НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 № 13АП-30776/2016

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 апреля 2017 года

Дело №

А21-3086/2016

    Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,

       рассмотрев 18.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.10.2016 (судья                    Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу № А21-3086/2016,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «150 Авиационный ремонтный завод», место нахождения: Калининградская область, г. Светлый, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными решений Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 236022, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Фонд) от 24.12.2015 № 558 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решения от 25.02.2016 № 44 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках в части начисления и взыскания с заявителя страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ по эпизодам, связанным с:

- занижением предприятием базы для начисления страховых взносов по оплате компенсации, выплачиваемой при дополнительных оплачиваемых выходных днях по уходу за ребенком-инвалидом ФИО1;

- занижением базы для начисления страховых взносов по выплате работникам компенсации за нарушения установленного срока выплаты заработной платы.

Решением суда первой инстанции от 17.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.01.2017, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами  норм материального права и несоответствие выводов  обстоятельствам дела, просит решение от 17.10.2016 и постановление от 17.01.2017 отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 30.11.2015 № 1360 и вынесено решение от 24.12.2015 № 558 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), за не уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 4 587,87 руб. Названным решением заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 22 939,33 руб. и пени в сумме 14 056,04 руб. На основании данного решения Фондом принято решение от 25.02.2016 № 44 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.

Основанием для вынесения указанных решений послужили выводу Фонда о занижении заявителем базы для начисления страховых взносов за проверяемый период, в том числе: по оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом; по выплате компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы работникам; на сумму не принятых к зачету больничных листов и на сумму выплат работнику ФИО2 По мнению Фонда, названные выплаты связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей и являются элементами оплаты труда, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в установленном порядке.

Заявитель оспорил решения Фонда от 24.12.2015 № 558 и от 25.04.2016             № 44 в части выводов: о занижении базы для начисления страховых взносов по оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику ФИО1 для ухода за ребенком-инвалидом за 2012-2013 годы на сумму 60 002,88 руб.; на сумму 715 452,92 руб. по выплате работникам компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами заявителя и признали недействительными  решения Фонда в обжалуемой части.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению по следующим основаниям.

При вынесении обжалуемых судебных актов суды правомерно исходили из следующего.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ).

В силу части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работнику в рамках трудовых отношений.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Частью 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ                     «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» определено, что с 01 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии с частью первой статьи 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 по делу № А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Принимая во внимание указанную правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суды пришли к верному выводу, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит. Таким образом, суды обоснованно не усмотрели правовых и экономических оснований для уплаты страховых взносов в спорном случае.

Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьей 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Закон № 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Предусмотренные статьей 129 ТК РФ компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.

Статьей 236 ТК РФ предусмотрена ответственность работодателя за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. Выплаты, производимые на основании статьи 236 ТК РФ, исходя из их природы, не относятся к гарантиям и компенсациям указанным в статье 129 ТК РФ, выплачиваются в силу закона, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника и не могут быть квалифицированы как заработная плата.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.12.2013 № 11031/13, суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона                       № 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, у Фонда не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат, а у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленного требования Общества о признании недействительными решений Фонда в этой части.

С учетом изложенного, поскольку спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, производятся вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, не зависят от трудовых успехов работника, не являются средством вознаграждения за труд,не исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок суды пришли к правомерному выводу о том, что компенсационная выплата при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не подлежат обложению страховыми взносами.

Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.

Доводы кассационной жалобы Фонда повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие Фонда с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Фактические обстоятельства установлены судом первой и апелляционной инстанций в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу № А21-3086 /2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.Р. Журавлева

С.В. Соколова