НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 № А21-10932/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 августа 2023 года

Дело №А21-10932/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Титовой М.Г.,

судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Сизовым А.К.,

при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области ФИО1, (доверенность от 06.03.2023), ФИО2 (доверенность от 31.08.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18327/2023) ООО «БалтМорСтрой» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.04.2023 по делу №А21-10932/2022, принятое по заявлению ООО «БалтМорСтрой» к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области о признании решений недействительными,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Балтморстрой» (далее - ООО «Балтморстрой», общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по городу Калининграду и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области о признании недействительными в полном объеме решения от 27.07.2022 №2717 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 27.06.2022 № 2 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, решений от 13.07.2022 № 40 и № 41 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также решения от 13.07.2022 № 32 о принятии обеспечительных мер.

Определением арбитражного суда от 31.10.2022 года в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена стороны по делу, а именно: МИ ФНС № 9 и МИ ФНС № 7 заменены на правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление, УФНС, налоговый орган).

Решением арбитражного суда от 19.04.2023 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО «БалтМорСтрой», повторяя позицию, изложенную в первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит указанное решение отменить как необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит обжалуемое решение оставить без изменения.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте «Картотека арбитражных дел».

В судебном заседании представители Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания заявитель своего представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество 04.08.2021 представило в МИ ФНС № 9 уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за период 4 квартал 2019; МИ ФНС № 9 в период с 04.08.2021 по 08.11.2022 провела камеральную налоговую проверку этой налоговой декларации, по результатам которой составила акт проверки от 22.11.2021 № 5776.

После представления обществом письменных возражений на акт проверки МИ ФНС № 9 осуществила дополнительные мероприятия налогового контроля.

Рассмотрев указанный акт проверки, иные материалы налогового контроля (в том числе дополнительного), письменные пояснения общества, МИ ФНС № 9 принято решение 27.06.2022 № 2717 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение № 2717), согласно которому заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; налогоплательщику предложено уплатить недоимку, пени, штрафы, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета; уменьшить сумму налога, излишне заявленного к возмещению в размере 23 700 815 руб.; доначислен НДС в размере 8 864 842 руб., пени в размере 2 581 065,88 руб., штраф в размере 272 379,25 руб.

Налоговыми органами также принято решение от 27.06.2022 № 2 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению и решение от 13.07.2022 № 40 и № 41 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также решение от 13.07.2022 № 32 о принятии обеспечительных мер.

Общество оспорило решение № 2717 в вышестоящий налоговый орган, однако решением Управления от 17.08.2022 № 06-12/20387@ жалоба налогоплательщика была отклонена.

Не согласившись с вынесенными налоговыми органами ненормативными правовыми актами, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив апелляционной жалобы и возражений на нее, не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения с учетом следующего.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Следовательно, оспаривая действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц заявитель должен доказать как несоответствие, противоречие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону, так и нарушение этими актами и действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указывалось выше, решением № 2717 общество привлечено к ответственности за нарушение налогового законодательства; заявителю уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС за 4 квартал 2019 года в размере 23 700 815 руб., доначислен НДС в сумме 8 864 842 руб., штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом смягчающих обстоятельств в размере 272 579,25 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 2 581 065,88 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной № 6 налоговой декларации по НДС, представленной обществом за 4 квартал 2019 года (сумма налога к возмещению из бюджета в размере 23 700 815 руб.), инспекцией установлено, что в нарушение статей 146, 170, 171, 172 НК РФ после расторжения государственного контракта № 819/ДО-18 от 07.11.2018 (далее - контракт), заключенного с Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСМОРПОРТ», общество не восстановило сумму налога НДС, не участвующую в деятельности, облагаемой НДС, в сумме 32 565 657 руб.

В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что заявитель, представив в инспекцию уточненную № 6 налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2019 года, подвел итог по результатам выполненных дноуглубительных работ по расторгнутому с ФГУП «РОСМОРПОРТ» контракту, в котором заявил налоговые вычеты по возврату ранее начисленных в 4 квартале 2018 года, 1, 2, 3 кварталах 2019 года авансовых платежей.

В разделе 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» (далее - раздел 9) уточненной № 6 налоговой декларации за 4 квартал 2019 года общество отразило реализацию товаров (работ, услуг) на общую сумму 39 254 786,19 руб., НДС -7 850 957,24 руб., в том числе в адрес ФГУП «РОСМОРПОРТ» на сумму 28 560 936,19 руб., НДС - 5 712 187,24 руб. (реализация оборудования) по окончательным расчетам по итогам закрытия контракта за выполненные частично в период с ноября 2018 по август 2019 строительные, дноуглубительные работы в порту Ванино Хабаровского края.

Из представленных обществом актов выполненных работ (КС2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счетов-фактур, товарных накладных установлено, что фактически работы в порту Ванино осуществлялись во 2 и 3 кварталах 2019 года.

Основная доля налоговых вычетов уточненной № 6 налоговой декларации за 4 квартал 2019 года в сумме 29 582 571,39 руб. (93,75%) общества отражена в разделе 8 «Сведения из книги покупок об организациях, отражаемых в истекшем периоде» (далее - раздел 8) с кодом вида операции 22, который используется при отражении продавцом операций по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце 2 пункта 5 статьи 171 НК РФ, а также операций, перечисленных в пункте 6 статьи 172 НК РФ.

Сумма 29 582 571,39 руб. состоит из:

- 6 585 679 руб. - суммы налога, исчисленной заявителем с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащей вычету с даты отгрузки товаров (пункт 6 статьи 172 НК РФ);

- 6 585 679 руб. отражена в строке 3-170 налоговой декларации по НДС и относится к операциям: с ФГУП «РОСМОРПОРТ» в сумме 5 140 969 руб., с АО «ТРЕСТ ГИДРОМОНТАЖ» в сумме 1 444 710 руб.;

- 22 996 892 руб. - суммы налога, предъявленной обществом к возмещению по возврату (пункт 5 статьи 171 НК РФ) ранее начисленных авансовых платежей в рамках контракта, в связи с его односторонним расторжением ФГУП «РОСМОРПОРТ».

Таким образом, заявитель в книге покупок и уточненной № 6 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года отразил налоговые вычеты (отгрузка и возврат) в сумме 28 137 861 руб. (5 140 969 + 22 996 892), касающиеся ранее начисленных авансовых платежей в 4 квартале 2018 года, 1, 2, 3 кварталах 2019 года, в рамках заключенного с ФГУП «РОСМОРПОРТ» контракта.

При этом основная сумма авансовых платежей по контракту (33 852 251 руб. из 53 852 617 руб.) была исчислена заявителем в уточненной № 2 налоговой декларации за 4 квартал 2018 года.

Материалами налоговой проверки установлено, что общество как генеральный подрядчик заключило государственный контракт № 819/ДО-18 от 07.11.2018 на разработку рабочей документации и выполнение работ по стройке «Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры порта Ванино, в бухте Мучке, Хабаровского края (федеральный бюджет)» с ФГУП «РОСМОРПОРТ» (застройщиком), согласно которому генподрядчик обязуется собственными и/или привлеченными силами и средствами разработать рабочую документацию и осуществить строительство объектов инфраструктуры порта Ванино, в бухте Мучке, Хабаровского края (далее - Объект) (пункт 2.1 контракта). Цена контракта (пункт 8.1) составляет 739 734 380 рублей, включая НДС (18%) - 112 840 837,63 рублей, из них: стоимость разработки рабочей документации - 8 140 677 рублей, включая НДС (18%); стоимость строительства Объекта - 731 593 703 руб., включая НДС (18%).

«Цена Контракта» (пункт 1.1 контракта) - общая стоимость выполнения работ, включающая в себя все затраты, в том числе затраты на мобилизацию и демобилизацию строительной техники, указанная цена контракта является твердой, определяется на весь срок действия контракта и не может изменяться. Любое превышение затрат и стоимости работ генподрядчиком сверх цены контракта считается осуществленным генподрядчиком на свой риск и не компенсируется застройщиком (п. 8.4 Контракта).

В связи с тем, что общество нарушило сроки выполнения работ, ФГУП «РОСМОРПОРТ» в одностороннем порядке 22.08.2019 расторгло контракт с обществом.

Общество в рамках контракта выполнило только часть необходимых работ.

Всего согласно актам выполненных работ (КС-2) и справок (КС-3) о стоимости выполненных работ и затрат, общество в рамках контракта выполнило работ на общую сумму 205 704 830,64 руб., в том числе НДС в размере 34 284 138,43 руб. (без НДС -171 420 692,21 руб.), из них: - 171 431 707,21 руб., НДС - 28 571 951,19 руб. (без НДС - 142 859 756,02 руб.) - разработка рабочей документации, строительство, дноуглубительные работы (КС3: №1 от 13.05.2019, №2 от 11.06.2019, № 3 от 13.06.2019, № 4 от 18.06.2019, № 5 от 24.06.2019, № 6 от 10.07.2019, № 7 от 15.07.2019, №8 от 19.07.2019), а именно:

- 3 775 916,58 руб. - разработка рабочей документации;

- 81 165 764,83 руб. - строительно-монтажные, дноуглубительные работы, включая материалы;

- 57 918 074,61 руб. - прочие работы и затраты, в том числе мобилизация судна-земснаряда;

- 34 273 123,43 руб., НДС - 5 712 187,24 рублей (без НДС -28 560 936,19 руб.) - реализация оборудования (акты по форме КС-3: № 9 от 07.11.2019, № 10 от 08.11.2019).

По итогам контракта задолженность общества перед ФГУП «РОСМОРПОРТ» составила 136 217 678 рублей (разница между перечисленными денежными средствами от ФГУП «РОСМОРПОРТ» - 341 922 509 руб. и выполненными заявителем дноуглубительными работами - 205 704 831 руб.), что подтверждается актом сверки взаимных расчетов между Ванинским филиалом ФГУП «РОСМОРПОРТ» и ООО «БАЛТМОРСТРОЙ» за период с 07.11.2018 по 08.11.2019.

Следует отметить, что возврата денежных средств в сумме 136 217 678,40 руб. на расчетный счет ФГУП «РОСМОРПОРТ» общество не производило; осуществлен зачет в счет ранее уплаченного в адрес ФГУП «РОСМОРПОРТ» обеспечительного платежа в сумме 163 608 555,23 руб.

Разница в сумме 27 390 876 руб., образовавшаяся между перечисленным обществом в адрес ФГУП «РОСМОРПОРТ» обеспечительным платежом, в сумме 163 608 555,23 руб., и задолженностью общества перед ФГУП «РОСМОРПОРТ» в сумме 136 217 678 руб., взыскана по решению Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-720015/20-105360 в пользу заявителя.

Всего, в адрес общества по контракту были перечислены денежные средства на общую сумму 341 922 509 руб. (в декабре 2018 - 221 920 314 руб., в июне 2019 - 101 477 534 руб., в августе 2019 - 18 524 661 руб.), в том числе на специальный счет ООО «БАЛТМОРСТРОЙ» в Федеральном казначействе 06.12.2018 в рамках контракта поступил первый аванс в сумме 221 920 314 руб., который 26.12.2018 в сумме 2 397 415 евро (после приобретения валюты с суммы 181 174 090 рублей) перечислен в адрес UAB «LT TRADE» (Литва) с назначением платежа «ГК 819/ДО-18 от 07.11.2018.

Договор тайм-чартер от 10.10.2018, доп. соглашение №1 от 12.11.2018, акт №1 от 21.12.2018, работы по подготовке судна к мобилизации»; 25.12.2019 в сумме 32 400 000 руб. нар/с УФК по Калининградской области (Межрайонная ИФНС России №9 по городу Калининграду), как НДС, удержанный «налоговым агентом со стоимости выполненных работ нерезидентом за 4 квартал 2018 года».

В соответствием с положениями главы 21 НК РФ общество в уточненной № 2 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 года, с суммы, полученной в рамках контракта частичной оплаты (221 920 314 руб.) в счет предстоящих выполнений работ для ФГУП «РОСМОРПОРТ» исчислило НДС в сумме 33 852 251 руб., и в соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ отразило в разделе 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» сумму налога, исчисленную при выполнении работ (оказании услуг) за UAB «LT TRADE» (Литва) - 32 565 657 руб.

Однако сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по уточненной № 2 налоговой декларации, представленной ООО «БАЛТМОРСТРОЙ» за 4 квартал 2018 года, составила всего 23 958 руб., так как в налоговые вычеты был включен НДС, уплаченный в бюджет в качестве покупателя - налогового агента UAB «LT TRADE», в сумме 32 565 657 руб. по услугам мобилизации и демобилизации судна- земснаряда «BALDER R», на основании акта выполненных работ №1 от 21.12.2018 по тайм-чартеру от 10.10.2018.

Согласно представленным заявителем документам, ООО «БАЛТМОРСТРОЙ» заключило 10.10.2018 с UAB «LT TRADE» (Литва) тайм-чартер о передаче UAB «LT TRADE» в адрес ООО «БАЛТМОРСТРОЙ» судна - земснаряда «BALDER R» (флаг судна - Дания) вместе со всем оборудованием, техникой и запасными частями для выполнения дноуглубительных работ в морском порту Ванино.

Дополнительным соглашением №1 от 12.11.2018 определено, что тайм-чартер заключен в рамках исполнения обязательств генподрядчика по государственному контракту № 819/ДО-18 от 07.11.2018.

В ходе камеральной налоговой проверки общество представило составленные и подписанные между UAB «LT TRADE» и ООО «БАЛТМОРСТРОЙ» акты выполненных работ:

- № 1 от 21.12.2018 о том, что 21.12.2018 «были выполнены следующие работы (оказаны следующие услуги) по договору тайм-чартеру от 10.10.2018 года: подготовка судна «BALDER R» к мобилизации и демобилизации, включающая в себя оплату фрахта судовладельцу в объеме 60 дней, необходимых для доставки судна в порт Ванино и возвращение в порт прописки в рамках исполнения обязательств Генерального подрядчика» по Контракту «согласно инвойсу №001 от 21.12.2018 года на сумму 2400 000 евро»;

- № 2 от 30.04.2019 о том, что 30.04.2019 «были выполнены следующие работы (оказаны следующие услуги) по договору тайм-чартеру от 10.10.2018: подготовка судна «BALDER R» к мобилизации в рамках исполнения обязательств Генерального подрядчика» по Контракту «согласно инвойсу №002 от 30.04.2019 на сумму 400 000 евро».

Указанные акты выполненных работ (№ 1 от 21.12.2018 года и № 2 от 30.04.2019), составленные и подписанные UAB «LT TRADE» и ООО «БАЛТМОРСТРОЙ», содержат данные о выполнении услуги «подготовка судна «BALDER R» к мобилизации».

Однако только услуги, отраженные в акте выполненных работ № 2 от 30.04.2019, соответствуют условиям, отраженным в тайм-чартере от 10.10.2018, и участвуют в деятельности, облагаемой НДС, а именно:

- судно находилось на территории Российской Федерации в порту Ванино с 23.04.2019;

- акт выполненных работ № 2 составлен 30.04.2019, то есть на 7 день пребывания судна в порту, что соответствует пункту 5 тайм-чартера от 10.10.2018;

- услуги отражены в справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) №1 от 13.05.2019, выставленной в адрес заказчика ФГУП «РОСМОРПОРТ», согласно которой общая сметная стоимость прямых затрат в базисных ценах «мобилизации самоотвозного землесоса, объем трюма 6000 куб. м, расстояние - 5100 км в одну сторону, маршрут – порт Шри-Ланка-порт Ванино (РФ)» отражена в сумме 1 367 322,08 руб.

Сведения, содержащиеся в КС-3 № 1 от 13.05.2019, выставлены в адрес ФГУП «РОСМОРПОРТ» в счете-фактуре № 18 от 13.05.2019 на сумму 14 061 957,02 руб., в том числе НДС - 2 343 659,50 руб.

Общество в акте выполненных работ (КС-2) № 10 от 24.06.2019 (за период с 19.06.20219 по 24.06.2019) отразило оказанные работы по дноуглублению акватории 10 земснарядом, общая стоимость по акту составляет 23 495 519,65 руб., в том числе НДС - 3 915 919,94 руб.

Общество перечислило в августе 2019 денежные средства в сумме 230 000 Евро (16 875 779.50 рубле) в адрес UAB «LT TRADE» за услуги, отраженные в справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) №1 от 13.05.2019 за «мобилизацию самоотвозного землесоса» и акте выполненных работ (КС-2) №10 от 24.06.2019 за дноуглубительные работы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 общество отразило в разделе 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» сумму налога, исчисленную при выполнении работ (оказании услуг) за UAB «LT TRADE» (Литва), - 3 375 156 руб., и одновременно включило в налоговый вычет НДС, как уплаченный в бюджет в качестве покупателя - налогового агента, в сумме 3 375 156 рублей. Иных справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) и актов о приемке выполненных работ (КС-2) за период действия контракта, в которых были бы отражены услуги по мобилизации/ демобилизации судна «BALDER R» в рамках контракта в сумме 2 397 415 евро (181 174 090 рублей), общество не представило.

При сравнении документов: акта выполненных работ № 1 от 21.12.2018, тайм-чартера от 10.10.2018, дополнительных соглашений к тайм-чартеру от 10.10.2018, деклараций на товары №10702070/040419/0058261 и №10702070/260519/0093107, актов (КС2) и справок (КС-3) выполненных работ, налоговым органом обоснованно и правильно выявлены несоответствия и противоречия.

В акте выполненных работ № 1 от 21.12.2018 установлено выполнение услуг по подготовке судна «BALDER R» к мобилизации и демобилизации, включающей в себя оплату фрахта судовладельцу в объеме 60 дней, необходимых для доставки судна в порт Ванино и возвращения в порт приписки.

В акте указано, что стоимость подготовки судна «BALDER R» к мобилизации/ демобилизации согласно инвойсу №001 от 21.12.2018 года составляет 2400 000 евро (181 174 090 руб.).

При этом фактическое выполнение работ налогоплательщиком документально не подтверждено. Фактически ввоз судна «BALDER R» осуществлен по декларации на товары №10702070/040419/0058261 только 23.04.2019, а вывоз по декларации на товары №10702070/260519/0093107 - 26.05.2019.

Таким образом, акт №1 выполненных работ от 21.12.2018 подписан за 124 дня до фактического ввоза судна.

Следовательно, услуги по подготовке судна «BALDER R» к мобилизации и демобилизации не могли быть выполнены. Документов, подтверждающих, что в цену (смету) заключенного с ФГУП «РОСМОРПОРТ» контракта, включена стоимость услуги по мобилизации/ демобилизации судна в размере 2 400 000 евро (составляющая почти 1/3 от цены контракта), заявитель не представил.

ООО «БАЛТМОРСТРОЙ» также не представило документов, подтверждающих, что на момент подписания с UAB «LT TRADE» (Литва) дополнительного соглашения № 4 от 25.01.2019 к тайм-чартеру от 10.10.2018, и акта выполненных работ №1 от 21.12.2018, была согласована с ФГУП «РОСМОРПОРТ» рабочая документация и смета стоимости услуг по дноуглубительным работам в соответствии с контрактом, в том числе по услугам на мобилизацию и демобилизацию судна-земснаряда в размере 2 397 415 евро (181 174 090 рублей).

Кроме того, общество не представило для сверки оригиналы документов, в которых отражена сумма услуг по мобилизации и демобилизации судна «BALDER R». Общество не представило и документы, деловую переписку с UAB «LT TRADE» (Литва), подтверждающие согласование условий тайм-чартера судна по стоимости услуги, расчет услуги.

Документы, подтверждающие этапы мобилизации и демобилизации судна в течение 30 суток, с отражением соответствующих дат и мероприятий, согласований по подготовке судна, оборудования, персонала, и другие документы, подтверждающие выполнение в декабре 2018 года услуг, отраженных в акте выполненных работ № 1 от 21.12.2018 по подготовке судна «BALDER R» к мобилизации и демобилизации, по которым организацией приняты налоговые вычеты по НДС в 4 квартале 2018 года, отсутствуют.

Согласно распоряжению Росморречфлота от 14.03.2019 №АП-87-р «О разрешении на осуществление перевозок и бункеровки в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства», общество имело право на заход в порт Ванино и выполнение работ дноуглубительных работ в акватории морского порта Ванино не раньше 14.03.2019.

Следовательно, UAB «LT TRADE» не могло оказать услуги мобилизации и демобилизации в соответствии с договором тайм-чартером от 10.10.2018 ранее марта 2019 года.

По итогам контракта общество, из приходящихся на стоимость строительства объекта 619 994 663,56 руб. (без НДС и стоимости разработки рабочей документации: 731 593 703 руб. - НДС 18% - 111 599 039,44 руб.) произвело строительные работы только на общую сумму 139 083 839,44 руб. (81 165 764,83 + 57 918 074,61), что меньше стоимости услуги мобилизации и демобилизации судна - земснаряда «BALDER R», оплаченной из денежных средств, полученных в счет предстоящих выполнений работ по контракту в сумме 181 174 090 руб. (2 397 415 евро).

Документов, подтверждающих, что вышеуказанные услуги по мобилизации/ демобилизации судна «BALDER R» в сумме 2 397 415 евро (181 174 090 рублей), фактически были осуществлены в рамках действующего контракта, и, следовательно, использовались в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, общество не представило. При этом после расторжения контракта общество было обязано восстановить сумму НДС, не участвующую в деятельности, облагаемой НДС, в размере 32 565 657 руб.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцом, при условии, что приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права будут использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (подпункт 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ).

Следовательно, общество не выполнило основное условие применения вычетов, указанное в подпункте 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ, в результате чего занизило подлежащий к уплате в бюджет НДС, отразив в налоговой декларации по НДС налоговые вычеты по операциям мобилизации/ демобилизации судна, которые не были перевыставлены (не включены в налоговую базу в налоговые декларации по НДС) в полном объем заказчику - ФГУП «РОСМОРПОРТ», и не восстановило по завершению контракта, так как данные работы не отражены в операциях, облагаемых НДС.

Общество представило уточненную № 6 налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2019 года, в которой после расторжения 22.08.2019 контракта ФГУП «РОСМОРПОРТ» в одностороннем порядке и по результатам судебного разбирательства (дело № А40-72015/20-105-360) подвело итог выполненным работам по контракту.

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку общество заявило к вычету ранее начисленные в 4 квартале 2018 года, 1, 2 и 3 кварталах 2019 года авансовые платежи, налоговая инспекция для проверки правомерности заявленных налоговых вычетов, охватывающих предыдущие периоды, обоснованно провела анализ исчисления налоговой базы и налоговых вычетов, касающихся всей сделки по дноуглубительным работам, проведенным в порту Ванино Хабаровского края в соответствии с контрактом, и отраженной в налоговых декларациях 4 квартала 2018 года, 1, 2, 3, 4 кварталах 2019 года, тем более, что итогом сделки (согласно представленным налоговым декларациям по НДС) явилась не сумма к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость по выполненным дноуглубительным работам на сумму 205 704 830,64 руб., в том числе НДС - 34 284 138,43 руб., а сумма к возмещению налога из бюджета - 27 731 585 руб.

При анализе деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных заявителем (в период действия контракта) за 4 квартал 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года установлено, что в связи с неправомерно заявленными налогоплательщиком в 4 квартале 2018 года налоговыми вычетами (32 565 657 руб.), налоговые вычеты по НДС значительно превышают реализацию.

В соответствии с главой 21 НК РФ налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость не корректируют налоговую базу НДС, а уменьшают общую сумму налога.

Вычеты по НДС, уменьшающие сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, применяются на заключительной стадии исчисления налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

На упомянутую особенность указал и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 года № 2456-О, отмечая, что реализация права на налоговые вычеты связана с соблюдением налогоплательщиком необходимых условий их применения: одним из таких условий является приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

В Определении от 08 ноября 2018 года № 2796-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат.

Статья 170 НК РФ содержит нормы, участвующие в регулировании такого существенного элемента налога на добавленную стоимость, как порядок его исчисления, который предполагает, помимо прочего, необходимость восстановления сумм данного налога, когда ранее правомерно принятый налогоплательщиком к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) при наступлении определенных обстоятельств должен быть возвращен в 14 бюджет (подпункт 3 пункта 3).

Действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налоговых правоотношений, законодатель в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов исходит из необходимости компенсации бюджету сумм налога на добавленную стоимость, ранее принятого налогоплательщиком к вычету, используя для этого механизм восстановления сумм данного налога, что само по себе не может расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 266-О).

Общество, представив в инспекцию уточненную № 6 налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2019 года, самостоятельно определило период окончания сделки с ФГУП «РОСМОРПОРТ», с учетом всех особенностей контракта.

Положения главы 21 НК РФ не запрещали и не препятствовали обществу самостоятельно в рамках избранного во взаимоотношениях с контрагентом порядка исполнения обязательств обеспечить организацию экономической деятельности на условиях, позволяющих в установленном порядке воспользоваться правом (обязанностью) и включить в налоговую базу в налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2019, счет-фактуру №44 от 21.08.2019 на сумму 205 942 520,44 руб., в том числе НДС - 34 323 753,41 руб., с отраженными в них выполненными работами для ФГУП «РОСМОРПОРТ» в рамках контракта по услугам мобилизации и демобилизации судна «BALDER R» (в соответствии с актом № 1 выполненных работ от 21.12.2018);

- или в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ восстановить в 4 квартале 2019 года (в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты) сумму налога на добавленную стоимость - 32 565 657 руб., отраженную в налоговых вычетах в 4 квартале 2018, как уплаченную в бюджет в качестве покупателя - налогового агента UAB «LT TRADE» по услугам мобилизации и демобилизации судна-земснаряда «BALDER R» на основании акта выполненных работ № 1 от 21.12.2018 по тайм-чартеру от 10.10.2018, но не использованной в деятельности, облагаемой НДС;

- или в соответствии с пунктом абзацем 2 пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении в поданной им в налоговый орган налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, внести необходимые изменения в налоговую декларацию (отсторнировать вычеты, не участвующие в деятельности, облагаемой НДС) и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В данном случае интересы общества связаны с необходимостью возмещения НДС налогоплательщику при невыполнении основного условия такого возмещения.

Восстановление в 4 квартале 2019 года (по итогам окончания действия контракта) суммы налога на добавленную стоимость - 32 565 657 руб., ранее отраженной в налоговых вычетах в 4 квартале 2018 года как уплаченной в бюджет в качестве покупателя - налогового агента UAB «LT TRADE» по услугам мобилизации и демобилизации судна-земснаряда «BALDER R», но не участвующей в деятельности, облагаемой НДС, не ведет к нарушению прав заявителя.

В рассматриваемом споре общество указывает о расширении налоговым органом полномочий, выраженных в исследовании не заявленного налогоплательщиком налогового периода.

Между тем, согласно пункту 2 статьи 173 НК РФ налогоплательщик имеет право возместить НДС, только если декларация подается до истечения трехлетнего срока после окончания соответствующего налогового периода, что и сделало общество, представив в инспекцию 04.08.2021 уточненную № 6 налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2019.

Является несостоятельным довод общества о том, что налоговый орган вправе проверять лишь тот период (документацию), который заявлен в уточненной налоговой декларации, поскольку в отношении проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации действует общий порядок, предусмотренный статьей 88 НК РФ, в том числе у налогового органа есть право истребовать необходимые дополнительные документы.

Налоговое законодательство не ограничивает право налоговых органов в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной декларации проверять все заявленные в ней суммы.

При проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации исследуется сама декларация, документы, представленные налогоплательщиком и иными лицами, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, уже имеющиеся у налогового органа.

При изложенных обстоятельствах, проверяя обоснованность настоящего заявления и незаконность действий налогового органа, суд пришел к выводу о том, что заявитель правомерно привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, а Управление обоснованно отказало налогоплательщику в возмещении полностью заявленной суммы налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия решения о взыскании задолженности, в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Кодекса и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса.

Поскольку в ходе проведения проверки налоговым органом установлено наличие у заявителя задолженности, возникшей в связи с неполной уплатой налога, налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, то у Управления имелись правовые основания для принятия оспариваемых решений от 13.07.2022 № 40 и № 41 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и от 13.07.2022 № 32 о принятии обеспечительных мер.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований к признанию недействительными оспариваемых заявителем постановлений налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, о принятии обеспечительных мер.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

С учетом изложенного, обжалуемое решение как законное и обоснованное отмене по доводам апелляционной жалобы заявителя не подлежит.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.04.2023 по делу №А21-10932/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.Г. Титова

Судьи

О.В. Горбачева

М.Л. Згурская