НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 № 13АП-25887/20

609/2021-23544(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г., 

при участии от федерального государственного унитарного предприятия  «Завод имени Морозова» ФИО1 (доверенность от 11.01.2021), от  Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору ФИО2 (доверенность от  03.12.2020), 

рассмотрев 20.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2020 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2020 по делу 

 № А56-26571/2020,

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Завод имени  Морозова» (адрес: 188679, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, 

<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>;  далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления  Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору (адрес: 191028, г. Санкт-Петербург, 

; ИНН

7841340833

ул. Моховая, д. 3; ОГРН ; далее – Управление)  от 23.03.2020 № 10-1261-724/ПО о привлечении заявителя к административной 

ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Решением суда первой инстанции от 13.08.2020 заявленные требования  удовлетворены. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2020 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, в  действиях Предприятия имеется состав административного правонарушения. 

В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы  жалобы, представитель Предприятия просила в ее удовлетворении отказать. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на 


основании распоряжения от 17.02.2020 № 10-1261/Рк проведена внеплановая  выездная проверка соблюдения Предприятием обязательных требований  промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного  объекта (далее – ОПО) I класса опасности «Площадка производства ракетных  топлив» (рег. № А20-02146-0001), расположенного по адресу: 

Ленинградская обл., Всеволожский р-н, <...>.

В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 04.03.2020

 № 10-1261-1357/А, что в декларации промышленной безопасности ОПО  (утверждена Предприятием 27.08.2018) не проведена всесторонняя оценка  риска аварии и связанных с ней угрозы; при составлении декларации  промышленной безопасности не учтены количество, наименование, степень  опасности и характер воздействия на организм человека и окружающую среду  опасных веществ, которые получаются, используются, перерабатываются,  образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в зданиях  федерального государственного унитарного предприятия «Российский научный  центр «Прикладная химия» (далее – ФГУП «РНЦ «Прикладная химия»),  расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами  47:07:1716001:357, 47:07:1716001:358, 47:07:1716001:359, доступ к которым  обеспечен через земельный участок Предприятия с кадастровым номером  47:07:1716001:10; в сведениях, характеризующих ОПО, не учтено количество  опасных веществ, находящихся на участках (зданиях) ФГУП «РНЦ «Прикладная  химия», непосредственно примыкающих к территории ОПО Предприятия; в  декларации промышленной безопасности не проведена оценка допускаемых  расстояний между зданиями и сооружениями Предприятия и ФГУП «РНЦ  «Прикладная химия» с обеспечением необходимых уровней защиты зданий и  сооружений; не обеспечено ведение учета ввоза (поступления) опасных  веществ на ОПО Предприятия сторонними организациями, в том числе ФГУП  «РНЦ «Прикладная химия»; не в полном объеме обеспечено функционирование  системы управления промышленной безопасностью Предприятия – не приняты  меры в опасных зонах категорированных зданий по ограничению пребывания  людей и движения транспорта, не связанных с работой технологических фаз  этих зон, в том числе ФГУП «РНЦ «Прикладная химия». 

По факту нарушения требований промышленной безопасности ОПО  Управление составило в отношении Предприятия протокол от 16.03.2020 

 № 10-1261-879/П об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, а постановлением от 23.03.2020 

 № 10-1261-724/ПО признало его виновным в совершении административного  правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 220 000 руб. 

Предприятие не согласилось с постановлением Управления о привлечении к  административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с  настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о недоказанности наличия в  действиях Предприятия состава вмененного ему административного  правонарушения, заявление удовлетворил. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ  «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее –  Закон № 116-ФЗ) ОПО являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а 


также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к  настоящему Закону (пункт 1); ОПО подлежат регистрации в государственном  реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации  (пункт 2). 

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая  ОПО, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных  законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов  Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в  области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять  производственный контроль за соблюдением требований промышленной  безопасности; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в  случаях, установленных статьей 14 настоящего Закона. 

Как предусмотрено пунктами 1, 3 статьи 11 Закона № 116-ФЗ, организация,  эксплуатирующая ОПО, обязана организовывать и осуществлять  производственный контроль за соблюдением требований промышленной  безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми  Правительством Российской Федерации. Организации, эксплуатирующие ОПО 

I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной  безопасностью и обеспечивать их функционирование. 

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 116-ФЗ разработка декларации  промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии  и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по  предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к  эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной  безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;  разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий  аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО. 

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной  безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом  исполнительной власти в области промышленной безопасности. 

Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных  производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений утвержден  приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893 (утратил силу; подлежит  применению к рассматриваемым отношениям; далее – Порядок № 893). 

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 893 разработка декларации  включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ  достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению  готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями  промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий  аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба  последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО. 

При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по  обеспечению требований промышленной безопасности следует включать  сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке  декларации в составе проектной документации представляются сведения о  мерах, представленных в проектной документации (пункт 12 Порядка № 893). 

Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной  безопасности, установлен разделом III Порядка № 893. 

Согласно пункту 20 Порядка № 893 раздел 1 «Общие сведения» должен, в  частности, включать обоснование декларирования: перечень составляющих  декларируемого объекта с указанием количества и наименования опасных 


веществ, на основании которых ОПО отнесен к декларируемым объектам;  сведения о работниках и иных физических лицах, включая население: сведения  об общей численности работников на декларируемом объекте, а также данные о  преимущественном размещении работающих по административным единицам и  составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и  наибольшей численности работающей смены, сведения об общей численности  работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных  вблизи декларируемого объекта, сведения об общей численности иных  физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия поражающих  факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на внешних  транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные физические  лица. 

В силу пункта 21 Порядка № 893 раздел 2 «Результаты анализа  безопасности» должен включать сведения об опасных веществах:  наименование опасного вещества, степень опасности и характер воздействия  вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе  при возникновении аварии; общие сведения о технологии: схему основных  технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием  наименования опасных веществ и направления их перемещения в  технологической системе декларируемого объекта, общие данные о  распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны  включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в  технических устройствах, – аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием  максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода  наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих  по максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного  вещества; основные результаты анализа риска аварии. 

Пунктом 22 Порядка № 893 предусмотрено, что основные результаты  анализа риска аварии должны включать результаты анализа условий  возникновения и развития аварий: перечень основных возможных причин  возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию  аварий, краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее  опасных по последствиям аварий, данные о размерах вероятных зон действия  поражающих факторов для описанных сценариев аварии, сведения о  возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других  физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших  (физических лиц), сведения о возможном ущербе от аварий; результаты оценки  риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска  причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим  лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде. 

В соответствии с пунктом 23 Порядка № 893 раздел 3 «Обеспечение  требований промышленной безопасности» должен включать сведения об  обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации  декларируемого объекта, в том числе сведения о системе управления  промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле  за соблюдением требований промышленной безопасности, сведения о  принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в  деятельность на декларируемом объекте, а также по противодействию  возможным террористическим актам; сведения об обеспечении требований  промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и  ликвидации последствий аварии, в том числе сведения о порядке действия сил  и использования средств организации, эксплуатирующей ОПО, а также их 


взаимодействию с другими организациями по предупреждению, локализации и  ликвидации аварий. 

Согласно пункту 24 Порядка № 893 раздел 4 «Выводы» должен включать  перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков  декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий; перечень  наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска; перечень  основных мер, направленных на уменьшение риска аварий; обобщенную оценку  обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по  предупреждению аварий на декларируемом объекте. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что на территории ОПО «Площадка производства ракетных топлив»,  эксплуатацию которого осуществляет Предприятие, внутри границ земельного  участка с кадастровым номером 47:07:1716001:10 расположены земельные  участки с кадастровыми номерами 47:07:1716001:357, 47:07:1716001:358,  47:07:1716001:359 с объектами недвижимости, находящимися в хозяйственном  ведении ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» (корпус 029 с кадастровым номером  47:07:1716001:354; корпус 037 с кадастровым номером 47:07:1716001:353;  трансформаторная подстанция РТП-63 с кадастровым номером  47:07:1716001:352), которые на момент проведения Управлением проверки не  были включены в реестр ОПО. 

Судами также установлено, что доступ на объекты недвижимости

ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» возможен только через территорию ОПО  Предприятия «Площадка производства ракетных топлив». 

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент  составления декларации промышленной безопасности и проведения проверки  Предприятие располагало сведениями о наличии на объектах, принадлежащих  ФГУП «РНЦ «Прикладная химия», опасных веществ (в том числе об их  характеристиках и количестве). 

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий  на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности  ОПО влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1  статьи 9.1 КоАП РФ. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Поскольку вопреки части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации Управлением не доказано наличие у  Предприятия официальных и документально подтвержденных сведений об ОПО  и опасных веществах ФГУП «РНЦ «Прикладная химия», находящихся на его  территории, в связи с чем оно не имело возможности отразить эти сведения в  декларации промышленной безопасности и учесть их при обеспечении  функционирования системы управления промышленной безопасностью, суд  первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя  состава вмененного ему административного правонарушения, с чем согласился  и суд апелляционной инстанции. 

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об  оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд установит, что 


оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо  отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности  или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое  решение принято органом или должностным лицом с превышением их  полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене  оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы  материального и процессуального права применены судами правильно,  кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств  дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 13.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.12.2020 по делу № А56-26571/2020 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – без  удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Алешкевич  Судьи Л.Б. Мунтян 

 И.Г. Савицкая