НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 № А42-3812/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 августа 2023 года

Дело №А42-3812/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Денисюк М.И., Мильгевской Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,

при участии:

от заявителя: Епихов А.А., по доверенности от 12.01.2023 (оналйн);

от заинтересованного лица: Железняк Н.Л., по доверенности от 03.10.2022;

от 3-го лица: Абрамова Н.В., по доверенности от 10.02.2023;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22346/2023) Балтийско - Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.05.2023 по делу № А42-3812/2022 (судья Кабикова Е.Б.), принятое

по заявлению Балтийско - Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

к Государственному областному унитарному предприятию "Мурманскводоканал"

3-е лицо: Министерство энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Мурманской области

о взыскании,

установил:

Балтийско - Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» (далее - Предприятие, ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2020 год в сумме 4425113 руб. 84 коп.

К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Мурманской области.

Решением суда от 23.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, ссылаясь, что Общество обязано ежегодно представлять отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в Управление. Иинформация о Плане, указанная в декларации о воздействии не является доказательством его реализации. С 2020 года по настоящее время отчет о выполнении Плана в адрес Управления не поступал. При этом письмом от 28.09.2020 № 10182 ГОУП «Мурманскводоканал» представило в адрес Управления Декларацию о воздействии, в разделе V «Масса сбросов загрязняющих веществ» которой были выявлены превышения сбросов следующих загрязняющих веществ: БПКполн, Взвешенные вещества, Аммоний-ион, Нитраты, Фосфаты по фосфору, Железо растворенное.

Податель жалобы указывает, что в соответствии со статьей 23.1 Закона № 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте НВОС, устанавливаются временно разрешенные сбросы (требование НПА действует с 2019 года). Однако в адрес Управления заявление на выдачу разрешения на временно разрешенные сбросы для указанных выше загрязняющих веществ не поступало, что свидетельствует о бездействии ГОУП «Мурманскводоканал» в части получения разрешительного документа.

В судебном заседании представитель Управление поддержало доводы жалобы, просило решение суда отменить.

Представители Предприятия и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения контроля и проверки представленных Предприятием деклараций о плате за НВОС за 2020 год Управлением выявлено несоответствие значений установленного разрешённого сброса загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса (столбец 3 Раздела 2 Декларации) значениям, пересчитанным по количеству дней действия Деклараций о воздействии на окружающую среду по объектам негативного воздействия II категории, указанным в столбце 8 (масса сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов) Раздела V «Масса сбросов загрязняющих веществ» Декларации о воздействии.

Актом контроля установлено, что Предприятием в нарушение требований статей 16.2, 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), пунктов 11(3), 11(4), 21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255), а также пункта 7.3 приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899» (далее - Приказ № 1043) неверно указаны массы фактического сброса в пределах установленных нормативов допустимых сбросов (столбец 6 Раздела 2), массы фактического сверхлимитного сброса (столбец 8 Раздела 2) и неверно исчислена сумма платы за сбросы загрязняющих веществ, в том числе с превышением нормативов допустимых сбросов по объектам негативного воздействия на окружающую среду II категории.

07.12.2021 Управлением в адрес ГОУП «Мурманскводоканал» направлено требование от 07.12.2021 № 10/14 об уплате задолженности по плате за НВОС за 2020 год вместе с актом контроля.

Поскольку оплата задолженности Предприятием не осуществлена, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

В отношении объектов, оказывающих значительное негативное воздействие (I категория) статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено установление технологических нормативов путем выдачи, уполномоченным государственным органом комплексного экологического разрешения.

В отношении объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие (II категория) статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено представление природопользователем декларации о воздействии на окружающую среду, содержащую сведения о декларируемых массах сбросов загрязняющих веществ. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых сбросов.

В части нормирования сброса загрязняющих веществ для объектов централизованных систем водоотведения Закон № 7-ФЗ предусматривает различное правовое регулирование в отношении:

- сброса загрязняющих веществ, относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения (далее - технологически нормируемые вещества);

- сброса загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам.

Если нормативы не достигаются у организации имеется возможность разработать план мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II категории) или программу повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и получить временно разрешенные сбросы в соответствии со статьями 23.1, 67.1 Закона № 7-ФЗ, что позволит снизить плату за НВОС.

В отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам организациям, эксплуатирующим централизованные системы водоотведения, технологические нормативы не устанавливаются.

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (пункт 10 статьи 22 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии со статьей 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Величина платежной базы для расчета размера квартальных авансовых платежей определяется в соответствии со статьей 16.4 настоящего Федерального закона.

Статьей 16.3 Закона № 7-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьёй, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициенты, установленные вышеназванной статьей.

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее - технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды) (пункт 6.1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объём или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) (пункт 8 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.

В соответствии с частью 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Согласной части 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учётом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвёртого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчётного периода (часть 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255.

Согласно пункту 11(3) Правил № 255 при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объём или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.

Пункт 17 Правил № 255 предусматривает, что плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, технологических нормативов, либо в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду, либо в соответствии с отчётом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории (Пнд) рассчитывается по формуле:

где:

Мндi - платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как объем или масса выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном либо менее установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, технологических нормативов, тонна (куб. м). Для объектов II категории, платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в количестве, не превышающем указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, тонна (куб. м). Для объектов III категории платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов i-го загрязняющего вещества, указанные в отчете об организации, о результатах осуществления производственного экологического контроля, тонна (куб. м);

Нплi - ставка платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества, применяемая в соответствии с постановлением № 39, рублей/тонна (рублей/куб. м);

Кот - дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;

Кнд - коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, равный 1;

n - количество загрязняющих веществ;

Кво - коэффициент к ставкам платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросах загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды), равный 0,5.

Таким образом, на объектах II категории объем и масса сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых сбросов.

Пунктом 7.3 Порядка № 1043 также предусмотрено, что в столбце 3 Раздела 2 декларации в строках указывается НДС, ТН загрязняющего вещества, а также количество загрязняющего вещества в соответствии с декларацией НВОС, отчётом (в тоннах).

Следовательно, при наличии у объекта декларации о воздействии на окружающую среду указанные в ней объем или масса загрязняющих веществ признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых сбросов и в столбце 3 Раздела 2 декларации по плате за НВОС указываются данные из графы 7 декларации о воздействии на окружающую среду.

Согласно части 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются дополнительные коэффициенты:

коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;

коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объём или массу.

Целью введения повышающего коэффициента является стимулирование природопользователей на проведение мероприятий в области охраны окружающей среды.

Действительно, законом № 7-ФЗ предусмотрены особенности в отношении нор­мирования сбросов организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотве­дения, поскольку очистные сооружения таких систем технологически рассчитаны на уда­ление только определенных веществ, а источником загрязняющих веществ являются Або­ненты таких организаций, прежде всего население.

Закон разделяет загрязняющие вещества, сбрасываемые такими организациями условно на две группы:

1)технологически нормируемые вещества (понятие введено пунктом 6.1 статьи
16.3 Закона) - загрязняющие вещества, относящиеся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения.

Перечень таких загрязняющих веществ установлен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N1430, к ним относятся: взвешенные вещества, ХПК, БПК5, азот аммонийный, азот нитратов, азот нитритов, фосфор фосфатов.

2)загрязняющие вещества, не относящиеся к технологически нормируемым веществам.

В отношении технологически нормируемых веществ по объекту негативного воздействия на окружающую среду II категории организацией централизованной системы во­доотведения составляется декларация о воздействии на окружающую среду.

При превышении массы разрешенного к сбросу загрязняющего вещества организация вправе составить План мероприятий по охране окружающей среды, что определено в пункте 13 статьи 67.1 Закона № 7-ФЗ и получить временно разрешенные сбросы, как указано в пункте 7 статьи 23.1 Закона № 7-ФЗ.

Кроме того, организация вправе вместо декларации о воздействии на окружающую среду разработать технологические нормативы и обратиться за получением комплексного экологического разрешения (см. пункт 5.1 ст. 23 Закона № 7-ФЗ).

В тоже время, в отношении второй группы веществ (веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам) технологические нормативы не разрабаты­ваются, а нормативы допустимых сбросов согласно пункту 10 ст. 22 Закона № 7-ФЗ устанавливаются комплексным экологическим разрешением (для объектов I категории) или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории) только в целях расчета нормативов состава сточных вод або­нента.

Соответственно, временно разрешенные сбросы не устанавливаются и план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологиче­ской эффективности не составляются, что следует из пункта 7 статьи 23.1, пункта 13 статьи 67.1 Закона.

Согласно пункту 13 статьи 67.1 Закона программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно тех­нологических нормативов и нормативов допустимых сбросов технологически нормируе­мых веществ.

В подпункте б) пункта 2 Правил разработки плана мероприятий по охране окружа­ющей среды, утв. Приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 667 указано, что план разрабатывается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляю­щими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, при не­возможности соблюдения нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.

Таким образом, в рассматриваемом случае нормируется только первая группа за­грязняющих веществ (технологически нормируемые вещества).

Соответственно, стимулирующие коэффициенты к плате за НВОС, при наличии вины, могут применяться только к плате за НВОС по технологически нормируемым веще­ствам к массе, превышающей массы загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии.

Как указывалось выше, стимулирующие коэффициенты предусмотрены в целях стимулирования юридических лиц к проведению мероприятий по снижению нега­тивного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных техноло­гий.

При наличии Плана и разрешения на временно разрешенный сброс вместо коэффициента 100 применяется коэффициент 25 к массе в пределах временно разрешенных сбросов. За массу сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов применяется коэффициент 1.

То есть применение рассматриваемых коэффициентов, привязано к наличию или отсутствию нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных сбросов и т. д.

Следовательно, стимулирующие коэффициенты не могут применяться ко второй группе веществ, так как в отношении таких веществ нормативы для таких организаций не устанавливаются (как НДС, так и технологические нормативы), планы (программы) не разрабатываются, выдача разрешения на временно разрешенные сбросы законом не предусмотрена, а цели введения таких коэффициентов не могут быть достигнуты

При этом, основной объем стоков таких систем это стоки населения, для которых, как известно, нормативы состава сточных вод не устанавливаются и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод не взимается (см. п. 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. По­становлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644).

Следовательно, основная сумма повышенной платы не может быть компенсирова­на за счет Абонентов, также как, и не может быть включена в тариф на водоотведение.

Применение Росприроднадзором стимулирующих коэффициентов при начислении платы в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируе­мым веществам, не отвечает задачам введения указанных коэффициентов, требованиям ра­зумности и справедливости, чрезмерно ограничивает права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономиче­ской деятельности и права собственности, что не допустимо.

Применение повышенных коэффициентов в отношении организаций, эксплуатиру­ющих централизованные системы водоотведения (социально-значимых предприятий) ста­вит их в более худшее положение по сравнению с другими юридическим лицами, ведь отказать населению, абонентам в приеме стоков такие организации не могут. При этом, разработать план мероприятий по снижению сбросов и получить разрешение на времен­ные сбросы, для того чтобы снизить размер повышающего коэффициента до 25 или 0, как другие юридические лица, они также не могут.

Росприроднадзором доначислена плата с применением стимулирующего коэффи­циента 100 в части оголовков № 0/1-0/12 выпуска № О в Кольский залив Баренцева моря по загрязняющему веществу медь. Медь относится ко второй группе веществ – загрязняющим веществам, не относящимся к технологически нормируемым веществам.

Следовательно, Управлением неправомерно доначислена плата за НВОС с применением стимулирующего коэффициента 100 в части оголовков № 0/1-0/12 выпуска № 0 в Кольский залив Баренцева моря.

Также суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованном применении стимулирующего коэффициента 100 и в части выпуска № 11.

В части платы за НВОС по выпуску № 11 следует отметить следующее.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Судом первой инстанции установлено, что ГОУП "Мурманскводоканал" разработан План снижения сбросов на период с 3 квартала 2018 года по 2 квартал 2025 года (том 3 л.д. 49), согласованный БАМУ Росприроднадзора, что подтверждается письмом от 06.08.2018 № 04/2529 (том 3 л.д. 37).

Росприроднадзор утверждает, что Предприятие должно представлять доказательства реализации плана мероприятий по охране окружающей среды (отчета о его выполнении) ссылая при этом на пункт 21 Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила № 255), а также пункт 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утв. Приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2 (далее - Регламент).

Вместе с тем, из содержания пункта 19 Регламента следует, что отчет по образцу в Приложении № 4 к Регламенту представляется один раз, в момент подачи заявления на получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы, а пункт 21 Правил № 255 не устанавливает обязанности по представлению доказательств реализации плана.

План снижения сбросов предусматривает два этапа. Период реализации первого этапа: 3 квартал 2018 года - 1 квартал 2021 года, второго этапа: 2 квартал 2021 года - 2 квартал 2025 года.

В Плане указано, что эффект достигается только после реализации всего комплекса мероприятий 1-го этапа. Самостоятельная (отдельная) реализация каждого мероприятия 1- го этапа без предыдущего не приводит к повышению эффективности работы очистных сооружений, поэтому и не предусмотрена. Первый этап Плана в установленные сроки выполнен.

Информация о выполнении Плана была предоставлена в Росприроднадзор и в отчете за 2019 год и в декларации о воздействии за 2020 год в Разделе II "Информация о реализации природоохранных мероприятий".

Росприроднадзор не запрашивал информацию о ходе исполнения Плана и не сообщал об отмене действия Плана.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1.

Таким образом, БАМУ Росприроднадзора незаконно доначислило плату по выпуску № 11, применив коэффициент 100.

Кроме того, недопустимо применение коэффициента 100, в случаях, когда отсут­ствует надлежащее нормативно-правовое регулирование.

Согласно пункту 6 статьи 23.1 Закона № 7-ФЗ временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 N 886 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на временные сбросы" вступило в силу 01.09.2022, за пределами рассматриваемого периода.

То есть, у юридических лиц отсутствовала возможность получить разрешение на временно разрешенные сбросы до принятия Правил выдачи таких разрешений. В связи с чем, Росприроднадзор письмом от 12.04.2022 № 10/2857 на запрос предприятия разъясня­ло, что не имеет правовых оснований по выдаче разрешений на временно разрешенные сбросы (том 1 л.д. 80).

Таким образом, Предприятием разрешение на вре­менно разрешенные сбросы не могло быть получено, поскольку в 2019 г., в 2020 г. отсутствовал порядок выдачи разрешения на временные сбросы.

Кроме того, судом установлено, что решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 11.10.2011 по делу № 2-2828 организация строительства и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпускам №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря возложена на администрацию муниципального образования г. Мурманск, а организация строительства и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпуску № 3 с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря возложена на администрацию муниципального образования г. Кола. Срок исполнения (с учетом отсрочки) решения Октябрьского районного суда города Мурманска от 11.10.2011 по делу № 2-2828 закончился 01.01.2017 для г. Мурманска и 27.12.2015 для г. Кола.

В соответствии с пунктом 2.1. Устава ГОУП «Мурманскводоканал» осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства по водоснабжению и водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства городов Мурманск, Кола, Оленегорск с подведомственной территорией, городских поселений Верхнетуломский, Кильдинстрой, Молочный, Мурмаши, населённых пунктов Шонгуй, Зверосовхоз, Минькино, сельского поселения Ловозеро и других населённых пунктов Мурманской области в целях удовлетворения общественных потребностей в хозяйственно-питьевом водоснабжении, водоотведении и извлечение прибыли (том 3 л.д. 13-18).

Тарифы на оказываемые услуги подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в тарифах ГОУП «Мурманскводоканал» отсутствуют расходы на реализацию мероприятий по строительству очистных сооружений.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Управления.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.05.2023 по делу № А42-3812/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

М.И. Денисюк

Н.А. Мильгевская