ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 апреля 2022 года
Дело №А56-98477/2021
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Г.В. Лебедев,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5027/2022) Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2022 по делу
№А56-98477/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества «АР ПЭКЭДЖИНГ» об оспаривании постановлений
о привлечении к административной ответственности,
заинтересованное лицо - Краснодарская таможня,
установил:
акционерное общество «АР ПЭКЭДЖИНГ» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Краснодарской таможни (далее также – заинтересованное лицо, административный орган, таможенный орган) от 17.09.2021 №№
10309000-2791/2021, 10309000-2793/2021, 10309000-2794/2021, 10309000-2795/2021, 10309000-2796/2021, 10309000-2797/2021, 10309000-2798/2021, 10309000-2799/2021, 10309000-2800/2021, которыми Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Заявление принято к рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации (далее также – АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Решением арбитражного суда, принятым путем подписания резолютивной части 28.12.2021, заявление Общества удовлетворено, постановления заинтересованного лица от 17.09.2021 №№ 10309000-2791/2021, 10309000-2793/2021, 10309000-2794/2021, 10309000- 2795/2021, 10309000-2796/2021, 10309000-2797/2021, 10309000-2798/2021, 10309000- 2799/2021, 10309000-2800/2021 признаны незаконными и отменены.
09.02.2022 в связи с подачей апелляционной жалобы заинтересованным лицом арбитражным судом изготовлено мотивированное решение.
Испрашивая отмену обжалуемого решения и принятие нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, таможенный орган ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства.
Податель жалобы обращает внимание на документальное не подтверждение включенных в структуру таможенной стоимости расходов по перевозке товаров до места прибытия, что является нарушением пункта 10 статьи 38, пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 40, пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также – ТК ЕАЭС), в ходе камеральной таможенной проверки выявленные признаки недостоверного заявления таможенной стоимости товаров нашли свое подтверждение.
При этом материалами дела полностью доказаны факты совершения вмененного административного правонарушения и вина Общества в его совершении.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Общество, в том числе обращает внимание на обоснованность решения, принятие последнего с соблюдением норм материального и процессуального права, учетом правил, определенных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 №283, от 15.07.2014 №112.
Заявитель полагает, что с учетом содержания постановлений и сложившейся судебной практики по аналогичным делам таможенным органом неправильно применены нормы материального права.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющим в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки таможенным органом установлено, что 20.09.2019, 24.09.2019, 25.09.2019, 30.09.2019, 07.10.2019 в г. Краснодаре на Прикубанском таможенному посту (ул. Тополиная, д.4) АО «АР ПЭКЭДЖИНГ» (прежнее наименование – АО «АР КАРТОН») при помещении под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления по декларациям (ДТ) №№10309203/200919/0004361, 10309203/240919/0004410, 10309203/240919/0004412, 10309203/240919/0004414, 10309203/250919/0004439, 10309203/250919/0004446, 10309203/300919/0004499, 10309203/300919/0004502, 10309203/071019/0004631 товара - картон различных типов, классифицированный в подсубпозиции 4810 92 100 0 ТН ВЭД, 4810 92 900 9 ТН ВЭД ввезенного, по контрактам с Stora Enso ingerois Oy и METSA BOARD CORPORATION, на условиях поставки FCA Мустола, Финляндия (Инкотермс 2010), в нарушение положений статей 38, 84, 106 ТК ЕАЭС заявил недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, что выразилось в отсутствии документального подтверждения расходов на перевозку (транспортировку) задекларированного товара по территории иностранного государства до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ, невключении в таможенную стоимость товара расходов по его перевозке по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия до места разгрузки.
По данным фактам в отношении Общества 13.09.2021 должностным лицом таможенного органа составлены протоколы об административном правонарушении по делам №№ 10309000-2791/2021, 10309000-2793/2021, 10309000-2794/2021, 10309000-2795/2021, 10309000-2796/2021, 10309000-2797/2021, 10309000-2798/2021, 10309000-2799/2021, 10309000-2800/2021 с квалификацией действий заявителя по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
По названным результатам камеральных проверок таможней приняты решения
По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях заинтересованным лицом вынесены постановления, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, без конфискации товаров, явившихся предметом правонарушения, по делу об административном правонарушении №10309000-2791/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/200919/0004361, - 19 704 руб. 48 коп.; по делу об административном правонарушении №10309000-2793/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/240919/0004410, - 19 683 руб. 68 коп.; по делу об административном правонарушении №10309000-2794/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/240919/0004412, -
19 719 руб. 34 коп.; по делу об административном правонарушении №10309000-2795/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/240919/0004414, - 19 719 руб. 34 коп.; по делу об административном правонарушении №10309000-2796/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/250919/0004439, - 19 719 руб. 34 коп.; по делу об административном правонарушении №10309000-2797/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/250919/0004446, - 19 719 руб. 34 коп.; по делу об административном правонарушении №10309000-2798/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/300919/0004499, - 19 687 руб. 50 коп.; по делу об административном правонарушении №10309000-2799/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/300919/0004502, - 19 700 руб. 84 коп.; по делу об административном правонарушении №10309000-2800/2021, по эпизоду, связанному с декларацией 10309203/071019/0004631, - 19 724 руб. 01 коп.
Полагая привлечение к административной ответственности необоснованным, Общество оспорило названные постановления в судебном порядке.
По результатам оценки материалов дела арбитражный суд первой инстанции признал требования заявления обоснованными, пришел к выводам о не доказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем на основании части 2 статьи 211 АПК РФ признал обжалуемые решения о привлечении к административной ответственности незаконными и отменил их в полном объеме.
Оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и исследовав имеющиеся материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для иных выводов не находит.
Положениями части 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 №79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства», в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
При помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.
К сведениям подлежащим указанию в декларации на товары, относятся сведения о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и статистической стоимости (пункт 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС указано, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а если Евразийской экономической комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией;
- расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) ввозимых товаров, и особенностей их перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией;
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
В соответствии с пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010
№ 376 (действующему в спорный период) в графе 17 ДТС-1 указывается величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров до аэропорта, порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Союза, если в соответствии с установленными внешнеторговым договором условиями поставки перевозка (транспортировка) товара до места прибытия на таможенную территорию Союза не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
Если перевозка (транспортировка) осуществляется различными видами транспорта (мультимодальная перевозка), то учитываются суммарные расходы на перевозку (транспортировку) всеми видами транспорта, исходя из действующих на момент перевозки (транспортировки) товаров тарифов.
Если понесенные покупателем расходы по перевозке (транспортировке) от места прибытия на таможенную территорию Союза до места назначения на таможенной территории Союза не могут быть подтверждены документально, то в графе 17 указывается место назначения на таможенной территории Союза.
Если разделение расходов по перевозке (транспортировке) от места отправления до места прибытия на таможенную территорию Союза и от места прибытия до места назначения может быть документально подтверждено, то
в графе 17 указывается место прибытия товаров на таможенную территорию Союза.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/200919/0004361, - заявленные в декларации сведения, в том числе подтверждены контрактом от 01.02.2016 №610-2016/100, дополнительными соглашениями к контракту, инвойсами от 17.09.2019 №№390877162, 390877161, экспортными декларациями от 17.09.2019 №№19FI000000830217Е2, 19FI000000830265Е7, в части подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС) Обществом также представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 №11.01.2016 №11-01/2016Т, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 17.09.2019 №1889Э на общую сумму 172 660 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 21 087 руб. 07 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 572 руб. 93 коп.) акт выполненных работ от 21.09.2019 31889Э, платежное поручение об оплате за транспортно-экспедиционное обслуживание.
В ходе камеральной таможенной проверки ООО «ПРАЙМ-РУТ» (далее также – экспедитор) представлены названный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 №11.01.2016 №11-01/2016Т, поручение экспедитору от 12.09.2019 и экспедиторская расписка от 12.09.2019 №058/09/19 с указанием стоимости услуг в 172 660 руб., названные счет на оплату от 17.09.2019 №1889Э на общую сумму 172 660 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (21 087 руб. 07 коп. / 151 572 руб. 93 коп.), акт выполненных работ, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, в том числе по счету от 17.09.2019 №1889Э, CMR от 17.09.2019 №1552-37034-01 на осуществление международной перевозки товара, информационное письмо.
Таможенным органом также была дана оценка содержанию документов, оформляющих отношения экспедитора с привлеченным к перевозке лицом.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, административный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 17.09.2019 и акта выполненных работ от 21.09.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/200919/0004361, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 408 руб. 96 коп.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/240919/0004410, - в целях подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС) заявителем, в том числе представлены названный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 19.09.2019 №1917Э на общую сумму 172 660 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 21 247 руб. 06 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 412 руб. 94 коп.), акт выполненных работ, от 24.09.2019 №1917Э.
В ходе камеральной таможенной проверки экспедитором представлены названный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016, поручение экспедитору от 18.09.2019 и экспедиторская расписка от 18.09.2019 с указанием стоимости услуг в 172 660 руб., счет на оплату от 19.09.2019 №1917Э на общую сумму 172 660 руб., с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (21 247 руб. 06 коп. / 151 412 руб. 94 коп.), акт выполненных работ от 24.09.2019, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, CMR от 19.09.2019 №1552-37058-01 на осуществление международной перевозки товара.
Таможенным органом также была дана оценка содержанию документов, оформляющих отношения экспедитора с привлеченным к перевозке лицом.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, административный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 19.09.2019 и акта выполненных работ от 24.09.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме 172 660 руб. методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/240919/0004410, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 367 руб. 36 коп.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/240919/0004412, - в целях подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС) заявителем, в том числе представлены указанный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 20.09.2019 №1927Э на общую сумму 163 250 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 11 562 руб. 78 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 687 руб. 22 коп.), акт выполненных работ, от 24.09.2019 №1927Э.
В ходе камеральной таможенной проверки экспедитором представлены названный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016, поручение экспедитору от 18.09.2019 и экспедиторская расписка от 18.09.2019 с указанием стоимости услуг в 163 250 руб., счет на оплату от 20.09.2019 №1927Э с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (11 562 руб. 78 коп. / 151 687 руб. 22 коп.), акт выполненных работ / услуг от 24.09.2019 №1927Э, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, CMR от 20.09.2019 №1552-37080-01 на осуществление международной перевозки товара.
Таможенным органом также были запрошены и оценены документы лиц, привлеченных экспедитором.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, административный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 20.09.2019 и акта выполненных работ от 24.09.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме 163 250 руб. методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/240919/0004412, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 438 руб. 68 коп.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/240919/0004414, - в целях подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании заявителем (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС), в том числе представлены указанный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 20.09.2019 №1926Э на общую сумму 163 250 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 11 562 руб. 78 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 687 руб. 22 коп.), акт выполненных работ, от 24.09.2019 №1926Э.
В ходе камеральной таможенной проверки экспедитором представлены названный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016, поручение экспедитору от 18.09.2019 и экспедиторская расписка от 18.09.2019 с указанием стоимости услуг в 163 250 руб., счет на оплату от 20.09.2019 №1926Э с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (11 562 руб. 78 коп. / 151 687 руб. 22 коп.), акт выполненных работ / услуг от 24.09.2019 №1926Э, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, CMR от 20.09.2019 №1552-37078-01 на осуществление международной перевозки товара.
Таможенным органом также были запрошены и оценены документы лиц, привлеченных экспедитором.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, таможенный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 20.09.2019 и акта выполненных работ от 24.09.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов по маршруту до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме 163 250 руб. методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/240919/0004414, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 438 руб. 68 коп.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/250919/0004439, - в целях подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании заявителем (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС), в том числе представлены названный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 20.09.2019 №1925Э на общую сумму 163 250 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 11 562 руб. 78 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 687 руб. 22 коп.), акт выполненных работ, от 25.09.2019 №1925Э.
В ходе камеральной таможенной проверки экспедитором представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016, поручение экспедитору от 18.09.2019 и экспедиторская расписка от 18.09.2019 с указанием стоимости услуг в 163 250 руб., счет на оплату от 20.09.2019 №1925Э с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (11 562 руб. 78 коп. / 151 687 руб. 22 коп.), акт выполненных работ / услуг от 25.09.2019 №1925Э, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, CMR от 20.09.2019 №1552-37075-01 на осуществление международной перевозки товара.
Таможенным органом также была дана оценка содержанию документов, оформляющих отношения экспедитора с привлеченным к перевозке лицом.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, таможенный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 20.09.2019 и акта выполненных работ от 25.09.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов по маршруту до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме 163 250 руб. методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/250919/0004439, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 438 руб. 68 коп.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/250919/0004446, - в целях подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании заявителем (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС), в том числе представлены указанный выше договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 20.09.2019 №1928Э на общую сумму 163 250 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 11 562 руб. 78 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 687 руб. 22 коп.), акт выполненных работ, от 25.09.2019 №1928Э.
В ходе камеральной таможенной проверки экспедитором представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016, поручение экспедитору от 18.09.2019 и экспедиторская расписка от 18.09.2019 №067/09/19 с указанием стоимости услуг по ставке в 163 250 руб., счет на оплату от 20.09.2019 №1928Э с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (11 562 руб. 78 коп. / 151 687 руб. 22 коп.), акт выполненных работ / услуг от 25.09.2019 №1928Э, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, CMR от 20.09.2019 №1552-37086-01 на осуществление международной перевозки товара.
Таможенным органом также была дана оценка содержанию документов, оформляющих отношения экспедитора с привлеченными к перевозке лицами.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, таможенный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 20.09.2019 и акта выполненных работ от 25.09.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов по маршруту до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме 163 250 руб. методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/250919/0004446, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 438 руб. 67 коп.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/300919/0004499, - в целях подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании заявителем (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС), в том числе представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 №11-01/2016Т, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 24.09.2019 №1946Э на общую сумму 172 660 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 21 217 руб. 70 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 442 руб. 30 коп.), акт выполненных работ, от 30.09.2019 №1946Э.
В ходе камеральной таможенной проверки экспедитором представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 №11-01/2016Т, поручение экспедитору от 20.09.2019 и экспедиторская расписка от 20.09.2019 №069/09/19 с указанием стоимости услуг по ставке в 172 660 руб., счет на оплату от 24.09.2019 №1946Э с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (21 217 руб. 70 коп. / 151 442 руб. 30 коп.), акт выполненных работ / услуг от 30.09.2019 №1946Э, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, CMR от 24.09.2019 №1552-37120-01 на осуществление международной перевозки товара.
Таможенным органом также была дана оценка документов лиц, привлеченных к перевозке экспедитором.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, таможенный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 24.09.2019 и акта выполненных работ от 30.09.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов по маршруту до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме 172 660 руб. методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/300919/0004499, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 375 руб. 00 коп.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/300919/0004502, - в целях подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании заявителем (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС), в том числе представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 №11-01/2016Т, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 24.09.2019 №1947Э на общую сумму 172 660 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 21 115 руб. 10 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 544 руб. 90 коп.), акт выполненных работ от 30.09.2019 №1947Э.
В ходе камеральной таможенной проверки экспедитором представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016
№11-01/2016Т, поручение экспедитору от 20.09.2019 и экспедиторская расписка от 20.09.2019 №070/09/19 с указанием стоимости услуг по ставке в 172 660 руб., счет на оплату от 24.09.2019 №1947Э с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (21 115 руб. 10 коп. / 151 544 руб. 90 коп.), акт выполненных работ / услуг от 30.09.2019 №1947Э, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, CMR от 24.09.2019 №1552-37121-01 на осуществление международной перевозки товара.
Таможенным органом также была дана оценка содержанию документов, оформляющих отношения экспедитора с привлеченными к перевозке лицами.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, таможенный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 24.09.2019 и акта выполненных работ от 30.09.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов по маршруту до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме 172 660 руб. методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/300919/0004502, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 401 руб. 68 коп.
По эпизоду, связанному с декларацией 10309203/071019/0004631, - в целях подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости при таможенном декларировании заявителем (в части включенных в таможенную стоимость транспортных расходов до места прибытия товара на территорию ЕАЭС), в том числе представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 №11-01/2016Т, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 01.10.2019 №2006Э на общую сумму 163 250 руб. с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (ТЭО маршрут Коувола (Финляндия) – граница РФ п/п Торфяновка – 11 526 руб. 85 коп., ТЭО п/п Торфяновка – г.Тимашевск – 151 723 руб. 15 коп.), акт выполненных работ от 09.10.2019 №2006Э.
В ходе камеральной таможенной проверки экспедитором представлены договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016
№11-01/2016Т, поручение экспедитору от 30.09.2019 и экспедиторская расписка от 30.09.2019 №006/10/19 с указанием стоимости услуг по ставке в 163 250 руб., счет на оплату от 01.10.2019 №2006Э с разбивкой стоимости перевозки по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза (11 526 руб. 85 коп. / 151 723 руб. 15 коп.), акт выполненных работ / услуг от 09.10.2019 №2006Э, согласно которому транспортно-экспедиционное обслуживание по маршруту выполнено полностью и в срок, платежное поручение по его оплате, CMR от 01.10.2019 №1552-37222-01 на осуществление международной перевозки товара.
Таможенным органом также была дана оценка содержанию документов, оформляющих отношения экспедитора с привлеченными к перевозке лицами.
Установив по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, что сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной Обществом, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, таможенный орган произвел расчет стоимости товара на основании счета на оплату от 01.10.2019 и акта выполненных работ от 09.10.2019 исходя из включения стоимости транспортных расходов по маршруту до точки назначения на территории ЕАЭС в структуру таможенной стоимости в полном объеме 163 250 руб. методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
На основании изложенного принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации 10309203/071019/0004631, что повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 39 448 руб. 02 коп.
При анализе названных документов, полученных по результатам таможенных камеральных проверок, заинтересованное лицо исходило из выводов
о том, что ни Обществом-декларантом, ни экспедитором, ни перевозчиками
не представлены документально подтвержденные сведения о видах и
стоимости / себестоимости расходов по перевозке товара, задекларированного по декларациям №№10309203/200919/0004361, 10309203/240919/0004410, 10309203/240919/0004412, 10309203/240919/0004414, 10309203/250919/0004439, 10309203/250919/0004446, 10309203/300919/0004499, 10309203/300919/0004502, 10309203/071019/0004631, учитывая при этом единую ставку оплаты транспортно-экспедиционных услуг экспедитора, отсутствие отдельного выделения его вознаграждения, отсутствие в договоре транспортно-экспедиционных услуг условия о распределении транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза, отсутствие в представленных экспедитором документах реквизитов договора транспортно-экспедиционных услуг и сведений о вознаграждении экспедитора, отсутствие сведений о понесенных дополнительных расходах при перевозке товаров, а также о величине последних до границы ЕАЭС и от границы до места разгрузки на территории России от привлеченных к перевозке лиц (перевозчиков), а также не осуществление ими разбивки названных расходов, в связи с чем произведенное декларантом разделение стоимости транспортировки товара (транспортных расходов) до границы таможенного Союза и после ее пересечения, до точки назначения, носит документально неподтвержденный, произвольный характер, что указывает на заявление Обществом-декларантом в графе 17 ДТС-1 не подтвержденной информации (недостоверных сведений о величине транспортных расходов до границы Союза), повлекшей занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин.
Вместе с тем, фактурная стоимость товаров, указанная в графе 42 ДТ
№ 10309203/200919/0004361, 10309203/240919/0004410, 10309203/240919/0004412, 10309203/240919/0004414, 10309203/250919/0004439, 10309203/250919/0004446, 10309203/300919/0004499, 10309203/300919/0004502, 10309203/071019/0004631 признана заинтересованным лицом надлежащей, соответствует сведениям, указанным в инвойсах иностранной компании-продавца.
Применительно к условию договора от 11.01.2016 № 11-01/2016Т суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно письму Минфина России от 04.08.2006 № 03-04-08/175 разбивать стоимость оказываемой услуги отдельно на стоимость организации перевозки до и после границы для документального таможенного оформления грузов обязательным не является.
Цена оказываемых экспедитором услуг может быть выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку грузов, если обязательство экспедитора состоит в обеспечении сохранной доставки груза.
Данный подход не противоречит разъяснениям, приведенным в пунктах 25 – 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
На основании анализа международных товарно-транспортных накладных и представленных в рамках камеральной таможенной проверке документов таможенным органом установлена цепочка перевозчиков товаров по названным декларациям, где экспедитор фактическим перевозчиком не является.
Вопреки доводам заинтересованного лица, из материалов дела об административных правонарушениях следует, что понесенные транспортные расходы на перевозку товаров разделены не произвольно, а с учетом реальных расходов экспедитора, при этом отсутствие в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг условия об их разбивке об обратном не свидетельствует, равным образом об этом не свидетельствует и отсутствие выделения вознаграждения экспедитора, приведенные обстоятельства также не могут рассматриваться в качестве основания для включения в таможенную стоимость стоимости перевозки до конечного пункта назначения на территории России в полном объеме.
В стоимость транспортных расходов по перевозке товара до границы ЕАЭС по спорным декларациям включены документально подтвержденные и не опровергнутые таможенным органом расходы, подтвержденные не только документами российского экспедитора, но и иными организациями, участвовавшими в перевозке, в том числе компанией «Steveco OY», АО «Ленснабпечать»,
ООО «Авто-Альянс», ООО «Мэтр-Ч».
Доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных Обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров и проведение иных операций, связанных с их транспортировкой до границы ЕАЭС, а также относимость этих расходов к товарам, задекларированным по указанным декларациям, таможенным органом не представлено.
Принимая во внимание, что данные транспортных средств, указанные в актах, счетах на оплату, счетах-фактурах, совпадают с данными транспортных средств, указанных в международных товарно-транспортных накладных, а также в представленных декларациях, ссылка на не указание в представленных экспедитором документах реквизитов договора транспортно-экспедиционных услуг является необоснованной.
Из материалов дел об административных правонарушениях также не следует заключение заявителем договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание по спорным поставкам товаров с иными организациями, помимо ООО
«ПРАЙМ-РУТ», данное обстоятельство административным органом не установлено.
Представляемые декларантом документы должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9 – 10, 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.
Имеющиеся в материалах административных дел документы названным критериям соответствуют, разделение расходов документально подтверждено и в соответствующей части они были выделены заявителем.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза»).
Названная обязанность заинтересованным лицом не исполнена, по мнению суда апелляционной инстанции, таможенным органом не доказано, что заявителем при декларировании товара по ДТ №№ 10309203/200919/0004361, 10309203/240919/0004410, 10309203/240919/0004412, 10309203/240919/0004414, 10309203/250919/0004439, 10309203/250919/0004446, 10309203/300919/0004499, 10309203/300919/0004502, 10309203/071019/0004631 заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара в части данных о стоимости перевозки (транспортных расходов) до границы ЕАЭС в структуре таможенной стоимости, так как данные сведения основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Помимо изложенного, квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, является освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера, либо наличие возможности наступления этих последствий в результате недостоверного декларирования, в том числе недостоверного заявления сведений об их таможенной стоимости.
С учетом изложенного, для вывода о наличии состава административного правонарушения и назначения наказания требуется установить правильный размер таможенной стоимости, применив иной метод таможенной оценки, в частности, с использованием имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений об обычных транспортных тарифах, что заинтересованным лицом в рассматриваемых случаях сделано не было.
Оснований для включения в таможенную стоимость всех транспортных расходов на перевозку товара от пункта отправления Коувола (Финляндия) до границы Российской Федерации (п/п Торфяновка) и далее, по территории Российской Федерации до г. Тимашевск у таможенного органа не имелось, также с учетом расстояния до границы Российской Федерации от пункта отправления (ориентировочно 30 км.), и расстояния от последней до точки назначения г.Тимошевск (ориентировочно более 2 000 км.).
Так как административным органом не доказано, что Обществом-декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товара, повлекшие занижение размера подлежащих уплате таможенных платежей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности заинтересованным лицом наличия в его действиях события и состава вмененных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункты 1,2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, обжалуемые постановления заинтересованного лица от 17.09.2021 №№ 10309000-2791/2021, 10309000-2793/2021, 10309000-2794/2021, 10309000-2795/2021, 10309000-2796/2021, 10309000-2797/2021, 10309000-2798/2021, 10309000-2799/2021, 10309000-2800/2021 правомерно признаны незаконными и отменены арбитражным судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению за необоснованностью, как не опровергающие установленные судом обстоятельства, влияющие по существу на правильность принятого решения.
Нарушения норм материального, процессуального права, влекущие отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 – 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2022 по делу №А56-98477/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В. Лебедев