2879 по делу № А40-86746/2019.
Поскольку уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (корректировка № 5) от 23.06.2021 представлена налогоплательщиком в период, превышающий три года, начисления по данной декларации не были переданы в карточку расчетов с бюджетом в автоматическом режиме.
Начисления суммы налога и сумм авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2018 года, в бюджет субъекта Российской Федерации внесены в карточку расчетов с бюджетом на корректировку в период проведения камеральной налоговой проверки декларации, а именно 30.08.2021 (срок проведения налоговой проверки три месяца (пункт 2 статьи 88 НК РФ)).
Таким образом, на момент внесения начислений (30.08.2021) по уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (корректировка № 5) у общества не была исполнена обязанность по уплате начисленного налога.
Из содержания пункта 5 статьи 13 НК РФ, пункта 1 статьи 78 НК РФ следует, что для определения наличия у налогоплательщика недоимки необходимо учитывать данные об уплате обществом налога на прибыль в совокупности в бюджетную систему Российской Федерации: как платежей, зачисляемых в бюджет субъектов Российской Федерации, так и платежей, зачисляемых в федеральный бюджет Российской Федерации.
В результате представленной уточненной налоговой декларации (корректировка № 5) по налогу на прибыль организаций, с учетом произведенных уточнений и зачетов образовалась недоимка:
-по сроку уплаты 28.04.2018 в сумме 201 541 руб. (1 409 001 руб. (переплата) - 1 610 542 (начисление);
-по сроку уплаты 28.05.2018 в сумме 612 314 руб.;
-по сроку уплаты 28.06.2018 в сумме 612 314 руб.;
-по сроку уплаты 30.07.2018 в сумме 612 315 руб., всего 2 038 484 руб.
В связи с наличием у общества недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ (ОКТМО 40375000), налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ сформировано требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 03.09.2021 № 74826 на сумму 3 000 871 руб. 42 коп., в том числе налог - 2 038 484 руб., 965 387 руб. 42 коп. - пени, со сроком исполнения не позднее 23.09.2021.
13.09.2021 налогоплательщиком в налоговый орган представлено заявление № 8 о зачете переплаты по налогу на прибыль организаций,зачисляемому в федеральный бюджет РФ (ОКТМО 40375000), в сумме 805 922 руб. в счет погашения недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации (ОКТМО 40375000).
16.09.2021 налоговым органом вынесены решения о зачете №128835 - №128854 на общую сумму 805 922 руб.
23.09.2021 обществом по телекоммуникационным каналам связи представлено заявление, в котором заявитель просил уточнить оплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта с обособленного подразделения с ОКТМО 49606101 на ОКТМО 40375000 в сумме 515 066 руб., 439 710 руб., 226 069 руб., 50 220 руб.
23.09.2021 инспекцией вынесены решения об уточнении платежей № 7810286125 на сумму 226 069 руб., № 7810286121 на сумму 439 710 руб., № 7810286115 на сумму 515 066 руб., № 7810286142 на сумму 50 220 руб., на общую сумму 1 231 065 руб.
Общество представило в инспекцию заявление от 01.10.2021 № 37778 о зачете переплаты по штрафу КБК 18211610129010000140 (ОКТМО 40377000) в сумме 1 497 руб. в счет погашения недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ (ОКТМО 40375000).
01.10.2021 налоговым органом вынесено решение о зачете № 227208 на сумму 1 497 руб., сальдо после проведения в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика составило 0 руб. (2 038 484 - 805 922 - 1 231 065 - 1 497).
При уточнении платежа налоговый орган осуществляет перерасчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
В результате представленных обществом уточненных расчетов, заявлений об уточнении платежей и зачетов, а также произведенных налоговым органом уточнений и зачетов в пределах своей компетенции, недоимка и пени по оспариваемому требованию от 03.09.2021 № 74826 в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика отсутствуют, что усматривается из выписки карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика.
Более того, в материалы дела представлено информационное письмо, направленное в адрес налогоплательщика, о том, что оспариваемое требование не подлежит исполнению, так как сумма недоимки и пеней отсутствуют в карточке расчетов с бюджетом в связи с актуализацией данных налогоплательщика (произведенными уточнениями платежей и зачетов).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что недоимка, указанная в оспариваемом требовании, образовалась в результате представленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за 1 квартал 2018 года.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что оспариваемое требование соответствует форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ (ред. от 16.08.2021), не нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку налогоплательщиком не была произведена уплата налога и пеней, исполнительные действия по принудительному взысканию задолженности не производились, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявления.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2022 по делу № А56-3592/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
ФИО3
Судьи
М.И. Денисюк
Н.О. Третьякова