ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
04 апреля 2022 года
Дело №А56-68850/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Степанова С.М. по доверенности от 16.07.2021
от заинтересованного лица: Тесля П.А. по доверенности от 27.12.2021
от 3-го лица: Дудорова О.В. по доверенности от 19.01.2022 (онлайн), Кондратенко М.В. по доверенности от 14.01.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-2916/2022, 13АП-4237/2022) Санкт-Петербургской таможни, Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2021 по делу № А56-68850/2021 , принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АХА"
к Санкт-Петербургской таможне
3-е лицо: Новороссийская таможня
о признании недействительными решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «АХА» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Санкт-Петербургской таможни от 30.06.2021 №10210000/2021/РБП/0000353, № 10210000/2021/РБП/0000354 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Новороссийская таможня.
Решением суда от 22.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Санкт-Петербургская таможня и Новороссийская таможня направили апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Санкт-Петербургская таможня в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Санкт-Петербургская таможня не проводила таможенный контроль, не принимала решений и правовых актов, направляя уведомления по решению другого таможенного органа, Санкт-Петербургская таможня выполняла приказ ФТС. Кроме того, по мнению подателя жалобы, отсутствие у Санкт-Петербургской таможни в Управлении Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу лицевого счета получателя бюджетных средств делает невозможным организацию данным органом государственной функции по исполнению судебного акта. Указывает, что при вынесении решений судом дана ненадлежащая оценка законности решений Новгородской таможни.
Новороссийская таможня в апелляционной жалобе указывает, что предоставленные Обществом в рамках пункта 25 Правил непреференциальные сертификаты о происхождении товара оформлены с нарушениями подпункта 5 пункта 5 требований к порядку их оформления и (или) заполнения и не могут рассматриваться в качестве документов о происхождении товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил и в соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС.Таким образом, происхождение товаров, декларированных по ДТ №№ 10317120/110521/0061793, 10317120/280621/0084808, считается неподтвержденным.
В судебном заседании представители Санкт-Петербургской таможни, Новороссийской таможни поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель Общества просил оставить жалобы без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на Новороссийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Обществом поданы декларации на товары (далее - ДТ) №10317120/121120/0097474, в которой товары №№ 1-8 «шины пневматические резиновые новые...» классифицированы в подсубпозиции 4011 20 900 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и ДТ № 10317120/121120/0097784, товары в которой №№ 1-6 «шины пневматические резиновые новые...» классифицированы в подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Изготовитель товаров ZHONGCE RUBBER (THAILAND) CO.,LTD, Таиланд. Страна отправления - Таиланд. Получателем товара является Общество.
Новороссийской таможней на основании Акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10317000/213/190521/А0287 от 19.05.2021, сформированного по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, приняты решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ №№ 10317120/121120/0097474, 10317120/121120/0097784, сформированы корректировки декларации на товары №№ 10317120/121120/0097474/01, 10317120/121120/0097784/01, на основании которых доначислена антидемпинговая пошлина, подлежащая к уплате Обществом в размере 2 947 811,84 руб. и 2 989 402,44 руб. соответственно.
На основании статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) и в соответствии с Приказом ФТС России от 24.12.2018 № 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» Санкт-Петербургская таможня (таможенный орган, уполномоченный на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с местом нахождения плательщика) уведомила ООО «АХА» о неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в ДТ № 10317120/121120/0097474, 10317120/121120/0097784 от 02.06.2021, направив в адрес декларанта уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 04.06.2021:
- № 10210000/У2021/0003677 на общую сумму 3 020 933,95 руб. (в т.ч.: антидемпинговая пошлина в размере 2 947 811,84 руб., пени по антидемпинговой пошлине- 7 3 122,11 руб.);
- № 10210000/У2021/0003670 на общую сумму 3 063 203,32 руб. (в т.ч.: антидемпинговая пошлина в размере 2 989 402,44 руб., пени по антидемпинговой пошлине - 73 800,88 руб.).
В связи с неисполнением ООО «АХА» обязанности по уплате антидемпинговой пошлины и пени в сроки, указанные в уведомлении (уточнении к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 04.06.2021 № 10210000/У2021/0003677 и 10210000/У2021/0003670 Санкт-Петербургской таможней 30.06.2021 в соответствии со статьей 75 Федерального закона № 289-ФЗ принято решение № Ю210000/20221/РБП/0000354 и Ю210000/20221/РБП/0000353 о взыскании денежных средств в размере 6 131 317,22 руб. со счетов в бесспорном порядке.
Не согласившись с указанными решениями Санкт-Петербургской таможни о взыскании денежных средств в размере, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых решений, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом, а также уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом.
По правилам пункта 1 статьи 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Пунктом 1 статьи 71 ТК ЕАЭС установлено, что при введении в Союзе мер защиты внутреннего рынка в виде специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин такие пошлины подлежат уплате в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, к которым применяется мера защиты внутреннего рынка посредством введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины, специальной квоты (пункт 2 статьи 71 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 154) введена антидемпинговая пошлина (в размерах согласно приложению N 1) в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению N 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При взимании антидемпинговой пошлины, предусмотренной Решением Коллегии N 154, государственным органам государств - членов ЕАЭС, уполномоченным в сфере таможенного дела, необходимо руководствоваться как кодами ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Пунктом 1 статьи 28 ТК ЕАЭС регламентировано, что определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 4 статьи 31 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС установлено, что если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором.
Согласно пункту 2 статьи 37 Договора для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в условиях непреференциальной торговли для целей применения мер нетарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и иные меры в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора) применяются Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил под аналогичными товарами понимаются товары, классифицируемые тем же кодом ЕАЭС и имеющие такое же описание, как и товары, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка.
Правилами установлены критерии и особенности определения происхождения товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, а также требования к документальному подтверждению происхождения таких товаров.
Согласно положениям пунктов 23 - 25 Правил происхождение товаров при их таможенном декларировании при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС должно быть документально подтверждено декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением двух случаев:
1) в случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган вправе мотивированно запросить сертификат о происхождении товара;
2) при ввозе товаров, аналогичных тем, в отношении которых в ЕАЭС применяются меры защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры).
Как следует из пункта 25 Правил, в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара.
Таким образом, в случае применения мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, должно быть обязательно подтверждено сертификатом о происхождении товара.
В соответствии с пунктом 29 Правил при обнаружении таможенным органом государства - члена ЕАЭС признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства - члена ЕАЭС вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).
В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.
С учетом исключения, приведенного в пункте 29 Правил, таможенные органы вправе направлять верификационный запрос в уполномоченный орган, выдавший сертификат о происхождении товаров, как в случае обнаружения признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, так и на основании выборочности.
На основании пункта 34 Правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Положениями статьи 310 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования в период нахождения товаров под таможенным контролем - после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 ТК ЕАЭС, до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
В отношении товаров, классифицируемых в подсубпозициях 4011 20 100 0, 4011 20 900 О ТН ВЭД ЕАЭС, имеющих наименование, соответствующее наименованию товара, приведенному в Решении и страной происхождения которых согласно графе 34 декларации на товары являются страны, отличные от Китайской Народной Республики, происхождение товара подтверждается сертификатом о происхождении товара (далее - Сертификат), заполненным в соответствии с требованиями к сертификату о происхождении товара (далее - Требования), приведенными в приложении к Правилам.
В рассматриваемом случае в целях подтверждения происхождения «аналогичных товаров», задекларированных в ДТ №№ 10317120/121120/0097474, 10317120/121120/0097784 декларантом представлены непреференциальные сертификаты о происхождении товара от 19.10.2020 № С02020-0136308, от 26.10.2020 № С02020-0139362.
В непреференциальных сертификатах о происхождении товара от 19.10.2020 № С02020-0136308, от 26.10.2020 № С02020-0139362 указано наименование товара «шины».
По мнению таможенного органа, сертификат происхождения товара не соответствует требованиям, предъявляемым к такого вида документам в силу того, что он не содержит минимальной информации о товаре, предусмотренной подпунктом 5 пункта 5 Требований к сертификату. Полагает что декларантом не исполнено требования пункта 25 Правил и представлен оригинал Сертификата, не соответствующего требованиям.
В пункте 5 Требований к сертификату о происхождении товара указано, что сертификат должен содержать следующую информацию: описание товара, позволяющее произвести его идентификацию.
Согласно пункту 6 Требований к сертификату о происхождении товара (Приложение к Правилам) указанные в пункте 5 сертификата, сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Это означает, что сведения об описании товара в сертификате должны быть минимальные и наименования товара достаточно для его идентификации.
Между тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в сертификатах о происхождении товара от 19.10.2020 № C02020-0136308, от 26.10.2020 № С02020-0139362 имеется указание на ввозимый товар – шины, а также ссылки на инвойсы №LTH2063423AU от 29.09.2020 и № LTH2064444AU от 30.09.2020.
В инвойсах №LTH2063423AU от 29.09.2020, LTH2064444AU от 30.09.2020 указан товар, который совпадает с наименованием товара, указанного в ДТ (марка, модель, размер). Кроме того, в инвойсах есть ссылка на контракт, по которому товар был ввезен на таможенную территорию Союза.
В связи с вышеизложенным апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции от том, что представленные Обществом при декларировании товара документы (инвойсы, проформа инвойса, упаковочный лист, контракт, сведения в графе 44 ДТ) позволяют соотнести ввозимый товар с товаром, указанным в представленных сертификатах.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемые решения таможни приняты в отсутствие правовых оснований, ошибочном применении норм таможенного законодательства, с применением формального подхода, и нарушают права Общества в сфере его предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, оснований для направления Обществу оспариваемых решений от 30.06.2021 №10210000/2021/РБП/0000353, № 10210000/2021/РБП/0000354 у Санкт-Петербургской таможни не имелось.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 декабря 2021 года по делу № А56-68850/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Санкт-Петербургской таможни, Новороссийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
М.И. Денисюк
Л.В. Зотеева