ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 июля 2015 года | Дело № А56-75912/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А..
при участии:
от заявителя: Даниловой О.С. по доверенности от 27.112014;
от заинтересованного лица: Олейник Л.В. по доверенности от 23.12.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-518/2014) ОАО «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2015 по делу №А56-75912/2014 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по заявлению ОАО «Российские железные дороги»
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании недействительным предписания
установил:
ОАО «Российские железные дороги» (107174, Москва, ул.Новая Басманная, д.2, ОГРН 1037739877295, далее- ОАО «РЖД», общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (190068, г.Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д.39, ОГРН 1097847327709, далее - Управления Ространснадзора) от 26.09.2014 №07-40-01/575(П).
Решением суда первой инстанции заявленные требования ОАО «РЖД» удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным в связи отсутствием правовых оснований для его выставления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Ространснадзора направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель Управления Ространснадзора поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что общество, как субъект транспортной инфраструктуры, эксплуатирующий транспортные средства обязан соблюдать требования Федерального закона РФ от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», в том числе обеспечить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку начальника ж.д станции, о чем и было указано в оспариваемом предписании.
Представитель ОАО «РЖД» с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложи в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в период с 01.09.2014 по 26.09.2014 УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора на основании распоряжения №643-р от 19.08.2014 проведена плановая документарная проверка в отношении ОАО «РЖД» по вопросу соблюдения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности при оказании услуг железнодорожным транспортом на принадлежащем обществу объекте – железнодорожной станции Ланская.
В ходе проверки органом контроля выявлено нарушение обществом пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее- Закон №16-ФЗ); пункта 5.12 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 (далее-Требования №43), о чем составлен акт проверки от 26.09.2014 №07-37-01/575(А)Ю в котором отражено, что обществом не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности станции, а именно, начальника ж.д станции в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Зафиксированные Управлением Ространснадзора в акте проверки от 26.09.2014 №07-37-01/575(А) нарушения, послужили основанием для выставления заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора предписания от 26.09.2014 № 07-37-01/575 (П), которым в срок до 26.03.2015 предписано организовать осуществление специальной профессиональной подготовки начальника станции Ланская Ходаковской Н.М. в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, а также принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений и исключению повторяемости в дальнейшем.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал ошибочный вывод, что у общества, как субъекта транспортной инфраструктуры, отсутствует обязанность по обеспечению профессиональной подготовки начальника станции. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст.1 Закона №16-ФЗ Закона N 16-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта.
В силу пункта5.12 Требований № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5.6.9 Требований №43 силами обеспечения транспортной безопасности являются: лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности; персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС; подразделения транспортной безопасности.
Приказом ОАО «РЖД» от 12.12.2011 №183 утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» (далее - Положение).
Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» определено частью II названного Положения.
В соответствии с пунктом 13 части II Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО «РЖД», на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением (далее - руководитель объекта железнодорожного транспорта).
Объектом железнодорожного транспорта в данном случае является железнодорожная станция Ланская, которая включена в реестр категорированных ОТИ 29.06.2011 под реестровым номером ЖСС 113041 с присвоением 1 категории.В соответствии с приказом Центральной дирекции железнодорожных вокзалов от 17.02. 2014 №ДЦС-3/188 лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ЖДС Ланская, назначен начальник вокзала.
На основании вышеизложенного, начальник ЖДС Ланская непосредственно относится к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должен пройти специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку.
Положения статьи 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: 1) основные программы профессионального обучения; 2) дополнительные профессиональные программы; типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - не освобождают субъектов транспортной инфраструктуры от исполнения обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности и от ответственности за неисполнение в установленный срок законных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) во исполнение Закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Указа Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 г. № 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству ВУЗов.
Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются:
- разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.
Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
Абзац 2 пункта 42 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610, закрепляет за образовательным учреждением повышения квалификации полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализовываются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Кроме того, на официальном сайте Росжелдора (http://www.roszeldor.ru/trans_save /Inst_UTB) в разделе «Транспортная безопасность» опубликован Перечень подведомственных Росжелдору ВУЗов, на базе которых открыты учебные центры транспортной безопасности. В указанном перечне опубликованы названия федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений, номер лицензии на право ведения образовательной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности и название учебных программ.
По заказу Правительства Российской Федерации в образовательных учреждениях на базе транспортных ВУЗов совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были разработаны и утверждены учебные программы профессиональной подготовки на основании существующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности в государстве и в сфере транспорта. Право образовательных учреждений на самостоятельное утверждение соответствующих программ непосредственно закреплено законодательством РФ.
Таким образом, в настоящее время утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.
Следовательно, общество имело возможность для соблюдения пункта 5.12 Требований №43 о необходимости проведения специальной профессиональной подготовки, повышения квалификации начальником ж/д станции Ходаковской Н.М., чего им сделано не было.
Апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что включение начальника станции Ходаковской Н.М. в число лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности приказом от 17.02.2014 № ДЦС-3/188 не свидетельствует об отнесении начальника станции непосредственно к силам обеспечения транспортной безопасности.
Как видно из названного Приказа должностным лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на станции Ланская, назначен начальник станции Ланская, а приказом от 06.09.2007 №996-К ее начальником назначена Ходаковская Н.М. ( л.д.61).
Неправомерна ссылка суда на отсутствие у общества обязанности по назначению лица ответственного за обеспечение транспортной безопасности непосредственно на объекте транспортной инфраструктуры, отнесенного к первой категории
В силу пункта 5.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности (учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта) на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 5.4 Требований- субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или группы ОТИ третьей и четвертой категории.
Апелляционный суд отмечает, что пункт 5.4 Требований не противоречит, а дополняет пункт 5.1 Требований в том смысле, что в соответствии с присвоенной категорией ОТИ, на нем должно быть назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Так как ОТИ 3-й и 4-й категорий имеют более низкую степень угрозы возможных актов незаконного вмешательства, то разрешено группировать данные ОТИ и назначать в этих группах одного ответственного за обеспечение транспортной безопасности, а не на каждом отдельном ОТИ. Таким образом, на всех ОТИ, без исключения, должны быть назначены ответственные за обеспечение транспортной безопасности.
Апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае административным органом представлены достоверные доказательства, подтверждающие, что именно на общество, как на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность по соблюдению требований Закона о транспортной безопасности, а также наличия оснований для выставления обществу предписания об устранении нарушений.
ОАО «РЖД» при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования оспариваемого предписания, поскольку неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления Ространснадзора удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 марта 2015 года по делу № А56-75912/2014 отменить.
ОАО «Российские железные дороги» в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.09.2014 №07-37-01/575 (П), отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Г.В. Борисова | |
Судьи | И.Б. Лопато Е.А. Сомова |