НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 № 13АП-15189/2022

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 июня 2022 года

Дело № А56-58678/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Слоневской А.Ю.,

судей  Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,

при участии: 

от истца: Кудакова Е.А. по доверенности от 27.12.2021 (посредством онлайн заседания);

от ответчика: Николенко А.Г. по доверенности от 12.01.2022;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-15189/2022 ) непубличного акционерного общества «Региональная энергетическая компания» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2022 по делу № А56-58678/2021 , принятое

по иску непубличного акционерного общества «Региональная энергетическая компания»

к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Ладога» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу

об обязании,

установил:

акционерное общество «Региональная энергетическая компания»
(ОГРН 1093925041781, ИНН 3906214663; Калининградская область, г.Калининград, ул.Бакинская, д.2; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Ладога» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН
1047844049440, ИНН 7842012419; Санкт-Петербург, Бакунина пр., д.14; далее – Учреждение) об обязании ответчика заключить с Обществом дополнительное соглашение к договору от 01.11.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №30/08/2017 на условиях увеличения ставки налога на добавленную стоимость до 20%, действие которого распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2019.

Решением суда от 15.04.2022 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда от 15.04.2022, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что в связи с изменением законодательства Российской Федерации в части изменения процентной ставки на добавленную стоимость Общество неоднократно направляло в адрес Учреждения дополнительное соглашение с изменением платы по договору в части изменения процентной ставки на добавленную стоимость с 18 % на 20 %. По мнению подателя жалобы, отказ Учреждения от 20.03.2020 от подписания дополнительного соглашения не обоснован, поскольку дополнительное соглашение с изменением платы по договору в части изменения процентной ставки на добавленную стоимость направлено 25.01.2019.

Учреждение в отзыве просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика отклонил их.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество (сетевая организация) и Учреждение (заявитель) 01.11.2018 заключили договор № 30/08/2017 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор), согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя «КЛ 15 кВ до ТП-1 2×400 кВА; ТП-2 2×1000 кВА; ТП-3 2×1000 кВА; ТП-4 2×630 кВА; ТП-5 2×1000 кВА; ТП-6 2×1250 кВА; ТП-7 2×400 кВА (Новые) для электроснабжения производственных и административных зданий», в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств        5202,41 (кВт); категория надежности 2; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 15 (кВ); максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 кВт.

Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 1.2 договора).

Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения производственных и административных зданий, которые расположены (будут располагаться) по адресу: Калининградская область, вблизи п.Зеленый Гай (земельный участок с кадастровым номером 39:05:040626:142) (пункт 1.3 договора).

Стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до 31.12.2020. При этом срок исполнения обязательств сетевой организации по настоящему договору продлевается соразмерно времени задержки исполнения обязательств со стороны заявителя (пункт 1.7 договора).

Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18.09.2017 № 65-01/тпэ/17 и составляет:
131 777 506 руб. 60 коп., кроме того НДС 23 719 951 руб. 19 коп., всего                     155 497 457  руб. 79 коп. В размер платы, установленный настоящим договором, входят все затраты сетевой организации за технологическое присоединение заявителя, в том числе затраты на приобретение материалов, оборудования, их доставку, оплату работ соисполнителей, привлекаемых сетевой организацией для исполнения настоящего договора, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и иных обязательных платежей (пункт 3.3 договора).

Внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке: 90 процентов платы за технологическое присоединение, что составляет 139 947 712 руб. 01 коп., включая НДС, вносятся в качестве авансового платежа течение 30 дней со дня заключения настоящего договора; 10 процентов платы за технологическое присоединение, что составляет 15 549 745 руб. 78 коп., включая НДС, вносятся в течение 30 дней со дня подписания Заявителем акта об осуществлении технологического присоединения (пункт 3.4 договора).

Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до момента исполнения сторонами своих обязанностей в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (пункт 8.4 договора).

Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны, если они оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными представителями сторон (пункт 8.6 договора).

В обоснование исковых требований Общество сослалось на то, что договор заключен сторонами 01.11.2018 в период действия ставки налога на добавленную стоимость в размере 18%, в то время как ставка налога на добавленную стоимость (НДС) увеличена до 20%, действие увеличения распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2019, в связи с чем отчисления в бюджет (НДС) увеличились на 2%, соответственно, в этой части увеличилась налоговая нагрузка истца и уменьшилась его экономическая выгода от спорной сделки.  Истец неоднократно обращался к ответчику с письменными предложениями о внесении изменений в договор на условиях дополнительного соглашения N 3, направленного в адрес ответчика офертой, в части увеличения цены договора на 2%, в денежном выражении –  на 2 635 550 руб. 13 коп., то есть с 155 497 457 руб. 79 коп. до 158 133 007 руб. 92 коп., для компенсации потерь истца в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20%.

На предложения от 25.01.2019 № 82, от 21.02.2020 № 205, от 14.01.2021         № 9/1 ответчик не отвечал либо отказывал в заключении дополнительного соглашения. На претензию от 27.05.2021 № 550 об оплате истцу дополнительно                               2 635 550 руб. 13 коп. по договору ответчик письмом от 02.06.2021 № 618 ответил отказом, указав на надлежащее выполнение денежных платежных обязательств из договора и отсутствие задолженности по цене, согласованной договором.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что правоотношения сторон регулируются специальным законодательством, а именно, пунктом 54 статьи 112 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ), действовавшем в спорный период.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (пунктом 1 статьи 452 ГК РФ).

Заключенный между сторонами настоящего спора Договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору возмездного оказания услуг; к правоотношениям сторон по таким договорам применяются, помимо специальных норм, положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункту 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

В свою очередь, заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика (пункт 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пункты 16, 17 Правил N 861).

Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, а также фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств в электрической сети.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения.

Возможность увеличения цены сделки и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора допускается в случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора в соответствии со статьей 421 ГК РФ, либо предусмотрена нормативными правовыми актами (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2017 N 308-ЭС17-9467, от 24.11.2014 N 307-ЭС14-162).

С 01.01.2019 общая ставка НДС, урегулированная в пункте 3 статьи 164 НК РФ, повышена Законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ с 18% до 20%. При этом, пункт 4 статьи 5 Закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ в том числе предусматривает, что положения пункта 3 статьи 164 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.

Таким образом, независимо от момента получения оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), переданные начиная с 01.01.2019, их реализация подлежит налогообложению НДС по ставке 20%.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 31-П, в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате НДС в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения НДС завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС.

Исходя из пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" допустимо взыскание НДС сверх цены работ, если он не был включен в расчет этой цены.

Соответственно, если стороны сделки, не согласовали иного, поставщик товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных), в том числе переданных после 01.01.2019, имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20%, за исключением государственных (муниципальных) контрактов, на которые распространяются специальные нормы Закона N 44-ФЗ.

Учитывая статус ответчика, как казенного учреждения, а также то, что договор заключен Учреждением для его нужд, цена договора являлась твердой, установленной уполномоченным органов в области тарифного регулирования и не могла изменяться в ходе его исполнения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 502-ФЗ) статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 54, согласно которой до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.10.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.10.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Указанная норма Закона N 44-ФЗ предусматривает наличие следующей совокупности условий для изменения цены контракта: изменение осуществляется исключительно до 01.10.2019 и по соглашению сторон; только в пределах увеличения ставки НДС и только на товары, работы, услуги, в отношении которых увеличилась данная ставка, и оплата которых осуществляется после 01.10.2019; если увеличенный размер ставки НДС не был предусмотрен условиями контракта (в том числе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта).

При этом частью 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в отношении государственного (муниципального) заказчика предусмотрено условие о возможности изменения цены контракта только в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Возможность изменения указанными в пунктах 5 и 6 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками цены контракта в связи с увеличением ставки НДС при отсутствии доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта, положениями части 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.

Сторонами не представлены доказательства, что заказчику увеличены лимиты бюджетных обязательств, в связи с увеличением ставки НДС.

Таким образом, условия для изменения цены договора отсутствуют.

Апелляционный суд принимает во внимание, что при заключении договора 01.11.2018 истец достоверно знал о своей обязанности с 01.01.2019 уплатить НДС по ставке 20% согласно закону, принятому и опубликованному до заключения договора. Направив оферту на заключение договора 26.09.2017, истец, после публикации Закона № 303-ФЗ в августе 2018 года зная об увеличении ставки НДС с 01.01.2019 применительно к спорным правоотношениям, не предпринял действий по отзыву ставшей обязательной для него оферты в порядке статей 435, 436 и 438 ГК РФ.

Внесение изменений в договор в связи с увеличением ставки НДС осуществляется до 01.10.2019. Истец длительное время после установленного законом срока внесения изменений в договор (до 01.10.2019) не обращался за судебной защитой, исковое заявление направлено в суд 30.06.2021.

Решение суда является законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2022 по делу №  А56-58678/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Ю. Слоневская

Судьи

Г.Н. Богдановская

 Е.В. Савина