НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 № А56-40333/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 марта 2024 года

Дело №А56-40333/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.

при участии:

от истца (заявителя): предст. Ларионова Е.Ю. – доверенность от 09.01.2024

от ответчика (должника): не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43329/2023) Комитета по строительству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2023 по делу № А56-40333/2023 (судья Гуляев С.Б.), принятое

по иску Комитета по строительству Ленинградской области

к Администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области

о расторжении соглашений, о взыскании

установил:

Комитет по строительству Ленинградской области (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее – Администрация) средств субсидии в размере 5 866 400 руб., предоставленных в рамках соглашений №1/14 от 13.01.2017 и №2/14 от 14.03.2018, о расторжении соглашений №1/14 от 13.01.2017 и №2/14 от 14.03.2018 о порядке предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области муниципальному образованию Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на софинансирование объекта строительства, являющегося муниципальной собственностью и включенного в государственную программу Ленинградской области.

Решением суда от 09.11.2023 в удовлетворении заявленных Комитетом требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 09.11.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Комитетом требований. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка действиям (бездействию) Администрации по недостижению установленных соглашениями №1/14 от 13.01.2017, №2/14 от 14.03.2018 целевых показателей результативности и эффективности использования средств субсидии. Податель жалоы указывает на то, что ущерб, причиненный Ленинградской области в размере 5 866 400 руб. в результате оплаты фактически не выполненных работ в рамках исполнения ООО «Арктика» муниципального контракта от 20.10.2017 № 5252/17 установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 по делу № А56-118555/2018.

В судебном заседании 23.01.2024 представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.

Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Приложением № 38 к Областному закону Ленинградской области от 09.12.2016 № 90-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2017 годи на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждена Адресная инвестиционная программа, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2017 год.

Программной частью Адресной инвестиционной программы предусмотрены субсидии муниципальным образованиям для реализации в 2017 году государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области», в том числе, на решение вопросов реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области» предусмотрено 830862,5 тыс. рублей; главным распорядителем бюджетных средств определен Комитет.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.03.2016 № 54 утвержден Перечень объектов подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» (далее - Постановление №54).

Приложением № 11 к Областному закону Ленинградской области от 21.12.2017 №82-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждена Адресная инвестиционная программа, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2018 год.

Программной частью Адресной инвестиционной программы предусмотрены субсидии муниципальным образованиям для реализации в 2018 году государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области», в том числе, на решение вопросов реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области» предусмотрено 522089,6 тыс. рублей; главным распорядителем бюджетных средств определен Комитет.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 № 599 утвержден Перечень объектов подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» (далее - Постановление № 599).

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Адресной инвестиционной программой, между Комитетом и Администрацией заключены:

- соглашение от 13.01.2017 №1/14 о порядке предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области муниципальному образованию Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на софинансированиеобъекта строительства, являющегося муниципальной собственностью и включенного в государственную программу Ленинградской области (далее - Соглашение №1/14).

- соглашение от 14.04.2018 №2/14 о порядке предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области муниципальному образованию Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на софинансирование объекта строительства, являющегося муниципальной собственностью и включенного в государственную программу Ленинградской области (далее - Соглашение №2/14).

В соответствии с Постановлением №54 и Соглашением №1/14 в 2017 году Администрации перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование объекта строительства в размере 58 261 245,80 руб. (использовано 30 341 245, 80 руб., остаток составил 27 920 000 руб.)

В соответствии с Постановлением № 599 и Соглашением № 2/14 в 2018 году Администрации перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование объекта строительства в размере 86 484 850 руб. (использовано 76 668 703,17 руб., остаток 9 816 146,83 руб.).

В рамках исполнения условий Соглашений №1/14 и №2/14 Администрацией заключен с ООО «Арктика» муниципальный контракт № 5252/17 от 20.10.2017 на выполнение работ по объекту: «Завершение строительства спортивнооздоровительного комплекса с бассейном на 40 человек (с использованием конструкций объекта незавершенного строительства) по адресу: Ленинградская область, Приозерский район пос. Плодовое» (далее – Контракт); цена контракта 139 600 000 руб.

В Комитет представлены отчеты об использовании субсидии и платежные поручения, согласно которым размер использованной субсидии в 2017 году составил 30 341 245, 80 руб., в 2018 году – 76 668 703,17 руб.

Контрольно-счетной палатой в ходе проверки выполненных объемов работ на объекте «Проект комплексного обустройства площадок под комплексную жилищную застройку, пос. Плодовое, в том числе строительство оздоровительного комплекса (с бассейном на 40 человек), в том числе проектные работы» в рамках проверки целевого использования средств областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий государственной программы Ленинградской области «развитие сельского хозяйства Ленинградской области» за 2016-2017 годы и 1 квартал 2018 года, выявлен факт невыполнения фактически оплаченных работ по Контракту на сумму 5 866 447,88 руб. (акт проверки выполненных объемов работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 18.06.2018).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 по делу № А56-118555/2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019, с ООО «Арктика» в пользу Администрации взыскано 5 866 447,88 руб. неосновательного обогащения (стоимость фактически оплаченных, но не выполненных работ).

Ссылаясь на то, что Администрацией в нарушение пункта 3.2.8 Соглашения №1/14 и пункта 3.2.10 Соглашения №2/14 не исполнены обязательства по обеспечению целевого показателя результативности и эффективному использованию средств субсидии, предоставляемой из средств областного бюджета, Комитет направил в адрес Администрации претензию от 17.03.2023 №кстр-02-3383/2023 о возврате в бюджет Ленинградской области средства субсидии в размере 5866,40 тыс.рублей.

Указанная претензия оставлена Администрацией без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ), которым в рассматриваемом случае является Администрация.

Приложением 3 к Дополнительному соглашению №3 от 28.12.2017 к Соглашению №1/14 утверждены показатели результативности предоставления субсидий, а именно - 17% строительной готовности Объекта на конец 2017 года после использования субсидии (плановое).

Приложением 3 к Дополнительному соглашению №3 от 26.12.2018 к Соглашению №2/14 утверждены показатели результативности предоставления субсидий, а именно - 75% строительной готовности Объекта на конец 2018 года после использования субсидии (плановое).

В соответствии с пунктом 3.2.8 Соглашения №1/14, пунктом 3.2.10 Соглашения №2/14 Муниципальный заказчик (Администрация) обеспечивает адресность, целевой и эффективный характер использования средств субсидии и исполнение в полном объеме обязательств, установленных Соглашением.

В соответствии с пунктом 3.2.9 Соглашения №1/14, пунктом 3.2.11 Соглашения №2/14 Муниципальный заказчик (Администрация) обеспечивает результативность использования средств субсидии.

Таким образом, Администрация, являясь муниципальным заказчиком, приняла на себя обязательства по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств.

В рамках Соглашения №1/14 в 2017 году Администрации перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование объекта строительства в размере 58 261 245,80 руб.

В рамках Соглашения № 2/14 в 2018 году Администрации перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование объекта строительства в размере 86 484 850 руб.

С целью исполнения условий Соглашений № 1/14 и 2/14 Администрацией заключен с ООО «Арктика» муниципальный контракт № 5252/17 от 20.10.2017 на выполнение работ по объекту: «Завершение строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном на 40 человек (с использованием конструкций объекта незавершенного строительства) по адресу: Ленинградская область, Приозерский район пос. Плодовое» (далее – Контракт); цена контракта 139 600 000 руб.

В Комитет представлены отчеты об использовании субсидии и платежные поручения, согласно которым размер использованной субсидии в 2017 году составил 30 341 245, 80 руб., в 2018 году – 76 668 703,17 руб.

Вместе с тем, Контрольно-счетной палатой в ходе проверки выполненных объемов работ на объекте «Проект комплексного обустройства площадок под комплексную жилищную застройку, пос. Плодовое, в том числе строительство оздоровительного комплекса (с бассейном на 40 человек), в том числе проектные работы» в рамках проверки целевого использования средств областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» за 2016-2017 годы и 1 квартал 2018 года, выявлен факт невыполнения фактически оплаченных работ по Контракту на сумму 5 866 447,88 руб. (акт проверки выполненных объемов работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 18.06.2018).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 по делу № А56-118555/2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019, с ООО «Арктика» в пользу Администрации взыскано 5 866 447,88 руб. неосновательного обогащения (стоимость фактически оплаченных, но не выполненных работ).

Таким образом, факт оплаты Администрацией фактически не выполненных ООО «Арктика» работ по Контракту на сумму 5 866 447,88 руб. установлен судебными актами по делу № А56-118555/2018.

Доказательства того, что денежные средства в размере 5 866 447,88 руб. были возвращены ООО «Арктика» Администрации и впоследствии в бюджет Ленинградской области, в материалы дела не представлены.

Как указывает Комитет и не опровергнуто Администрацией, исполнительный лист от 01.04.2019 № 035089674 по делу № А56-118555/2018 был направлен Администрацией в Восточный ОСП Приморского района Санкт-Петербурга для возбуждения исполнительного производства, однако исполнительное производство прекращено 30.09.2021.

Согласно общедоступным сведениям с сайта ФНС России 02.09.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности ООО «Арктика».

Вопреки выводам суда первой инстанции, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Администрацией условий Соглашений №1/14 и №2/14 и норм бюджетного законодательства, выразившихся в недостижении установленных Соглашениями показателей результативности и эффективности предоставления субсидии из бюджета Ленинградской области на строительство Объекта, тем самым Администрацией не исполнены обязательства по обеспечению целевого показателя результативности и эффективному использованию предоставленной субсидии.

Доводы Администрации о том, что в целях достижения установленных Соглашениями № 1/14 и № 2/14 целевых показателей результативности и эффективности использования средств субсидии Администрацией были заключены муниципальные контракты №0145300028221000004 от 01.12.2021 и №100 от 03.08.2022 с ООО «Стройэнерготехнологии» на завершение строительства Объекта, а также ссылки на то, что спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек введен в эксплуатацию в 2023 году, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

В соответствии с условиями Соглашений №1/14 и №2/14 целевые показатели результативности должны были быть достигнуты по Соглашению №1/14 - на конец 2017 года, по Соглашению №2/14 – на конец 2018 года.

Таким образом, заключение в 2021 и 2022 годах муниципальных контрактов №0145300028221000004 от 01.12.2021 и №100 от 03.08.2022 с ООО «Стройэнерготехнологии» на завершение строительства Объекта с использованием иных источников финансирования и ввод объекта в эксплуатацию в 2023 году не свидетельствуют о достижении целевых показателей результативности и эффективности использования средств субсидии по спорным Соглашениями №1/14 и №2/14 и соблюдении Администрацией принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ).

Приведенные судом первой инстанции ссылки на положения Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании убытков не имеют отношения к спорным правоотношениям, поскольку к правоотношениям по предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации подлежат применению нормы бюджетного, а не гражданского законодательства.

Таким образом, поскольку Администрацией не исполнены условия Соглашений № 1/14 и № 2/14 о достижении показателей результативности и эффективности предоставления субсидий на 31.12.2018 и не возвращены в бюджет Ленинградской области средства субсидии в размере 5 866 447,88 руб. (пункт 4.6 Соглашения № 1/14 в редакции дополнительного соглашения № 3 от 28.12.2017, пункт 4.6 Соглашения № 2/14), то исковые требования Комитета о взыскании с Администрации средства субсидии в размере 5866400 руб., предоставленные по соглашениям от 13.01.2017 № 1/14 и 14.03.2018 № 2/14 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований Комитета о расторжении в полном объеме соглашений №1/14 от 13.01.2017 и №2/14 от 14.03.2018, учитывая, что материалами дела установлено неэффективное использование средств субсидии только в части 5 866 447,88 руб.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 09.11.2023 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Комитета о взыскании с Администрации средства субсидии в размере 5866400 руб., с вынесением по делу в данной части нового судебного акта об удовлетворении заявленных Комитетом требований.

В остальной части решение суда от 09.11.2023 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета – без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 ноября 2023 года по делу № А56-40333/2023 отменить в части.

Взыскать с Администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в пользу Комитета по строительству Ленинградской области средства субсидии в размере 5866400 руб., предоставленные по соглашениям от 13.01.2017 № 1/14 и 14.03.2018 № 2/14.

В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 ноября 2023 года по делу № А56-40333/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по строительству Ленинградской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

Н.И. Протас