ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
22 декабря 2017 года | Дело № А56-4836/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): ФИО1 – доверенность от 20.07.2017
от ответчика (должника): ФИО2 – доверенность от 20.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-21271/2017 ) АО "Никольские Ряды" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2017 по делу № А56-4836/2017 (судья Д.В. Хохлов), принятое
по заявлению АО "Никольские Ряды"
к МИФНС № 7 по Санкт-Петербургу
о признании решения недействительным
установил:
Акционерное общество «Никольские ряды» (ОГРН <***>, место нахождения: 190068, <...>, далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган) от 15.09.2016 № 228 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 890 370 руб., предложения Обществу внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета, о признании недействительным решения Инспекции от 15.09.2016 № 109 об отказе в возмещении частично суммы НДС, об обязании Инспекции устранить нарушение прав Общества путем возмещения Обществу 890 370 руб. НДС.
Решением суда первой инстанции от 03.07.2017 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Определением апелляционного суда от 18.09.2017 производство по делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы АО «Никольские ряды» на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.04.2017 и решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2016 по делу № А56-35772/2016.
В связи с рассмотрением Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу № А56-35772/2016, суд апелляционной инстанции возобновил производство по делу.
В судебном заседании представитель Общества требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка декларации Общества по НДС за IV квартал 2015 года, в которой заявлен НДС к возмещению в сумме 3 466 581 руб.
По итогам проверки инспекцией составлен акт № 988 от 26.07.2016. На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений Общества, инспекцией приняты решения от 15.09.2016
№ 228 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу подтверждена правомерность применения вычетов по НДС в размере 2 576 211 руб., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
№ 109 об отказе в возмещении из бюджета НДС в сумме 890 370 руб.
Частично отказывая в возмещении НДС, налоговый орган исходил из того, что работы по сохранению и приспособлению объекта под современное использование с привлечением подрядных организаций выполнены на объекте культурного наследия и в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не являются объектом обложения НДС.
Апелляционная жалобы Общества решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 21.12.2016 № 16-13/57938 оставлена без удовлетворения.
Считая решения инспекции не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества, указав, что проведенные Обществом работы по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ не облагаются НДС.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы НДС, предъявленные покупателю продавцом таких товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), то есть они не подлежат отнесению в состав налоговых вычетов, в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость содержится в статье 149 НК РФ.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее в настоящей главе - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Материалами дела установлено, что Общество в соответствии с договором купли-продажи 9784-НЗ от 23.11.2010, заключенным с ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, лит. А, кад. номер 78:32:1065:1.
Объект «Рынок Никольский», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 62, литера А, входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников культуры Правительства Санкт-Петербурга, потенциальному собственнику объекта - Обществу выдано Охранное обязательство на объект культурного наследия (здание, строение, сооружение) от 21.12.2011 № 10547.
На основании Охранного обязательства Общество обязуется обеспечить сохранность объекта культурного наследия федерального значения «Рынок Никольский», площадью 28438,3 кв.м, кадастровый номер 78:32:1065:1:8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 62, лит. А (описательный адрес: ул. Садовая, д.62; наб. Крюкова канала, д.18; Никольский пер., д.1).
Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга 03.12.2013 Обществу выдано разрешение №5-963/13 на право выполнения на объекте культурного наследия федерального значения «Рынок Никольский» работ по сохранению объекта культурного наследия «Рынок Никольский», реставрация и его приспособление для современного использования.
Общество реализует проект восстановления исторического здания "Рынок Никольский" и его дальнейшего приспособления под современное использование в качестве многофункционального комплекса.
Управлением Минкультуры России по Северо-Западному федеральному округу 05.04.2012 выдано разрешение на строительство № 2, в соответствии с которым Обществу разрешается «Сохранение объекта культурного наследия «Рынок Никольский», в том числе его реставрация и приспособление для современного использования под многофункциональный комплекс».
Материалами дела установлено, что в целях реализации проекта Обществом заключены договоры на приобретение работ (услуг), в том числе:
- контракт на генеральный подряд от 17.06.2013 N 17 с ООО "Содис Строй", в соответствии с которым подрядчиком должны быть проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, включая ремонтно-реставрационные работы и работы по его приспособлению для современного использования на земельном участке, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский административный район, улица Садовая, д. 62, литера А;
- договор от 01.08.2013 N 1364/2013 с ООО "Бюро ГПИ", на основании которого проводились работы по геодезическому мониторингу сохраняемой части здания Никольского рынка и окружающей застройки.
По указанным операциям Обществом в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2015 года заявлены налоговые вычеты по НДС в сумме 890370 рублей, в том числе:
По контрагенту ООО «Содис Строй» НДС в сумме 750990,32 рубля:
вознаграждение подрядчика за оказание генподрядных услуг: счета фактуры №НР000024 от 30.11.2015 на сумму 3 247,58 руб., в т.ч. НДС 18% 495,39 руб.; № НР000023 от 30.11.2015 на сумму 2 370 689,34 руб., в т.ч. НДС 18 % 361 630,58 руб.; № НР000028 от 30.11.2015 на сумму 27 313,85 руб., в т.ч. НДС 18% 4 166,52 руб.; № НН000022 от 31.10.2015 на 151 218,65 руб., в т.ч. НДС 18 % 23 067,25 руб., № НН000020 от 31.10.2015 на сумму 2 370 689,34 руб., в т.ч. НДС 18% 361 630,58 руб.
По контрагенту ООО «Содис Строй» НДС в сумме 83330,39 рублей:
работы по инъектированию наружных и внутренних стен; демонтаж конструкций воссоздаваемой части комплекса; полный комплекс работ по устройству фундаментальной плиты коробчатого сечения. Счет - фактура № НР000027 от 30.11.2015 на сумму 546 276,98 руб., в т.ч. НДС 18 % 83 330,39 руб.
По контрагенту ООО «Бюро ГПИ» НДС в сумме 56049,93 рубля:
проведение геодезического мониторинга при реконструкции здания «Никольского рынка» (полевые и камеральные работы по наблюдению за объектами по установленным точкам-маркерам). Счета - фактуры: № 32 от 23.10.2015 на сумму НДС 11 056,19 руб., № 34 от 25.11.2015 на сумму НДС 11 056,19 руб., № 42 от 25.12.2015 на сумму НДС 11 056,19 руб., № 41 от 02.12.2015 на сумму НДС 22 881,36 руб.
Общество для подтверждения права на применение налогового вычета в спорном периоде представило в налоговый орган: книги покупок, договоры, счета - фактуры, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.
По мнению Общества, при получении от продавцов счетов-фактур с НДС даже по операциям, освобожденным от налогообложения в силу статьи 149 НК РФ, налогоплательщик вправе принять по ним НДС к вычету в силу положений статей 169, 171, 172 НК РФ; в рассматриваемом случае Общество вправе было заявить вычет НДС, так как им были соблюдены необходимые условия, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 171, пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд согласился с позицией налогового органа о нарушении обществом статей 171, 172 НК РФ, пункта 2 статьи 173 НК РФ, статей 169, 149 НК РФ, выразившемся в неправомерном применении налоговых вычетов в сумме 2 630 092 руб. по счетам-фактурам, выставленным контрагентами заявителя, в связи с тем, что общество приобретало работы и услуги, реализация которых не облагается НДС в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ - сохранение объекта культурного наследия "Рынок Никольский", в том числе его реставрация и приспособление для современного использования.
Апелляционный суд признает позицию суда первой инстанции ошибочной.
Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС установлен статьями 171 - 172 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем, в пунктах 5 - 6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом обложения по НДС, товарам (работам, услугам) необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС.
Указанные условия для применения налоговых вычетов обществом соблюдены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П разъяснено, что одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Выставленный же покупателю счет-фактура, согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса, в дальнейшем служит для него основанием для принятия указанных в счете-фактуре сумм налога к вычету.
Как следует из пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса, обязанность продавца уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном данным Кодексом, то есть посредством счета-фактуры (пункт 1 статьи 169), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.
Таким образом, общество, приобретавшее у подрядных организаций работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования, и получившее от этих подрядных организаций счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе было применить соответствующие налоговые вычеты, а подрядные организации обязаны уплатить НДС в бюджет.
Доказательств направленности действий общества и подрядных организаций на получение необоснованной налоговой выгоды в материалы дела не представлено и обществу не вменяется.
При таких обстоятельствах следует признать, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в применении налоговых вычетов и возмещении НДС в сумме 890370 руб.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 460-О, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2016 N 305-КГ16-6640 по делу N А40-79255/2014, N 305-КГ16-8642 по делу N А40-58056/15, N 305-КП6-7096 по делу N А40-58052/2015, от 27.11.2017 № 307-КГ17-12461 по делу № А56-42572/2016, № 307-КГ17-9857 по делу № А56-35772/2016.
При таких обстоятельствах следует признать, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с положениями ст.10 АПК РФ подлежат отнесению на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2017 по делу № А56-4836/2017 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу от 15.09.2016 № 228 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 890370 руб., предложения акционерному обществу «Никольские ряды» внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу от 15.09.2016 № 109 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу устранить нарушение прав акционерного общества «Никольские ряды» путем возмещения Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 890370 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу в пользу акционерного общества «Никольские ряды» 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Горбачева | |
Судьи | М.В. Будылева Л.П. Загараева |