ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
20 октября 2022 года | Дело № А56-33646/2022 |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26403/2022 ) общества с ограниченной ответственностью «Вест-Сервис» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2022 по делу № А56-33646/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вест-Сервис»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Вест-Сервис» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) от 25.02.2022 №600365.
Решением суда от 04.07.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы ссылается на то, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, ссылаясь, на то, что информация о чеке была размещена на сайте транспортной компании. Полагает, что налоговым органом допущена ошибка при квалификации того деяния, которое было якобы установлено в ходе проведенной проверки. Податель жалобы ссылается на допущенные Инспекцией процессуальные нарушения в ходе проведения проверки и в ходе производства по делу об административном правонарушении. Указывает, что вина Общества не доказана.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения сотрудниками Инспекции контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» установлено следующее.
12.01.2022 года в 12 часов 44 минут в автотранспортном средстве (автобусе) ПАЗ 320302-11 с государственным регистрационным номером В 602 УР 147, принадлежащем ООО «Вест-Сервис» (договор аренды от 23.11.2021 №Ар003150), следующем по маршруту №486В (г. Санкт-Петербург, ст. м. Ветеранов - Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Горбунки), обслуживаемому организацией-перевозчиком ООО «Вест-Сервис» при осуществлении расчета наличными деньгами за услугу по перевозке двух пассажиров общей стоимостью 80 рублей 00 копеек по маршруту №486В (г.Санкт-Петербург, ст. м. Ветеранов - Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Горбунки) и находящемся в момент осуществления расчета по адресу: 188502, Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Новополье у д. 16, остановка общественного транспорта (не относящемуся к отдаленной и труднодоступной местности), водитель автобуса Джабаров Д. Х., являющийся работником ООО «ВЕСТ-СЕРВИС», управлявший транспортным средством модели ПАЗ 320302-11 с государственным регистрационным номером В 602 УР 147, в момент оплаты с клиентом (пассажиром):
- кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе не выдал (не направил),
- контрольно-кассовую технику не применил,
- не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставлен бланк документа с напечатанным на нем таким QRкодом,
- не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код,
- не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 04.02.2022 Инспекцией в отношении заявителя протокола №600365 об административном правонарушении.
Постановлением Инспекции от 25.02.2022 № 600365 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ, пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).
Согласно пункту 3.1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ в случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.6 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в том числе при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи
Согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
В силу пункта 5.7 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:
1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);
2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
Пунктом 5.9 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ также предусмотрено, что при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки и подтверждается материалами дела, в нарушение вышеприведенных требований Закона N 54-ФЗ ООО «Вест-Сервис» при оказании услуг по перевозке двух пассажиров общественным транспортом 12.01.2022 года в 12 часов 44 минуты осуществило расчет наличными деньгами с пассажиром Вельской Наталией Владимировной на общую сумму 80 рублей 00 копеек и без применения контрольно-кассовой техники, и без выдачи (без направления) кассового чека или бланка строгой отчетности (билета) на бумажном носителе, а равно: не были реализованы (не переданы, не выданы) проездной документ (билет) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет» кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета, не было обеспечено отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данныхкоторого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом, не была обеспечена возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
Законом N 54-ФЗ предусмотрено исполнение обязанности по применению контрольно-кассовой техники при наличии прямой связи непосредственно произведенного расчета, между пассажиром (клиентом) и организацией (индивидуальным предпринимателем), с возможностью получения клиентом кассового чека в момент расчета или по QR-коду, отраженному на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо по напечатанному QR-коду на бланке документа, либо по QR-коду, отраженному на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо по выданному (предоставленному) проездному документу (билету) или по талону для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
Если кассовый чек в момент расчета не выдается клиенту или QR-код не отражается на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо не печатается QR-код на бланке документа, либо QR-код не отражается на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо не выдается (не представляется) проездной документ (билет) или талон для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, то клиент не имеет возможность получит кассовый чек в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ.
Факт нарушения требований статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Довод Общества о том, что ООО «Вест-Сервис» представляет покупателям возможность бесплатного получения с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, путем ввода данных по полученному билету на сайте 000 «Вест-Сервис» (http://vest-service.ru/) подлежит отклонению, поскольку при расчете наличными деньгами с пассажиром Вельской Наталией Владимировной за оказание услуги по перевозке двух пассажиров по маршруту № 486В стоимостью 80 руб. 00 коп. Джабаров Дилшоджон Хамиджонович - водитель автобуса 000 «Вест-Сервис» с государственным регистрационным номером В 602 УР 147 вообще не выдал проездной документ (билет), что подтверждается видеозаписью проверки от 12.01.2022г., протоколом опроса свидетеля от 12.01.2022г. №600365, в котором на вопрос №34 протокола водитель пояснил, что «билеты выдаю при поступлении просьбы от пассажира, Вельской Н.В. билеты не выдавал», Актом проверки от 17.01.2022г. №600365, протоколом об административном правонарушении от 04.02.2022г. № 600365, в связи с чем, у Инспекции отсутствует возможность получения кассового чека в электронной форме, так как отсутствуют данные билета (номер билета, серия), которые необходимо ввести на сайте ООО «Вест-Сервис» (http://vest-service.ru/) для получения кассового чека в электронной форме.
Таким образом, следует признать, что водителем не были выполнены условия (требования) исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники, предусмотренные пунктом 5.9 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ: предоставление покупателю (клиенту) документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсовоператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета), предусмотрена для случаев реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте пассажиру (клиенту).
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о применении ККТ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
ООО "Вест-Сервис" в апелляционной жалобе указывает, что Инспекцией при составлении протокола об административном правонарушении нарушены положения статьи 28.5 КоАП РФ относительно сроков составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, установленный статьей 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательным, нарушение данного срока не является существенным нарушением, не влечет признание данного протокола недопустимым доказательством по делу и не исключает производство по делу об административном правонарушении при составлении протокола в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Акт проверки от 17.01.2022г. № 600365 вместе с поручением от 12.01.2022г. №600365, приложением к акту проверки от 12.01.2022г. и с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 17.01.2022г. №17-12/00512 были направлены 17.01.2022г. по почте заказным письмом на адрес местонахождения юридического лица ООО«Вест-Сервис», получены Обществом 15.02.2022г., что подтверждается почтовым идентификатором 19841266011380.
Законный представитель ООО «Вест-Сервис» 04.02.2022 на составление протокола не явился, в связи с чем, протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО "Вест-Сервис", извещенного надлежащим образом.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы Общества о неверной квалификации правонарушения подлежат отклонению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 14.5 КоАП РФ, на которую ссылается Общества, предусмотрена административная ответственность за не направление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо не передача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем, обязанность именно по направлению при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо по передаче указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию предусмотрена иными нормами Федерального закона №54-ФЗ.
Таким образом, Инспекция верно квалифицировала правонарушение по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае административное наказание назначено оспариваемым постановлением в пределах санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (штраф в размере 30 000 руб.), что, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 июля 2022 года по делу № А56-33646/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | Н.И. Протас | |