НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 № А26-1023/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 декабря 2023 года

Дело №А26-1023/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О.

судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 18.09.2023

от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 08.04.2022

от 3-го лица: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33512/2023) УФК по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2023 по делу № А26-1023/2023, принятое

по заявлению УФНС по Республике Карелия

к УФК по Республике Карелия

3-и лица: ФИО4; Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом

о признании недействительным уведомления,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, адрес: 185001, <...>, ОГРН: <***> (далее - заявитель, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия, адрес: 185035, <...>, ОГРН: <***> (далее – УФК, Казначейство) о признании недействительным уведомления № 06- 06-21-872 от 31 января 2023 года.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ФИО4, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом.

Решением суда от 04.09.2023 заявление УФНС по Республике Карелия удовлетворено.

В апелляционной жалобе Казначейство, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку в УФК по Тульской области заявки на возврат от 30.01.2023 поступили только 07.02.2023, то у Казначейства 31.01.2023 имелись законные основания для приостановления операций в силу прямого указания пункта 3 статьи 242.3 БК РФ.

В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель налогового органа возражал, просит решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4 08.012021 года через «Личный кабинет налогоплательщика» в электронной форме представил налоговую декларацию на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ за 2018 год для заявления остатка имущественного налогового вычета согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в связи с приобретением 11.10.2016 года жилого дома с земельным участком.

Сумма налога на доходы физических лиц, заявленная к возврату, составляла 63 436 руб. 00 коп.

Решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия от 22.02.2022 года № 337 и № 336 налогоплательщику было отказано в зачете (возврате) налога.

Указанные решения были обжалованы ФИО4 Pавилем Pагиповичем в вышестоящий орган.

Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо - Западному федеральному округу № 08-10/0500@ от 05.04.2022 года жалоба оставлена без удовлетворения.

Полагая свои права нарушенными, ФИО4 обратился в Сортавальский городской суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия от 22.02.2022 № 337 и № 336 и решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо - Западному федеральному округу № 08-10/0500@ от 05.04.2022, а также об обязании налогового органа произвести возврат имущественного налогового вычета.

Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 27.06.2022 года по делу № 2а-538/2022 исковые требования удовлетворены частично. Суд, восстановив налогоплательщику срок на возврат налога, взыскал с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в пользу ФИО4 Pавиля Pагиповича излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 63 436 руб. В остальной части требований отказал.

Не согласившись с судебным актом Сортавальского городского суда Республики Карелия налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия. Апелляционным Определением Верховного суда Республики Карелия от 01.12.2022 жалоба оставлена без удовлетворения, а решение суда от 27.06.2022 – без изменения.

В связи с вступлением решения Сортавальского городского суда Республики Карелия в законную силу налогоплательщику 16.12.2022 выдан исполнительный лист серии ФС № 035309120, который предъявлен для принудительного исполнения в Управление Федерального казначейства 10.01.2023.

Налоговым органом от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия получено уведомление о поступлении исполнительного документа от 16.01.2023 года № 06-06-21/11-319.

Указанная в исполнительном листе от 16.12.2022 серии ФС № 035309120 сумма в размере 63 436 руб. образовалась по налогу на доходы физических лиц, КБК 110102010010000110 по ОКТМО 86610101 на сумму 28 941 руб., по ОКТМО 40319000 на сумму 34 495 руб.

Налоговый орган в рамках исполнения судебного акта 22.01.2023 направил в банк (БИК 044030653) запрос о счетах ФИО4, открытых в банке, ответ на который получен 25.01.2023.

В отношении переплаты в размере 61 974 руб. в целях обеспечения исполнения судебных актов, принятых по делу № 2а-538/2022 и исполнительного листа серия ФС № 035309120, выданного 16.12.2022 года, заявителем приняты решения о возврате положительного сальдо по Единому налоговому счету КБК 18201061201010000610 на сумму 27 479 руб. (номер заявки возврат 9967ZV400002507 от 30.01.2023) и на сумму 34 495 руб. 00 коп. (номер заявки возврат 9967ZV400002508 от 30.01.2023).

Также в 2022 году налоговым управлением приняты решения из переплаты по налогу на доходы физических лиц по ОКТМО 86610101 зачесть в уплату налога на имущество КБК 18210601030130000110 в размере 298 руб. (решение о зачете № 95603 от 19.06.2022), в счет уплаты земельного налога КБК 18210606043130000110 в размере 1 164 руб. (решение о зачете № 95601 от 19.06.2022). Информация о проведении зачетов была отражена в «Личном кабинете налогоплательщика.

Письмом от 30.01.2023 года № 29-07/02999 налоговый орган уведомил Казначейство об исполнении исполнительного листа серия ФС № 035309120, выданного 16.12.2022 года, в полном объеме, представив соответствующие документы.

Уведомлением от 31.01.2023 № 06-06-21-872 Управление Федерального казначейства по Республики Карелия приостановило операции по расходованию средств Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, в связи с непредставлением в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа распоряжения на сумму полного или частичного исполнения исполнительного документа по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Считая данное Уведомление Казначейства недействительным, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление налогового органа.

Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», в порядке, установленном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), производится исполнение судебных актов, возлагающих на федеральные казенные учреждения, органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, обязанность по возврату из федерального бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм налогов и сборов, таможенных платежей и пошлин, начисленных на них пеней, штрафов и иных платежей, уплаченных в федеральный бюджет.

С учетом специфики такого денежного обязательства при его исполнении должник - администратор доходов федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства не платежный документ на перечисление средств, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, а поручение для осуществления возврата денежных средств из федерального бюджета в соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ.

Порядок возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм определен в пункте 28 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 13.04.2020 № 66н (в редакции Приказа Минфина России от 29.06.2022 № 102н) (далее – Порядок).

В частности, Порядок предусматривает, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, за исключением единого налогового платежа, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов, начисленных при нарушении сроков возврата, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат сумм поступлений), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с Порядком.

Возврат сумм единого налогового платежа осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администратором поступлений в бюджет - налоговым органом в уполномоченный орган Федерального казначейства, не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления, в соответствии с Порядком.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа при введении с 01.01.2023 института Единого налогового счета (далее - ЕНС).

Согласно пункту 2 статьи 11.3 НК РФ ЕНС признается форма учета налоговыми органами:

1) денежного выражения совокупной обязанности;

2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 НК РФ под единым налоговым платежом (далее – ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с Кодексом. Для целей НК РФ единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 11.3 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 11.3 НК РФ сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), и денежным выражением совокупной обязанности.

В случае если сумма ЕНП на ЕНС превышает совокупную обязанность, образуется положительное сальдо.

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2021 № 244-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 40.1, непосредственно посвященной возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Согласно пункту 4 статьи 40.1. БК РФ, положения настоящей статьи не распространяются на платежи, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, осуществляется в порядке, предусмотренном НК РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в рассматриваемом случае обоснованно применил положения НК РФ.

Как указано выше, ФИО4 16.12.2022 выдан исполнительный лист серии ФС № 035309120, в котором сумма в размере 63 436 руб. образовалась по налогу на доходы физических лиц, КБК 110102010010000110 по ОКТМО 86610101 на сумму 28 941 руб., по ОКТМО 40319000 на сумму 34 495 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Кодекса налогоплательщик вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке, представив в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета (далее - заявление о распоряжении путем возврата).

Абзацем 2 пункта 2 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что в случае недостаточности положительного сальдо на ЕНС для осуществления предусмотренного настоящей статьей возврата сумм денежных средств налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту, возврат осуществляется частично.

В отношении переплаты в размере 61 974 руб. в целях обеспечения исполнения судебных актов, принятых по делу № 2а-538/2022 и исполнительного листа серия ФС № 035309120, выданного 16.12.2022, заявителем приняты решения о возврате положительного сальдо по Единому налоговому счету КБК 18201061201010000610 на сумму 27 479 руб. (номер заявки возврат 9967ZV400002507 от 30.01.2023 года) и на сумму 34 495 руб. (номер заявки возврат 9967ZV400002508 от 30.01.2023 года).

Согласно пункту 7 статьи 79 НК РФ, в случае направления в соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 86 НК РФ налоговым органом в банк запроса о представлении справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, сроки, установленные пунктом 3 статьи 79 НК РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем представления банком информации по запросу налогового органа.

В рамках исполнения судебного акта налоговый орган 22.01.2023 направил в банк (БИК 044030653) запрос о счетах ФИО4, открытых в банке. Ответ на запрос от банка получен 25.01.2023.

Сведения о реквизитах банковского счета, указанные ФИО4 в заявлении, представленном в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия 10.01.2023, у налогового органа отсутствовали.

Для формирования поручения о возврате суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, сведения об открытом налогоплательщику счете в банке, должны быть получены налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 79 НК РФ.

Уведомление о поступлении исполнительного документа от 16.01.2023 №06-06-21/11-319 получено налоговым органом 16.01.2023.

Срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, начинает течь с 17.01.2023 - со дня, следующего за днем получения, также не учитываются в указанный срок дни, необходимые для получения сведений о счетах ФИО4

Данный вывод корреспондируется с положениями пункта 3.1 статьи 242.3 БК РФ, где указано, что в случае направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя течение оставшегося срока, предусмотренного абзацем первым пункта 3 данной статьи, приостанавливается на срок, предусмотренный пунктом 3.2 статьи 242.1 БК РФ.

Таким образом, на момент направления уведомления № 06-06-21-872 от 31.01.2023 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, срок предусмотренный пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, не истек.

В связи с внедрением с 01.01.2023 института Единого налогового счета, представляющего собой единую сумму, отражающую итоговое состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, единый налоговый платеж зачисляется на счета Управления Федерального казначейства по Тульской области, являющегося уполномоченным органом Федерального казначейства по обработке обязательных платежей.

В пункте 5.1 Порядка указано, что уполномоченный орган Федерального казначейства осуществляет учет средств, зачисленных на отдельный казначейский счет для учета налоговых платежей, и их распределение между бюджетами, в том числе принимает к исполнению Заявки на возврат.

Принимая во внимание технологическое решение об обработке обязательных платежей Управлением Федерального казначейства по Тульской области, с 1 января 2023 года возврат налогов осуществляется посредством формирования в автоматизированном режиме администратором поступлений Заявок на возврат, которые направляются для исполнения в уполномоченный орган Федерального казначейства. При этом, взаимодействие между налоговыми органами и органами Федерального казначейства полностью автоматизировано и не предусматривает составления документом на бумажном носителе.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования понятия «поручение» и «заявка» на возврат являются равнозначными. Соответственно, с точки зрения положений Бюджетного кодекса РФ и подхода, сформулированного в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13, заявитель в установленный срок выполнил обязанность по представлению в орган Федерального казначейства заявки (поручения) для осуществления возврата налога.

С учетом изложенного выше правовых оснований для применения к налоговому органу мер ограничительного характера не имелось.

В соответствии с пунктом 6.2. Положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом, утвержденного приказом ФНС России от 23.01.2023 № ЕД-7-4/43@, Межрегиональная инспекция осуществляет учет на едином налоговом счете сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей и контроль за поступлением в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в пределах компетенции.

Так, в соответствии с Порядком налоговым органом сформированы и направлены 30.01.2023 в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по управлению долгом заявки на возврат, а Инспекцией по управлению долгом в свою очередь направлены 06.02.2023 года заявки на возврат в органы казначейства по Тульской области (с 01.01.2023 года уполномоченный орган Федерального казначейства по обработке обязательных платежей), которые последним исполнены 09.02.2023.

С момента направления заявок на возврат обязательства заявителя как администратора поступлений в бюджет по исполнению судебного акта считаются выполненными.

Из пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13, следует, что разделяются понятия должника и администратора поступлений в бюджет.

Налоговому органу в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия, куда был предъявлен исполнительный лист серии ФС № 035309120, открыт лицевой счет.

Письмом от 30.01.2023 года № 29-07/02999 налоговый орган уведомил УФК по Республике Карелия об исполнении исполнительного листа серия ФС №035309120, выданного 16.12.2022, в полном объеме, представив соответствующие документы.

В автоматическом режиме заявки на возврат на сумму 27 479 руб. (№9967ZV400002507 от 30.01.2023) и на сумму 34 495 руб. (№ 9967ZV400002508 от 30.01.2023) были направлены через Межрегиональную инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом в уполномоченный орган Федерального казначейства (Управление Федерального казначейства по Тульской области).

УФК по Республике Карелия, направляя налоговому органу уведомление от 31.01.2023 № 06-06-21/11-872, пришел к выводу о непредставлении документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, притом, что он не уполномочен на исполнение заявок на возврат, заверенные копии заявок были получены ответчиком от уполномоченного органа Федерального казначейства только 09.02.2023.

Таким образом, признав соблюденным налоговым органом установленного пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ срока для направления в органы федерального казначейства информации об исполнении исполнительного документа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у УФК по Республике Карелия оснований для принятия оспариваемого уведомления.

Довод УФК по Республике Карелия о неправомерности проведения налоговым органом зачета части суммы, подлежащей возврату налогоплательщику, в счет уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, произведен возврат ФИО4 НДФЛ в сумме 61 974 руб., а сумма 1 462 руб. зачтена в счет уплаты налогов по сроку 01.12.2022. То есть, достигнута цель принятых по делу № 2а-538/2022 судебных актов - восстановлено право ФИО4 на возврат налога.

На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.09.2023 по делу № А26-1023/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.О. Третьякова

Судьи

М.Л. Згурская

М.Г. Титова