НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 № А56-2248/17

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 августа 2017 года

Дело № А56-2248/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Третьяковой Н.О.

судей  Згурской М.Л., Лущаева С.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Верещагиным С.О.

при участии: 

от истца (заявителя): Кукушкин К.Г. – доверенность от 17.04.2015;

от ответчика (должника): Кунина А.А. – доверенность от 16.01.2017 № 10/7;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-16460/2017 ) ГУ - УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2017 по делу № А56-2248/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению ОАО "Электромеханика"

к ГУ - УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга

об оспаривании решения № 202V12160001450 от 29.12.2016

установил:

        Открытое акционерное общество "Электромеханика", место нахождения: 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 30/1, лит. А, ОГРН 1027810332758 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) № 202V12160001450 от 29.12.2016 в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ по дополнительному тарифу за период с 01.01.2013 – 31.12.2015  в сумме                 262 837,74 руб. (п. 3.1 решения); начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ по состоянию на 29.12.2016 по дополнительному тарифу в сумме 51 220,51 руб. (п. 2 решения); наложения штрафа за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в сумме 52 567,55 руб. (п. 1 решения).

        Решением  суда от 17.05.2017 заявление Общества удовлетворено.

       В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения  трудовой пенсии или нет.  При этом, в случае частичной занятости работников в течение месяца, как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пп. 1 и 2-16 п. 1 статьи 27 Закона                 № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам производится плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяцу в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

        В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

        Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

        Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка ОАО "Электромеханика" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 06.12.2016 № 202V10160001934.

         Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, Фонд 29.12.2016 вынес решение № 202V12160001450 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 52 567,55 руб. Указанным решением Обществу также  доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в размере 262 837,74 руб. за период 2013 - 2015, пени в размере 51 220,51 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов по дополнительному тарифу.

        Основанием для принятия обжалуемого решения послужил вывод Фонда о неправомерном  не начислении и не уплаты Обществом страховых взносов по дополнительным тарифам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).

        Считая решение Фонда недействительным в оспариваемой части, Общество  обжаловало его в судебном порядке.

        Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего

       На основании статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ с 01.01.2013 плательщики страховых взносов должны применять дополнительные тарифы страховых взносов, если физические лица заняты на работах, которые указаны в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ.

При этом в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, и выплат и иных вознаграждений лицам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, предусмотрены дополнительные тарифы разной величины (части 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Согласно названному Списку, помимо прочих, к лицам, имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста, отнесены электрогазосварщики.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления).

Пунктом 4 Правил исчисления предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из пунктов 5 и 6 Правил исчисления следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).

Таким образом, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии за прошлые периоды), включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ.

В случае, если работник в течение месяца, в котором начисляются выплаты (в том числе премии за прошлые периоды), не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и при этом период такой работы не включается согласно Правилам исчисления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится.

Установив на основании имеющихся в деле доказательств, что соответствующие работники Общества в проверенном периоде были заняты на работах, имеющих итоговый подкласс условий труда 3,2, что соответствует вредному классу условий вреда менее 80 процентов рабочего времени, суд первой инстанции обоснованно указал, что не исчисление страхователем спорных сумм взносов по дополнительным тарифам является правомерным, а факт нарушения заявителем требований статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ не доказан.

Данный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, сформулированной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2017 N 304-КГ16-20142, от 21.02.2017 N 309-КГ16-19585, от 27.02.2017 N 308-КГ16-17815, от 27.02.2017 N 310-КГ16-17517.

Доводы Фонда о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неправильном толковании вышеуказанных норм права, по смыслу которых увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсионное обеспечение.

        Также судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные доводы Фонда о том, что в случае частичной занятости работников в течение месяца, как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пп. 1 и 2-16 п. 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам производится плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяцу в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в данном случае у электрогазосварщиков Общества нет частичной занятости; все электрогазосварщики в соответствии с должностными инструкциями работают полный рабочий день, но на разных производственных участках – на сварочном, где есть вредные факторы, и на сборочном, где таковые отсутствуют.

        При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение Фонда в обжалуемой Обществом части недействительным.  

Исследование и оценка доказательств осуществлена судом первой инстанции по правилам главы  7 и статьи 200 АПК РФ выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Нарушений норм процессуального и материального права судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 17.05.2017 по делу №  А56-2248/2017   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.О. Третьякова

Судьи

М.Л. Згурская

 С.В. Лущаев