НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 № А56-56658/2023

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 ноября 2023 года

Дело №А56-56658/2023

Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2023 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32871/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2023 по делу № А56-56658/2023, принятое

по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

к ООО "Навигатор"

о взыскании,

рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Навигатор», адрес: 199034, <...>, лит. Е, пом. 1Н, ОГРН <***> (далее – ответчик, Общество) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1500 руб.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 12.09.2023 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Фонда взыскан штраф в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018, октябрь 2019. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении иска в части взыскания 1000 руб. штрафа.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации за регистрационным номером ПФР - 088-0001-093252 и согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и частью 4 статьи 1 Закона N 27-ФЗ является страхователем.

В ходе проверки своевременности, полноты и (или) достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Фондом выявлен факт нарушения страхователем порядка представления сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018 года на 30 застрахованных лица, поскольку такие сведения предъявлены на бумажном носителе, в то время как согласно пункту 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ эти сведения подлежали направлению в форме электронного документа установленной формы.

По результатам проверки предъявленных сведений за июнь 2018 года по форме СЗВ-М в отношении 30 застрахованных лиц Фондом 23.10.2019 составлен акт № 202S18190075255 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и 28.11.2019 вынесено решение № 202S19190080377 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб.

Во исполнение названного решения Фондом в соответствии с частью 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ выставлено требование от 15.01.2020 N 202S01200002919.

Также из материалов дела следует, что Общество в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М по типу "исходная" за октябрь 2019 года в отношении застрахованных лиц в установленный законом срок.

Впоследствии, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, Общество 29.11.2019 представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М за тот же отчетный период по типу "дополняющая" на 1 застрахованного лица, в отношении которого, сведения ранее представлены не были.

Фондом проведена проверка с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.

По результатам проведенной проверки Фондом составлен акт от 24.03.2020 N 202S182000022149, из которого следует, что дополняющие сведения представлены Обществом с нарушением срока.

На основании акта проверки Фондом 29.05.2020 приняло решение N 202S19200026817 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.

Во исполнение названного решения Фондом в соответствии с частью 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ выставлено требование от 06.07.2020 N 202S01200037496.

Поскольку Требования об уплате финансовых санкций Обществом в добровольном порядке не исполнены, Фонд обратился в арбитражный суд с иском о выдаче судебного приказа.

05.05.2023 арбитражным судом по делу №А56-39178/2023 был выдан судебный приказ, который в последующем определением от 02.06.2023 отменен, в связи с чем, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, признав доказанным факт совершение Обществом нарушений законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, посчитал возможным уменьшить размер штрафных санкций до 500 руб.

Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, пришла к следующему

В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета

В соответствии с пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь, в случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что численность работников Общества составляла 30 застрахованных лиц, что подтверждается представленными страхователем в Пенсионный фонд сведениями.

Таким образом, исходя из требований пункта 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь обязан был представить в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах в форме электронного документа подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Сведения по форме СЗВ-М (исходные) за июнь 2018 года представлены Обществом в установленный срок на бумажном носителе (нарочно), то есть надлежащим образом свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, Общество не выполнило, в связи с чем, Фонд правомерно привлек его к ответственности в виде штрафа в размере 1000 руб.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела и установлено судом, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ первоначальные сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года в отношении застрахованных лиц Общество представило в установленный законом срок.

Сведения по типу "дополняющая" за октябрь 2019 года - в отношении 1 застрахованного лица Общество представило по собственной инициативе 29.11.2019. При этом сведения, указанные в СЗВ-М по типу формы "дополняющая" не были ранее отражены в сведениях по форме СЗВ-М за этот же период (с типом формы "исходная"), представленных в Фонд в установленный законодательством срок.

Неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных дополняющих сведений Обществом не допущено.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, письма Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), действующей в проверяемый период, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в ПФР сведения в отношении застрахованных лиц.

При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в ПФР сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В рассматриваемом случае, Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, в отсутствие уведомления об имеющихся расхождениях в сведениях, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за октябрь 2019 года, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции исключает применение к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.

Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Указанная правовая позиция, изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2018)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.

При таких обстоятельствах основания для взыскания с Общества финансовых санкций в размере 500 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2019 отсутствуют, в связи с чем, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленного Фондом требования, является неверным.

Вместе с тем, ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 114 Кодекса).

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что совершенное правонарушение не нанесло ущерба экономическим основам государства. Данное обстоятельство, а также отсутствие в действиях Общества умысла, являются основанием для применения судом его права на снижение размера взыскиваемых санкций.

Нормы Налогового кодекса РФ содержат открытый перечень смягчающих обстоятельств, при наличии которых суд может уменьшить размер санкции. Поэтому право установления наличия этих обстоятельств и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду. Признание тех или иных обстоятельств смягчающими, относится к компетенции суда, рассматривающего спор по существу, а возможность снижения размера санкции ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии соответствующих доказательств.

В данном случае судом первой инстанции принято во внимание, что правонарушение совершено Обществом впервые, у Общества отсутствуют иные задолженности по взносам, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным применить указанную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, положения статей 112, 114 НК РФ и снизить размер примененной в отношении Общества санкции до 500 руб.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2023 по делу № А56-56658/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Н.О. Третьякова